ЧАЙ и чайное действо трансформируют.
Много слов о том, как
1. Действие чая как лекарственного растения.
Этот аспект многократно описан как европейскими, так и восточными исследователями. Коротко можно сказать так: чай обладает многими полезными свойствами. Более подробно можно почитать о составе и действии чая во многих источниках, не считаю нужным останавливаться здесь на этом.
2. Практика ЧАЙного человека
Человек, который вливается в ЧАЙный поток, остается в нем и прикасается к ЧАЮ, как к удивительному трансформирующему напитку древних мудрецов, прикасается к ЧАЙному эгрегору, постепенно начинает изменяться. Причем это происходит незаметно, очень деликатно. И тут мне представляются следующие механизмы:
- Внимание - воспитание осознанности, внимательности к деталям. ЧАЙный человек, волей - неволей, попадая в ЧАЙный мир начинает быть более внимательным, к себе, к гостям, к ЧАЮ, к посуде. Нам, как ведущему действа, надо быть внимательным ко всему, что происходит в пространстве - к воде, к листу, где и как стоит посуда, кому налили напиток, а кому нет и т.д. много -много деталей. Да и сам ЧАЙ мы пробуем на вкус, нюхаем, трогаем, изучаем на внешний вид. Таким образом, развиваются все органы чувств, воспитывается сенсорная чуткость.
- Работа с "Чувством собственной важности" - практически во всех традициях трансформации есть раздел таких практик. Это и огромные христианские храмы, которые делают входящего незначительным, и молитвенные поклоны и простирания, это и ритриты, посты... это и маленькая дверь в японский ЧАЙный домик, которая заставляет снять оружие любого самого важного самурая и зайти в ЧАЙное пространство на коленях, отказываясь от своего эго, от своего величия. По Кастанеде, именно проработка ЧСВ открывает огромное количество энергии, необходимой для реализации практика. ЧАЙный процесс - это практика служения гостям, ЧАЮ, пространству. Практика почтения.
- Чистота - умыслов, посуды... это индийская ЯМА и НИЯМА йогов, и заповеди христиан, и шариат мусульман, это практика образа жизни, своеобразный кодекс бытия. И можно начать с малого - с чистой посуды и чистых носков, например.
- Спокойствие. Спокойствие тут особое, это не отсутствие раздраженности. Это спокойствие, которое приходит изнутри и даже превосходит личные рамки.Сущностное Состояние внутреннего спокойствия это когда испытываешь умиротворенность, или спокойствие, внутри, повсюду, во всех областях, вместо осуждения и оценки всего, вместо попытки изменить людей и обстоятельства так, как нам хочется. Ведущий ЧАЙного действа культивирует это состояние в себе, чтобы потом транслировать его гостям. Гости приходят не за ЧАЕм, гости приходят в ЧАЙное пространство за состоянием, и именно ведущий первый показывает своим примером, к чему мы придем этим путем.
Другим языком, в практике ЧАЙного человека реализуются все принципы японского ЧАЯ - гармония (ва), почтение (сей), чистота (кей) и спокойствие (дзяку), сформулированные Сэн-но Рикю (1522-1591).
3. Гармонизирующее действие чайного действа.
- ТРАНС. Чайное действо - это набор трансовых практик. Транс в данном случае это состояние психики, характеризующееся следующими проявлениями (и гости, и ведущий демонстрируют их):
фиксация взгляда
расширение либо сужение зрачков
замедление глотательного и мигательного рефлексов
замедление и углубление дыхания
замедление частоты сердцебиения
снижение реакции на внешние раздражители
мышечная релаксация
разглаживание складок на лице
задержка моторных реакцийИзменяется также мозговая активность, изменяются ритмы мозга. Состояние транса считается лечебным и используется в психотерапии и различных целительных практиках.
Как транс возникает в процессе чайной церемонии?
- Это состояние ведущего - он сам находится в трансе и транслирует свое состояние.
- Размеренные и ритмичные действия ведущего ЧАЙного действа.
- Сенсорная перегрузка - одновременное поступление большого количества сигналов по всем каналам - визуальные (льющаяся вода, действия мастера, горящая свеча...), аудиальные (музыка, кипение воды в чайнике ...), кинестетические (изменение ощущений в теле, ...), вкусовые (вкус ЧАЯ), обонятельные (аромат ЧАЯ, благовоний).
- Действие ЧАЯ, как вещества, изменяющего сознание.
- "Гармонизация" и уравновешивание. Процессы, которые происходят в процессе чайного действа, призваны интегрировать различные противоположности. Это происходит на многих символических уровнях. Во-первых, правое-левое. Само пространство чайной доски можно разделить на две части - правую и левую. Все движения ведущего идут равномерно на обеих половинах, это уравновешивает правое и левое полушарие, "мужское и женское", ян и инь.
второе - мы уравновешиваем небесное и земное - верхнее и нижнее (тут вам и заземление чашечек на подставках, и переворачивание чайных пар).
Гармонизация элементов происходит в следующей последовательности: осознование (внимание к противоположностям) - выравнивание (обе дуальности приводятся к одинаковому уровню) - интеграция (коллапс противоположностей, интеграция их в единое).
Помимо дуальностей - можно говорить и о выравнивании 5 первоэлементов - земля, воздух, земля, металл и огонь. В процессе церемонии мы стараемся, чтобы все элементы были равно представлены. Опять же осознаем, выравниваем, интегрируем.
И уравновешивание будет происходить во всем - как ведущий, мы подстраиваемся к гостям - и постепенно приводим их к порядку, в каждом действии внося равновесие (это и очень устойчивая осанка, это и поддержка рук и отделение действий друг от друга, это и постановка своего стаканчика на доску после всех гостей, для добавления своим действием равновесия, если такое вдруг отсутствует).
По подобной структуре (осознание - выравнивание - интеграция) происходит работа с полярностями во многих традициях от шаманизма (злой и добрый дух встречаются и вместе исчезают) до религии и психотерапии (например работа с частями личности, психодрамы, коллапс якорей, работа с первичным и вторичным процессом, сознание - подсознание и т.д.)