Мы посетили экопоселение Ковчег - одно из крупных и старых в России. Калужская область, 130 км от Москвы. Вот вам отчет о посещении. Много получилось...
1. Жизнь на природе.
Понравилось. В общем и целом мне нравится такая жизнь. Примерно около 2-х лет последних ко мне приходит мысль о том, что надо перебираться куда-нибудь из города, так как загазованный воздух городов перестал удовлетворять, причем конкретно. Я действительно не считаю, что условия в современных городах позволяют жить здоровой жизнью. Прежде всего меня смущает воздух. Развитие автокредитов на столько увеличило количество автомобилей, что дышать в городе стало действительно трудно. Причем это ощущается явственно, когда поживешь какое-то время на природе, а после возвращаешься «домой».
2. Организация жизни по типу «родовых поселений.
Классная идея. Во-первых, когда подходишь к такому поселку, сразу удивляет простор - на 90 (40 семей) человек приходится 120 гектар земли. Между домами огромные промежутки. Один дом - 1 Га + общая территория, общий дом и т.д.
Во-вторых - такая организация позволяет жить действительно отдельно, не смотря на некую «коммунность» поселения. Когда между домами так много места, нет ощущения, что, приехав в поместье, ты оказываешься в такой же квартире, только на природе (как у нас обстоит дело с дачными поселками), таким образом, люди реально друг - другу не мешают.
Третье - отношение с землей. Основной принцип устройства тут состоит в следующем - земля не может быть предметом спекуляций, земля арендуется некоммерческим партнерством «Ковчег», а потом отдается в пользование своим членам. Таким образом, люди уверены, что никто не продаст участок рядом с их домом под строительство цементного завода, например. Если человек хочет покинуть поселение, он отдает землю, и получает деньги только за дом. И купить этот дом сможет далеко не каждый. Только тот, кто понравиться 75-ти % населения. Вот такая защита от нежелательных соседей. Еще раз: земля может только наследоваться.
Важной частью поселения является общий дом. Это такой местный дом культуры, школа, гостиница, спорткомплекс,… Он был построен самым первым для совместных нужд, сейчас в общем доме живут те экопоселенцы, которые еще не успели построить свои дома, живут гости, проходят собрания, культурные мероприятия.
3. Натуральное хозяйство и природное земледелие.
1 Га земли, это не только отгороженность от соседей, это еще и пространство, способное прокормить 1 семью. Люди, вчерашние городские жители, стараются выйти на такой уровень урожая, + чтобы еще хватало на продажу избытка. Животных в экопоселении на убой не разводят, хотя далеко не все жители вегетарианцы. Запрещено использовать также агрохимию. Зато очень популярны принципы естественного сельского хозяйства - так называемая «пермакультура». Как я понимаю, ключевая идея состоит в следующем: создать такие условия на своем участке, в которых бы все само стало расти. Как в лесу. Максимально близко к природе. А человеку лишь остается право пожинать плоды… Но основная трудность как раз в том, чтобы такие условия создать, пока у нас не так много опыта в этом, да и учиться надо у самой природы, других учителей нет… Ну, конечно, есть великий агроном Зэп Хольцер (сомневаюсь в написании) из Австрии, который по слухам разводит любые растения в открытом грунте на своем высокогорном участке, но к нему еще и поехать надо…
Насколько я понял, в Ковчеге на пашут землю, а используют так называемые почвосберегающие технологии, подробности не знаю.
Популярно в поселении так называемое «естественное пчеловодство», это такой способ содержания пчел, который опять же близок к природному. Как это достигается и какие плюсы: а) большие ульи - в таком ульи пчелам много места, они там не теснятся и собирают много меда;
б) только двукратная ревизия улья в год - весной (поставить рамки), осенью (забрать рамки с медом) - как следствие - пчелы не нервничают, не злые, занимаются только медом, а не обороной. Вторая ревизия - поздно осенью, поэтому мед собирается только зрелый, более полезный и лучше хранящийся. Минус - меда меньше, чем при классическом пчеловодстве;
в) … много еще чего, не хочется вдаваться в подробности. Короче получается то же бортничество, только на своем участке. Пчелы живут сами! Не надо их трогать.
4. Деньги.
