Мне было интересно понять - что это. Имеется безумное количество вариантов - как следовало бы понимать эту культуру. Кто-то отчаянно говорит, что ее нету, кончилась. Кто-то уверен в расцвете. Кто-то мыслит лишь культуру до 1917 г., и современная - это то, что от нее осталось. Кто-то думает о религиозной культуре - уж насколько она есть. В общем,
(
Read more... )
Reply
Reply
Кстати да. А языческая культура тоже довольно долго табуировалась и существовала в таком вот подспудном виде (как прекрасно это показано в "Андрее Рублеве" Тарковского!). Что не могло не сказаться.
"Матерщина в общественном месте - да, считается правонарушением..."
Ну так это и есть прямой государственный запрет!
И не только государственный - соцсети активно применяют "антимат", ютюб за него пессимизирует и пр. (хотя уж ему-то, казалось бы, какое дело?!).
"...был и остается нишевым продуктом русского языка"
С этим соглашусь.
В моем исходном комментарии я использовала понятие мата как _метафору_ современной российской культуры - именно как метафору (и даже взяла слово "мат" там в кавычки )) - а не прямое отождествление.
А "олбанский" и прочие арго - да, безусловно, тоже очень интересны. Но их нельзя обобщать. Там есть и "языки" субкультур (например, субкультуры "анимешников") и другие явления, очень разнообразные. В целом, мне они все представлются как формы естественного языкового творчества - что-то из этих арго нормативизируется и ( ... )
Reply
Исключение матерщины в общественных местах - это, как минимум, пожелание, а скорее всего, требование общества, так что государство здесь вторично. То же антимат в соцсетях. В Германии вас оштрафуют на приличную сумму не только за показ среднего пальца, но и за применение обсценной лексики, если она раздражает окружающих, стоит только пожаловаться (к сожалению в меньшей степени это касается новых мигрантов).
Резюмируя:
Я уже давно чувствую разочарование отсутствием интереса у профессионалов-лингвистов к изучению русского языка в его развитии. Меня в большей мере интересует фонетика. То, как говорит сейчас молодёжь с переходом в средние возрастные категории - это огромный неосвоенный пласт, требующий скрупулёзной работы по сбору и классификации первичного материала, не говоря уж об анализе, систематизации и выводах, а этого нет (хотел бы ошибиться, если можете обнадёжить - буду рад). То же и со словотворчеством. Такое впечатление, что профессионалы все помешались на мате и молодёжном сленге (к последнему, кстати, отношение весьма ( ... )
Reply
"требование общества, так что государство здесь вторично"
Возможно, что и так. У меня двойственные ощущения (а при отсутствии строгих исследований - на что еще можно опираться?), в том смысле, что есть и запрос на запрещение, и запрос на легализацию. Например, один из популярных "спикеров на ютюбе" собирает донаты "на свободу слова" - сиречь на мат. И слушатели, судя по всему, охотно на это дают деньги (!). Т.е. не просто лояльны к мату в эфире, а еще и готовы в это вкладываться материально. Это частный случай, конечно, но показательный.
Насчет условного "Запада" - Вы совершенно правы, как это ни печально (а это вот действительно печально). Там просматривается четкий и мощный тренд на насилие над языком (уголовная ответственность за пресловутый hate speech и пр.). Идея, лежащая в основе этого - понятна, и выглядит с какой-то стороны даже логично. Вопрос в том, как это выглядит со всех остальных сторон. Но это отдельная большая тема. Мне кажется, в этой связи, что "западная" "политкорректность" в широком смысле, имеет совершенно иную ( ... )
Reply
Диалог двух моих неглупых студенток:
- Ты вчера на Шнурова ходила, много было мата?
- Один мат.
- Но пел-то он классно, наверное?
- Да он совсем не умеет петь.
- (задумавшись) Так а что ж тогда?
- Ты не понимаешь, это было круто!
Reply
Да-да, вот об этом я и говорю, в том числе об этом.
Reply
Могу ли я перенести нашу дискуссию на свою страничку)
Reply
Конечно, пожалуйста.
Reply
Leave a comment