Чудеса вроде исцеления больных и воскрешения мертвых не были чем-то необычным в греческом мире 1 в. необычным и скандальным была благая весть беднякам. Общество делилось на сословия - людей, которые не могут заботиться о своем пропитании - людей недостаточных, тех, кто вынужден работать, чтобы жить - и настоящих людей, не вынужденных работать. В 12 в. возникло движение добровольной бедности, называли таких людей идиотами - людьми, не имевшими значения для общества, поскольку им не хватало учености и знаний. Франциск называл себя идиотом (ignorans sum et idiota). С ослабленными умственными способностями это связано не было. человек мог быть умным", но социально недостаточным. Идиотом, который вместо престижного богатства выбирает долю нищего.
В 12 в. это проявилось именно потому, что тогда возник "первый интеллектуал", появился слой образованных людей, юристов и теологов, не занимавшихся физическим трудом - но работающих, и в то же время - "достойных членов общества". Первые университеты... Человек пользуется влиянием и властью благодаря знаниям. Это можно. А идиот отказывается от этого... Бедность - не только в отказе от материального богатства, но и от тщеславия интеллектуальной победы. Идиоты - Франциск, Фулько из Нейи, Елизавета Тюрингская - отказывались именно от положения в обществе, выпадая тем самым и из рядов тех, кто был нищ "по принуждению", просто нищ, и тем самым имел место в обществе - на самом дне. Они же вели - за дно, к непонятному выпадению из правил. Бедность становилась нематериальной. И - приближением к святости.
потом произошло много чего. После Великой Чумы трудоспособного населения не хватало, с 14 в. работники стали очень цениться, появились законы о запрете нищенства, ограничении подаяния. принуждении к работе. Возникают жесткие критерии бедности и правила вспомоществования (бюрократизация бедности). Труд становится нормой, бедность - пороком. Бедность стала нежеланием трудиться - чего раньше не думали. И бедный становится асоциальным элементом еще одним способом: он не просто вне сословий, он еще и вредный тип.
Сейчас тоже имеется идеал - интересная работа, которая приносит большие деньги. А как сейчас рассматривается противоположный полюс - эта самая добровольная бедность? Как оценивается? прихоть и равноправный возможный образ жизни? Все же порок? Личная недостаточность - типа он имеет на это право, но это по слабости и недостойно?