Одно исполнение кажется прекрасным, а другое совершенное невыносимо. Одни и те же ноты, сыгранные разными людьми, вызывают разные чувства.
Представленiе, что музыка - значитъ "играть одну ноту за другой", совершенно неправильно. Далеко не "одни и тѣ же ноты" играются разными исполнителями. На бумагѣ въ нотахъ записано лишь частично, что и какъ надо исполнять. Остальное, очень многое, лишь подразумѣвается - интонацiи, выразительность, тутъ чуть-чуть замедлить, тамъ чуть-чуть ускорить, или чуть громче, чуть тише, микропаузы, - каждая нота играется по-своему. Трудъ исполнителя - научиться играть каждую ноту по-своему, такъ, чтобы въ цѣломъ получалось впечатленiе эмоцiонально осмысленной и выразительной рѣчи.
И для этой выразительности никакого языка и никакой системы записи у насъ нѣтъ. Умѣнiе играть музыку выразительно и представленiе о томъ, какихъ звуковъ надо добиваться - это устная традицiя, передаваемая лично отъ учителя къ ученику. Это полностью аналогично умѣнiю читать стихи вслухъ "съ выраженiемъ". У насъ нѣтъ ни словъ языка
( ... )
>> "И для этой выразительности никакого языка и никакой системы записи у насъ нѣтъ." С любыми текстами такая же петрушка, никакая знаковая система не способна передать все нюансы смысла.
>> "Умѣнiе играть музыку выразительно и представленiе о томъ, какихъ звуковъ надо добиваться - это устная традицiя, передаваемая лично отъ учителя къ ученику.Это даже не "устная традиция" (описание словами), а ученик что-то демонстрирует, а учитель ему: "так - не так" и "смотри, как делаю я, и пробуй повторить". То есть, если ученик "не схватывает" конечного результата, не слышит нюансов, то и объяснять-учить бесполезно, а ещё надо, чтоб мастерство оттачивал, владение инструментом
( ... )
По-моему, "устная традицiя" - это не то же самое, что "описанiе словами", это не просто передача текстовъ устно вмѣсто письменности. Это передача мастерства устно.
Сравненiе съ "технарями" въ общемъ вѣрно. "Технари" проходятъ матерiалъ, который можно хоть устно, хоть письменно излагать, - это "мертвая магiя", т.е. магiя мертвыхъ вещей. Нужно запомнить большое количество деталей и уложить ихъ въ извѣстную систему, и будетъ технарю счастье. Это тотъ случай, когда мастерство можно изучить самому по книгамъ.
Музыкантъ, художникъ тоже должны запомнить много деталей и тоже уложить ихъ въ нѣкую систему, но этого будетъ далеко недостаточно. Надо еще овладѣть мастерствомъ. Мнѣ когда-то учитель музыки говорила - "включите уши". Но это лишь показываетъ, насколько нашъ языкъ бѣденъ и неспособенъ объяснить такiе вещи.
Ну, сполирнуть-то никогда не помешает, "грубой мозолистой рукой". А вот можно ли из туркмена сделать человека? Промолчал мудрый Туркменбаши, унёс сию тайну в горние выси...
"Молчание - золото". Не того баши отлили в граните в золоте - молчал бы в тряпочку, тогда б может быть и прокатило. А этого надо было "газовым гигантом" отливать надувать, покрыв сусальным латексом. Забавная территория, эта Туркмения. Оттуда нет почти никаких новостей, только газ сочится.
Вести с полей: "В Афинах в возрасте 85 лет скончался принц Греческий и Датский Михаил". Подумалось: "В Греции действительно есть всё. Даже свой Принц Датский". Но, так-то, судя по вике, мужик был талантлив и с характером. Мир праху.
Одно исполнение кажется прекрасным, а другое совершенное невыносимо. Одни и те же ноты, сыгранные разными людьми, вызывают разные чувства.
Представленiе, что музыка - значитъ "играть одну ноту за другой", совершенно неправильно. Далеко не "одни и тѣ же ноты" играются разными исполнителями. На бумагѣ въ нотахъ записано лишь частично, что и какъ надо исполнять. Остальное, очень многое, лишь подразумѣвается - интонацiи, выразительность, тутъ чуть-чуть замедлить, тамъ чуть-чуть ускорить, или чуть громче, чуть тише, микропаузы, - каждая нота играется по-своему. Трудъ исполнителя - научиться играть каждую ноту по-своему, такъ, чтобы въ цѣломъ получалось впечатленiе эмоцiонально осмысленной и выразительной рѣчи.
И для этой выразительности никакого языка и никакой системы записи у насъ нѣтъ. Умѣнiе играть музыку выразительно и представленiе о томъ, какихъ звуковъ надо добиваться - это устная традицiя, передаваемая лично отъ учителя къ ученику. Это полностью аналогично умѣнiю читать стихи вслухъ "съ выраженiемъ". У насъ нѣтъ ни словъ языка ( ... )
Reply
С любыми текстами такая же петрушка, никакая знаковая система не способна передать все нюансы смысла.
>> "Умѣнiе играть музыку выразительно и представленiе о томъ, какихъ звуковъ надо добиваться - это устная традицiя, передаваемая лично отъ учителя къ ученику.Это даже не "устная традиция" (описание словами), а ученик что-то демонстрирует, а учитель ему: "так - не так" и "смотри, как делаю я, и пробуй повторить". То есть, если ученик "не схватывает" конечного результата, не слышит нюансов, то и объяснять-учить бесполезно, а ещё надо, чтоб мастерство оттачивал, владение инструментом ( ... )
Reply
По-моему, "устная традицiя" - это не то же самое, что "описанiе словами", это не просто передача текстовъ устно вмѣсто письменности. Это передача мастерства устно.
Сравненiе съ "технарями" въ общемъ вѣрно. "Технари" проходятъ матерiалъ, который можно хоть устно, хоть письменно излагать, - это "мертвая магiя", т.е. магiя мертвыхъ вещей. Нужно запомнить большое количество деталей и уложить ихъ въ извѣстную систему, и будетъ технарю счастье. Это тотъ случай, когда мастерство можно изучить самому по книгамъ.
Музыкантъ, художникъ тоже должны запомнить много деталей и тоже уложить ихъ въ нѣкую систему, но этого будетъ далеко недостаточно. Надо еще овладѣть мастерствомъ. Мнѣ когда-то учитель музыки говорила - "включите уши". Но это лишь показываетъ, насколько нашъ языкъ бѣденъ и неспособенъ объяснить такiе вещи.
Reply
От технаря, уже пенсионера)
Reply
/Человеков делают человеки./
"Туркмена только туркмен сделает туркменом!"
Рухнама
Reply
Reply
/А вот можно ли из туркмена сделать человека?/
Золотого - можно!
Reply
Не того баши отлили в граните в золоте - молчал бы в тряпочку, тогда б может быть
и прокатило. А этого надо было "газовым гигантом" отливать надувать, покрыв сусальным латексом.
Забавная территория, эта Туркмения. Оттуда нет почти никаких новостей, только газ сочится.
Вести с полей: "В Афинах в возрасте 85 лет скончался принц Греческий и Датский Михаил".
Подумалось: "В Греции действительно есть всё. Даже свой Принц Датский".
Но, так-то, судя по вике, мужик был талантлив и с характером. Мир праху.
Reply
Leave a comment