Наверное, самый главный вопрос, который волнует людей и который останавливает их от переезда в экопоселение - это вопрос финансовый. Я тоже спрашивал на эту тему, вот что получается:
а) работающий бизнес в городе. Таких людей единицы. Но им проще всего строиться и развиваться на земле;
б) квартира в городе, сдаваемая. Хорошо, но опять же не у всех людей есть квартира;
в) универсальная профессия. Универсальная, потому, что ей можно заниматься в любом месте. Таких профессий не много, но есть. Например - художник. Не важно где рисовать картины, вышивать, … на природе это даже лучше делается. Врач я думаю тоже, вполне возможно работать в окрестных деревнях, ездить на вызовы;
г) дистанционная работа, фриланс. Тут повезло веб-дизайнерам, программистам, редакторам, писателям, всем тем, кто может работать удаленно через Интернет;
д) новая профессия. Некоторые экопоселенцы научились новому и востребованному, например: столярное дело, рубка домов, строительство…
е) вахтовая работа - некоторые выезжают в город на работу на вахты. Поработал - вернулся - опять поработал - домой….
ж) сельское хозяйство - продажа меда и прочих продуктов (но для этого требуется сначала выйти на такие объемы, поэтому можно рассматривать такой источник как самый последний);
з) экономная жизнь. Есть подозрение, что самые большие затраты в экопоселении приходятся на период становления - отсыпать дорогу, провести электричество, построить дом, возвести огород, купить инструменты… в последствии, когда уже все создано - денег требуется реально не много, но до этого периода пройдет много времени, не менее 5 лет. Все-таки, к тому времени натуральное хозяйство должно начать работать.
5. ЭКО-Дом
Эко - потому, что из натуральных материалов. Потому, что такой дом максимально гармонично встраивается в общую природную среду. Разберу по порядку:
а) материалы - в Ковчеге восстановили технологию «легкого самана», это такое бюджетное экологическое строительство. Объясню идею. Сначала ставиться фундамент, любой, и поскольку дом легкий, то неглубокий. Следующий шаг - каркас. Каркас делается из дерева, форма дома и толщина стен определяется каркасом. Каркас покрывается крышей. Следующий этап - утепление. Берется солома и глина. Из глины делается болтушка, концентрации сливок, в раствор опускается солома, потом солома выкладывается на лоток, излишки воды сливаются, после этого каркас с двух сторон покрывается опалубкой и в полученное пространство плотно засовывается мокрая солома. Все пространство под опалубкой заполняется глиняной соломой, после этого опалубка снимается и перемещается выше. Так пока все пространство стены не заполнится мокрой соломой. Таким образом, 5 человек могут за пару недель утеплить один дом. После этого дом сохнет. Интересно, что солома во влажной стене может прорости. Но это даже на пользу, так как растущие растения вытягивают из стены влагу, потом растения отмирают, образуя дополнительный слой утепления. Когда стена просохла ее нужно покрыть ветрозащитой (так как саман продувается) и обшить с двух сторон. Тут уже на усмотрение строителя: сайдинг, вагонка, доски, панели, гипсокартон и т.д. Вот такая система.
Далеко не все дома построены таким образом в Ковчеге, но их достаточно. Благо глины вокруг поселка навалом. Толщина стены от 25 до 40 см. Чем толще стена - тем меньше дров в печку. Дома стоят очень хорошо, не падают, в них тепло, в них комфортно. Мы в таком спали, спалось хорошо;
б) отопление - печное. Сначала в поселении пробовали печи медленного горения - один раз загрузил дровами, 12 часов горит, но впоследствии от них отказались - они более пожароопасны, чем каменные, надо хорошо утеплять трубу, да и тепло от них не такое приятное, как от обычной печи. Рекомендованы мне были печи Кузнецова, это одна из самых эффективных печных систем. www.stove.ru
Приготовление пищи - на печках или на газу. Газ в баллонах.
в) вода - в Ковчеге используют колодцы, качают воду с реки, скважин пока не набурили, моются в основном в банях, у одного поселенца есть даже джакузи. Правда в гости к нему мы не проникли;
г) канализация по мнению ковчеговцев - расточительство. Слив из бани и от умываний и т.д. идет по трубе в так называемые «сепсисы», земляные колодцы для слива, откуда жидкость фильтруется землей, туалеты - чаще уличные, правда без классических ям. Во- первых яма - это зело вонючая штука, во-вторых выгребать ее трудно. Поэтому используют в туалетах большие ведра, экскременты пересыпаются опилками, для убивания вони, а наполненное ведро идет в удобрение огорода. От себя могу добавить, что в новгородской области, в одной из деревень я встречал подобное интересное устройство туалета: во-первых, оно было в доме: не надо бегать на холодную улицу, во-вторых - экскременты, пересыпались соломой - тоже для убирания вони. Один раз в год - из-под дома достается готовое удобрение и все. Вопрос решен;
д) электричество - проведено по столбам до трансформатора, а потом под землей (!) к щиткам - один щиток на два участка. Очень чинно и без лишних «соплей». Обилие столбов и проводов не портят пейзаж. Что касается ветряков - то поселенцами не было найдено нормальных моделей - без сильной вибрации, так как от тех, что есть сейчас на рынке очень большая вибрация, и все микробы, жучки, птички разбегаются от такого генератора, что противоречит идее экологичности. Солнечные батареи + аккумуляторы - занятие трудоемкое и дорогостоящее, дизель генераторы - вонючи и шумны.
