Религия, которая «раньше», из понимания о себе как о человеке строила знания о мире. То есть знание о мире держало человека. У Мамардашвили есть отличный термин - «человекообразущая машина», он это говорит о ритуалах, но это точно также относится и к знаниям о мире. Наука перевернула это на 180 градусов и теперь знание о мире берется не из представления о себе как о человеке, а из нашей способности рассказать о мире ощупанном приборами. Если вспомнить притчу о трех мудрецах и слоне, то человек это может быть и биологическим автоматом и биологическим компьютером и психологической машиной. Как пощупали то и получили.
Человек взял и эктериоризировал в приборы часть своего чувствования. Приборами мы щупаем только то, что можно хоть как-то интерпретировать в терминах одного из органов чувств. То есть мы занимаемся тем же самым, что и до приборов - смотрим, слушаем, нюхаем, трогаем.
А вот духовный поток приборами обнаружить не можем. Как мы напитываемся духовной энергией от природы, особых предметов, персонажей, идей, и как мы её теряем похожим образом. Как один человек просто своим присутствием меняет что-то в другом вплоть до физиологии (и не растянуто во времени, а одним актом).
Наука будущего будет включать такие трансперсональные и мематические концепции, которые находятся за пределами измеряемого приборами. Просто потому, что данное содержание нашего бытия не может быть воспринято органами чувств. Религией тогда на тот момент станет, возможно, зацикленность именно на материальном измерении, на материальном/физиологическом решении проблем здоровья (как те чудики, которые миллионы уже тратят на поддержку отдельных результатов анализов), на
( ... )
Reply
Человек взял и эктериоризировал в приборы часть своего чувствования. Приборами мы щупаем только то, что можно хоть как-то интерпретировать в терминах одного из органов чувств. То есть мы занимаемся тем же самым, что и до приборов - смотрим, слушаем, нюхаем, трогаем.
А вот духовный поток приборами обнаружить не можем. Как мы напитываемся духовной энергией от природы, особых предметов, персонажей, идей, и как мы её теряем похожим образом. Как один человек просто своим присутствием меняет что-то в другом вплоть до физиологии (и не растянуто во времени, а одним актом).
Наука будущего будет включать такие трансперсональные и мематические концепции, которые находятся за пределами измеряемого приборами. Просто потому, что данное содержание нашего бытия не может быть воспринято органами чувств. Религией тогда на тот момент станет, возможно, зацикленность именно на материальном измерении, на материальном/физиологическом решении проблем здоровья (как те чудики, которые миллионы уже тратят на поддержку отдельных результатов анализов), на ( ... )
Reply
Leave a comment