Идиот - это добровольно бедный

Mar 05, 2008 19:39

Чудеса вроде исцеления больных и воскрешения мертвых не были чем-то необычным в греческом мире 1 в. необычным и скандальным была благая весть беднякам. Общество делилось на сословия - людей, которые не могут заботиться о своем пропитании - людей недостаточных, тех, кто вынужден работать, чтобы жить - и настоящих людей, не вынужденных работать. В 12 ( Read more... )

sociology4, ethnography

Leave a comment

Comments 112

trout March 5 2008, 16:47:42 UTC
Сейчас наблюдается так называемый дауншифтинг.
Т.е. люди, достигшие определенных материальных и/или социальных успехов, отказываются от активного ведения бизнеса, уезжают в деревню, ведут скромный образ жизни в городе и т.д.
Понятно, что это не "добровольная бедность" (уходят ведь не в бомжи!), но уход от избыточного богатства, которое достается слишком высокой ценой, утратой существенной части личности.

Reply

ivanov_petrov March 5 2008, 17:12:07 UTC
Кажется... тут есть сильное различие. Ведь те бизнесмены в деревню не нищенствовать уезжают... Живут вполне в достатке. А эти ребята именно что нищенствовали.

Reply

Еще термин drandrandr March 5 2008, 17:28:01 UTC
Лет пять назад слышал рассказ, не знаю, осталось ли это явление (да и так уж широко ли было распространено, или мне приукрасили картину). Суть: в Америке существует очень многочисленное сообщество "лузеров" (бедные и принципиально не желающие делать карьеру творческие личности самого разного возраста, нечто напоминающее хиппи, но без какой бы то ни было объединяющей внешней атрибутики и ритуалов), причем это слово в качестве самоназвания кардинально иначе звучало (вполне гордо), чем то же слово в качестве обозначения группы извне.

Reply

Re: Еще термин ivanov_petrov March 5 2008, 17:48:17 UTC
http://baschmatschkin.livejournal.com/360882.html
в тему...

То есть их воспринимают как фу, лузеры, а они - ого-го, лузеры. Но внешне - слабость и недостаточность, так оценивается. верно понял?

Reply


flying_bear March 5 2008, 16:49:35 UTC
Отличный вопрос. Как всегда. Знал я такого человека. Настолько дико представить, что его вдруг взволновало бы, как к нему относятся...

Это, конечно, не ответ на Ваш вопрос, просто замечание по поводу. Самому интересно, что Вам ответят.

Reply

ivanov_petrov March 5 2008, 17:13:41 UTC
если будет не в труд... скажем, потом, когда отгремят комментарии - может быть, Вы сможете сказать несколько слов о том знакомом? Люди - это самое интересное

Reply

flying_bear March 5 2008, 18:14:15 UTC
При личной встрече, может быть... Я Вам немного о нем говорил, никаких имен не называя, если помните, последний раз, в Москве. Собственно, не совсем человек уже. Живет в нескольких мирах сразу. Практическая святость - это очень, очень страшно. И совсем непохоже на то, чего можно ожидать. Хотя мне лично, вероятно, сказочно повезло, что с ним встретился. Впрочем, окончательно это выяснится, думаю, уже не в этом мире.

Reply

tintary March 5 2008, 20:01:31 UTC
если можно будет (ну случаются же редкие вещи, почти невероятные - чудеса), возьмите, послушать.. я тихо

Reply


wasunchik March 5 2008, 17:07:12 UTC
и припанкнутая молодёжь, ездящая стопом и спящая на газонах, и прОвославные фундаменталисты, уходящие в леса, у нас за маргиналов вроде. так что так.
с другой стороны, явно хорошо продуманной и объяснённой альтернативы участию в социальной системе не видать: в церкви это либо действительно крайности, которые осуждаются внутри, либо монашество - но тут даже намёка на "выпадение" нет, даже осознания факта, что когда-то этот институт для того и использовался. молодёжные практики - дело возрастное и потому проходящее, кроме того, не в моде. детки скорее собьются в группу и будут песенки за деньги петь.

Reply

ivanov_petrov March 5 2008, 17:16:00 UTC
НеТ, монашество - это особенная штука. И в средние века, о которых я упомянул, эти самые добровольные бедные вовсе не обязательно были монахами. Монашество - совсем особенный инститтут, и там критерии "недостаточности" совсем другие. Я именно об "обычных" людях.
Маргиналы, значит? То есть - как я предположил - право имеют, но сие несколько предосудительно...

Reply


stepwolk March 5 2008, 17:13:46 UTC
Позвлою себе немного отвлечься: а не вот эта ли Великая Чума стала вещественной основой "революции в отношении к труду", от которой Фромм ведет историю европейского капитализма? ("Бегство от свободы" - сам Фромм основывает ее на Реформации).

Reply

ivanov_petrov March 5 2008, 17:52:06 UTC
После чумы совершенно точно изменилось отношение к труду, к бедности. неработающим людям, бродягам и т.п. Причем это была длительно действующая штука, не год-пять. а десятилетия. Было ли это причиной капитализма - не думаю, что так можно сказать. но что в историю этого дела вписывать надо - конечно. Насчет Фромма - у меня такое чувство, что немецкие ребята, всякие социальные мыслители. об этом еще в конце 19-начале 20 много писали. так что мне кажется, у Фромма это не "открытие", а повторение достаточно традиционного хода мысли... правда, в специальной литературе.

Reply


troitsa1 March 5 2008, 17:24:09 UTC
Запрет нищенства как экономическая категория? Народу не хватало? Здесь другое: разрушение устоев, нравственного порядка. Не в количестве людей дело, просто дауншифтинг вызывал изжогу у властей. Люди выпадали из сферы власти. Теперь и методы другие, и нужды власти тоже...

Reply

ivanov_petrov March 5 2008, 17:53:17 UTC
Боюсь, историки описывали это дело иначе. До того изжогу не вызывало. А после чумы действительно не хватало работников. Это можно и по заработкам видеть. Поскольку это европейская истиория, вопрос вроде бы неплохо исследован.

Reply

freddy_lj March 5 2008, 18:54:31 UTC
Судя по описанию Виктора Гюго в романе "Человек, который смеется", запрет нищенства был вызван другими соображениями. Хотя, конечно, Гюго не историк и действие романа происходит не в 14 веке.

Reply


Leave a comment

Up