6. Дети
Детей в поселении около 40 человек. Возраст разный. Субъективно - дети выглядят очень здорОво. Они очень активны, живы, бегают под дождем босиком, они не болезненны. Они очень сплоченно играют, причем игры живые и в них нет таких героев, как Скупиду, Спайдер-мен и тому подобных. Большую часть времени дети проводят на улице.
Дети школьного возраста - на семейном образовании. Родители готовят программу своим детям, а поскольку в поселении живут люди очень разных специальностей, то каждый делится своими знаниями с другими поселенцами и с детьми. В поселении есть и люди искусства, есть учителя, профессора, ученые, поэтому нехватки в учителях Ковчег не испытывает. В общем доме каждое утро проходит оздоровительная гимнастика, занятия по музыке, актерскому мастерству, живописи, рукоделию, танцы. Дети в непринужденной живой атмосфере постигают школьную программу, каждый в своем темпе, без насилия и деления на «отличников» и «двоечников». Раз в год дети ездят и сдают экстерном экзамены в обычную школу для аттестата. Был период, когда у меня было много сомнений о семейном воспитании, а последнее время мне повезло познакомиться с хорошими примерами таких детей и семей, поэтому могу сказать, что система семейного воспитания имеет право на существование, тем более, что раньше, все дворянские семьи обучались именно таким способом. Мне кажется, что у ребенка должен быть выбор - идти в школу или нет, и идти в нее тогда, когда в этом есть необходимость, и есть желание. Если для ребенка школа это стресс, если он каждую неделю заболевает от одного упоминания о школе, то вполне вероятно, что такого ребенка можно спросить о том, хочет ли он учиться дома. Тем более, что сейчас мы не испытываем недостатка в секциях, кружках, спортивных клубах. Дайте ребенку заниматься тем, что ему больше нравиться. А в свободное время можно освоить математику, физику, и другие школьные предметы, в меньшем объеме, в необходимом для жизни ребенка.
Есть большой плюс по моему мнению, что дети практически воспитываются коммуной, у них есть возможность наблюдать разные варианты поведения, разные ценности и стратегии, что существенно должно обогатить картину мира ребенка.
Взрослые общаются с детьми очень по-взрослому, не «сюсюкаются», что часто можно встретить в городах. Дети здесь не считаются чем-то хрустальным, ломким.
Кстати, дети рожденные в поселении родились здесь. Без помощи советского медицинского родовспоможения. Мужья часто сами принимают роды у своих жен.
7. Управление
Система управления в экопоселении весьма демократична. Есть аналог вече - общего собрания, на котором решают важные для поселения вопросы: пользование общим домом, отсыпка дороги, электричество и так далее. Вся документация максимально открыта: любой житель может подойти в бухгалтерию и спросить обо всех расходах и приходах.
Конечно, есть лидер, но лидер в данном случае это не тот человек, кто указывает, куда всем идти и что делать, а тот, кто берет на себя ответственность за определенные вопросы и решает их. В данном случае есть у некоммерческого партнерства директор, который был одним из автором идеи Ковчега, одним из первых поселенцев, он же все годы существования поселка занимается взаимодействиями с властями - оформление нового населенного пункта, например. Процедура оформления очень трудна, так как за последние многие годы в Калужской области исчезло более 10 деревень, а появилось только одно, есть шанс, что Ковчег будет вторым, администрация области сильно удивлена этим фактом и механизм образования населенных пунктов еще не отработан.
8. Этика
В поселении существует ряд норм поведения: нельзя курить, пить, ругаться матом, очень важными считаются границы «родовых поместий», без разрешения их никто не может пересекать. Это основное.
