Петроверигский переулок, д.10
Здание Института профилактической кардиологии (перед зданием - это видно на фотографии - памятник терапевту-кардиологу А. Л. Мясникову (скульптор М. П. Оленин, 1973 г.). Размещается институт в здании мужского лютеранского Петропавловского училища, построенного в 1912 - 1916 гг. (архитектор О. В. Дессин).
Лютеранское училище, институт кардиологии... А при чём здесь картинная галерея? Впрочем, всё по порядку.
Владелец
усадьбы в Большом Трёхсвятительском переулке, купец, известный предприниматель Василий Александрович Кокорев (Кокоревское подворье напротив Кремля, Кокоревский бульвар) приобрёл в 1858 году участок земли в Петроверигском переулке с находившимся на нём старинным домом, которым на протяжении многих лет владели представители вельможных русских фамилий - так, в экспликации к плану 1758 г. он назван принадлежащим генерал-майорше А. С. Волынской, потом княгине Т. В. Черкасской, за ней действительному тайному советнику П. И. Измайлову, князьям Мещерским, а уже после пожара 1812 г. его купил "мануфактур-советник", богатый купец Г. П. Чероков.
В.А. Кокорев был одним из пионеров русской нефтяной промышленности, занимал видное место в русском финансовом мире, организовал Волжско-Камский банк. Он был творческим, энергичным человеком, щедрым благотворителем. Кокорев платил стипендии студентам из славянских стран, на свои средства устраивал юбилеи сотрудников, торжественные встречи.
Знаменитый хирург Пирогов восторгался Кокоревым во время Крымской войны. Тогда предприниматель снарядил за свой счет сто саней с провизией из Москвы в Севастополь. Назад эти тройки вернулись с ранеными защитниками города.
В.А.Кокорев .
После покупки участка в Петроверигском Кокорев приступил к строительству специального двухэтажного флигеля-теремка в русском стиле для своей коллекции картин. И в 1862 году здесь открылась общедоступная Кокоревская галерея.
Это событие стало своего рода сенсацией. "Северная пчела" (столичное издание) писала: "Сегодня открылась в первый раз для публики много лет собираемая и давно уже ожидаемая Москвою картинная галерея, составленная В.А. Кокоревым. Галерея устроена для Москвы, не имевшей до сего времени решительно никакого пособия для художественного образования публики... Вряд ли можно представить себе издержку более почтенную и в настоящее время более нравственно производительную, как осуществление мысли московской публичной галереи".
Одновременно с восхвалениями почитателей прекрасного Кокорев получил нагоняй от губернатора А.А. Закревского. Арсению Андреевичу не понравилось название музея, крупно выведенное над входом: "Хранилище народного рукоделия". Он увидел в этом нечто безусловно либеральное и распорядился надпись уничтожить.
Публичной и общедоступной эта галерея была названа условно. Кокорев не ставил целью приобщить к изящному простого мужика, а потому как истинный предприниматель ввел "для всей образованной и жаждущей образования публики" плату за вход - 30 копеек (по тем временам немаленькие деньги). Правда, по праздникам билет стоил в три раза меньше, но, как правило, российский обыватель не планировал на праздник посещение музеев - у него в смысле отдыха были иные предпочтения.
Зато для тех, кто мог себе позволить наслаждаться живописью (а в галерее были вывешены работы Левицкого, Венецианова, Брюллова, Айвазовского, Ван Дейка, Брейгеля и прочих знаменитостей) тут действовал своеобразный клуб - с залом для публичных лекций и трактиром, выполненным в русском вкусе. Тут на "литературных утрах" выступали Достоевский и Островский.
Особо поражало обустройство экспозиции.
А.Гребнев. Интерьер картинной галереи В.А. Кокорева. 1864г.
Один из посетителей писал: "Все восемь залов музея убраны богато и со вкусом. Мягкие диваны, красивая резная мебель в русском стиле, прекрасный паркет, столы с затейливой инкрустацией... бюсты мраморные и алебастровые, дорогие вазы... достаточный свет сверху". Кроме того, из-за границы были получены особые увеличительные стекла и так называемые жестяные очки для рассматривания подробностей художественных произведений.
Увы, первый российский картинный музей очень скоро закрылся. Он просуществовал всего лишь три года. Причиной тому были не конфликты с властью, не обвинения в свободомыслии, а элементарные предпринимательские неудачи. И Кокорев сначала продал здание, а после и саму коллекцию. Главным покупателем картин выступило Министерство императорского двора. А часть работ ушла к другому купцу и коллекционеру - Д.П. Боткину (он жил неподалеку, на Покровке). Само же здание купило мужское лютеранское Петропавловское училище, и, безусловно, в нем воспитывали юных москвичей в духе возвышенной романтики. Иной раз даже с перебором. Однажды, в частности, в газетах появилась информация: "В мужском училище при лютеранской церкви Св. Петра и Павла... во время классных занятий ученик 3-го класса, германский подданный Фридрих Франгольц, 14 лет, выстрелом из револьвера в грудь лишил себя жизни. Из оставленных покойным писем видно, что он решился на самоубийство "от безнадежной любви"... Здесь учились физик П. Н. Лебедев, будущий советский публицист и дипломат В. В. Воровский и известный драматический артист М. М. Штраух.
В советское время в здании разместился Институт профилактической кардиологии (ныне - ФГУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» (ФГУ «ГНИЦ ПМ Росмедтехнологии»).
Использованы материалы из статьи А.Митрофанова (
http://walk.rambler.ru/msg.html?mid=918&s=581) и из книги С.К.Романюка "Из истории Московских переулков".