Мне хочется добавить некоторые субъективные впечатления от посещения Ковчега. Нам было очень трудно быть там «в гостях», сейчас объясню почему.
Конечно, мы, много путешествуя по странам Азии и Кавказа, особенно по исламским регионам и отдаленным от «цивилизации» местам, очень «испорченны» понятиями о гостеприимстве, и поэтому отношение к гостям в Ковчеге нас сильно удивило. Мне вспоминается деревня в пустыне, куда мы вышли пешком, когда дети, играющие на улице, подошли к нам и сходу спросили, есть ли у нас вода, так как они знают, что путешественник в пустыне без воды не сможет жить. Я вспоминал дом, который нам выделил чеченец Умар (которого мы знали всего пару часов) на одну ночь, как очень уважаемым гостям, мне вспоминался спор между местными жителями кишлака Куруш, которые решали, кто позовет нас в гости, мне очень многое вспоминалось, когда мы были в Ковчеге. Как говорила моя бабушка: «в гости звали, да быть не велели». До приезда я написал письмо в поселок: можно, мол, приехать, спросить об организации поселения и подробнее расспросить о саманном строительстве, на что получил ответ: конечно, приезжайте, рады, спросите, о чем хотите. Когда мы приехали, нас спросили о цели приезда, я повторил, после чего про нас забыли. На мои вопросы, у кого можно спросить о саманном строительстве, все пожимали плечами и говорили, что, мол, «все такие занятые». Потом я все-таки упросил поговорить со мной того человека, который отвечал мне на письмо, спасибо ему на этом. После мы хотели поговорить еще с кем-нибудь, но побродив по гектарам земли, покричав хозяев, идею эту бросили.
Интересно, что в день нашего приезда в Ковчеге проходил концерт индийской музыки. Индусы играли-играли, а потом их повели в один из домов ночевать, потом один из поселенцев прибежал в общий дом: оказывается, индусы хотят есть! Мне показалось странным, что приглашенных музыкантов даже не напоили чаем. На следующий день индианка давала мастер-класс по приготовлению индийских лепешек. Она приготовила 4 вида лепешек, потом толпа поселенцев сточила их в один момент. Опять же, индианке даже чаю не налили. Она сидела с грустным видом и клевала с маленькой тарелочки тушеную капусту, которую принесли в качестве начинки к лепешкам…
Я много думаю о феномене гостеприимства, и пока не могу придти к однозначному мнению. С одной стороны, мне не известны случаи гостеприимства среди животных. Если хомяк накопил зерен, так он не позовет никого есть свои запасы. Все в семью, все в дом. Гостеприимство есть только у человека, и то, не у всех. У староверов, например, есть обычаи, связанные с гостями: после ухода чужого человека подметают пол и выбрасывают посуду, с которой гость ел-пил. Интересно. В исламе наоборот: если в дом не идут гости, то в него не идет и добро…
Про экопоселение у меня появилась одна гипотеза. Создание такого поселения - это создание, прежде всего, альтернативного микро-общества, сильно отличного от «большого» обычного общества. Хоть поселенцы и говорят, что они не идут «от» они идут «к», но все равно есть определенная конфронтация с большим миром, который они осознанно покинули. Мне кажется, что гости из внешнего мира, типа нас, могут быть бессознательно (или сознательно?) отнесены к миру, от которого поселенцы с трудом (я думаю, что с трудом) отделились. У них очень четко поставлена граница: свой\чужой. Дети, например, проходя мимо нас (до этого активно разговаривая) замолкали, да и взрослые некоторые тоже. Интересное ощущение. Если честно, то у меня давно не было такого опыта чувствовать себя настолько «чужим». Нам даже казалось часто, что мы находимся в Москве (большая часть поселенцев москвичи), только вместо квартир - дома и 120 Га земли. Городские люди, только пытающиеся жить на природе. Вот такие впечатления.
Итоги.
Некоторые принципы, которые лежат в основе экопоселения Ковчег мне очень понравились. Мне нравиться сама идея жизни в своем доме, нравиться жизнь вблизи природы и многое другое. Конечно, каждое экопоселение - это результат длительного договора группы людей между собой, и окончательный вид этого микро-общества сильно зависит от участников и от их отношений. Как сказал один из водителей, который нас подвозил, покинуть общество - самый легкий путь, гораздо труднее - изменить то общество, в котором мы живем, сделать его лучше, таким, чтобы хорошие принципы, положенные в основу экопоселения, могли в нем легко воплотиться.