Отнюдь. В 1830 году роман был закончен, действие же заканчивается весной 1825. Хотя туда перенесены часть деталей из более позднего времени, тот же испанский посол.
Для удобства считаю, что дни рождения сестер Лариных совпадают с их именинами. На момент приезда Онегина Татьяне 17, Ольге почти 16. В именины Татьяне 18. В Москву они уезжают через год, в следующем январе, т.е на момент знакомства с будущим мужем - 19. Свадьба, надо полагать, в этом же году или в середине лета, после Петровок, или (что вероятнее) осенью. Новая встреча с Онегиным - через два с небольшим года, осенью или в начале зимы.
Это хронология Иванова-Разумника. Фатальный недостаток всех построений, предполагающих немедленный отъезд Онегина из деревни после дуэли заключается в том, что разваливается образ Татьяны. На именинах сидит влюбленная и наивная девочка, которая не может понять, почему Онегин так себя ведёт, а в его кабинет приходит уже сильно поумневшая девушка, способная понять Онегина по отметкам на полях прочитанных им книг и преодолеть свои заблуждения о нем. Такие перемены не происходят за пол-года. И 17-летний возраст Татьяны, писавшей письмо, не имеет оснований в тексте.
Девушка умнеет в процессе чтения книг, а не читает, потому что поумнела.
Естественно, Онегин уехал сразу. Что ему в деревне делать, с кем общаться? Что его там может удержать? Прелесть новизны деревенской жизни давно исчерпана, тем более зимой.
Что Ольга вышла замуж месяца через три-четыре после смерти жениха, вас не удивляет.
Или похоронили как дуэлянта. Знаете, я читал Лотмана. Постепенно изменил свое отношение к его комментариям и самому методу - проецировать типичное для того времени на страницы романа и на этом основании поправлять Пушкина. У меня другой подход, он, возможно, тоже не без изъяна. Я сначала принимаю все, написанное Пушкиным в отношении возраста, дат и хронологических меток как есть, а потом пытаюсь понять, как это можно обьединить между собой без проблем в хронологии.
Моя главная претензия к общепринятой хронологии - то как быстро поумнела тогда Татьяна за пол-года. Если не обращать на это внимание, то можно закрыть глаза и на все остальное. И, наверное, кому-то удобнее и легче считать Татьяну 17-летней в начале романа, и поэтому я никого не хочу переубеждать или портить их впечатление о романе.
Дуэлянты были приравнены к самоубийцам, вот и похоронили Владимира за оградой. Как дуэлянта. О дуэли в романе есть, а версия "самоубийства" - это исключительно допущение Лотмана.
Посмотрите на любого студента-первокурсника, как они отличаются даже от второго-третьего курса. Возраст, когда быстро взрослеют, плюс меняющаяся обстановка, плюс ответственность. Татьяна не дура, ей не хватало образования и общения с умными людьми, отметки на полях прочитанных книг пришлись очень и оченькстати. Отъезд в Москву и замужество окончательно все поменяли.
Не буду спорить именно по поводу хронологии, но насчет разваливающегося образа не согласна, люди меняются, особенно в ранней молодости.
Вот кстати, вспомнилось. В восьмой главе Татьяна надевает боа себе на плечи. Помните? Боа - петербургская мода зимы 1829 года. Получается, Пушкин перенес в 1824-25 год не только испанского посла.
Да, и малиновый берет тоже. Но в тексте романа не присутствует смерть Александра и воцарение Николая.
Да и слова "подобна лилии крылатой, колеблясь, входит Лалла-Рук" однозначно указывают на Александру Федоровну, а в 1830 году она уже не танцевала и по годам, и по здоровью.
В романе много чего не присутствует. А где это АФ танцует? На рауте танцев быть не могло, а в 1824 году АФ даже не знала, что скоро станет императрицей и получать царские почести от знати ей было бы несколько преждевременно.
Она и не получала _царских_ почестей, она их получала как великая княгиня. Это не раут, а бал, и его открывает император в паре с АФ. Лалла-Рук - это ее поэтический ник после одного из маскарадов. С женой царь танцевать никак не мог, это не было принято, т.е. царь - однозначно А1, да и по мемуарам хорошо известно, что парой для балов была его невестка АФ.
В.А. Кожевников: «Взять хотя бы блестящий «светский раут», на который вернувшийся после долгих скитаний Онегин «попал, / Как Чацкий, с корабля на бал».
В 1832 году (в отдельном издании Восьмой главы) Пушкин счел нужным пояснить значение этого нового и далеко не всем известного слова: «Rout, вечернее собрание без танцев, собственно значит толпа».
А когда рауты стали входить в моду?
Ответ не покажется сложным, если вспомнить, чтó писал Пушкин князю П. А. Вяземскому в конце января 1829 года: «Я в П.<етер>Б.<урге> с неделю, не больше. Нашел здесь все общество в волнении удивительном. Веселятся до упаду и в стойку, т. е. на раутах, которые входят здесь в большую моду. Давно бы нам догадаться: мы сотворены для раутов, ибо в них не нужно ни ума, ни веселости, ни общего разговора, ни политики, ни литературы. Ходишь по ногам как по ковру, извиняешься - вот уже и замена разговору. С моей стороны, я от раутов в восхищении…» (XIV, 38; выделено мной. - В. К.).
О новостях светской жизни князь П. А. Вяземский был осведомлен не хуже Пушкина, но
( ... )
Отнюдь. В 1830 году роман был закончен, действие же заканчивается весной 1825. Хотя туда перенесены часть деталей из более позднего времени, тот же испанский посол.
Для удобства считаю, что дни рождения сестер Лариных совпадают с их именинами. На момент приезда Онегина Татьяне 17, Ольге почти 16. В именины Татьяне 18. В Москву они уезжают через год, в следующем январе, т.е на момент знакомства с будущим мужем - 19. Свадьба, надо полагать, в этом же году или в середине лета, после Петровок, или (что вероятнее) осенью. Новая встреча с Онегиным - через два с небольшим года, осенью или в начале зимы.
Reply
Reply
Девушка умнеет в процессе чтения книг, а не читает, потому что поумнела.
Естественно, Онегин уехал сразу. Что ему в деревне делать, с кем общаться? Что его там может удержать? Прелесть новизны деревенской жизни давно исчерпана, тем более зимой.
Что Ольга вышла замуж месяца через три-четыре после смерти жениха, вас не удивляет.
Reply
Reply
Судя по тому, что Ленского похоронили за церковной оградой, это оформили как самоубийство.
Reply
Или похоронили как дуэлянта. Знаете, я читал Лотмана. Постепенно изменил свое отношение к его комментариям и самому методу - проецировать типичное для того времени на страницы романа и на этом основании поправлять Пушкина. У меня другой подход, он, возможно, тоже не без изъяна. Я сначала принимаю все, написанное Пушкиным в отношении возраста, дат и хронологических меток как есть, а потом пытаюсь понять, как это можно обьединить между собой без проблем в хронологии.
Моя главная претензия к общепринятой хронологии - то как быстро поумнела тогда Татьяна за пол-года. Если не обращать на это внимание, то можно закрыть глаза и на все остальное. И, наверное, кому-то удобнее и легче считать Татьяну 17-летней в начале романа, и поэтому я никого не хочу переубеждать или портить их впечатление о романе.
Reply
Много случаев тогда было когда самоубийцу оформляли как не самоубийцу. Но зачем не самоубийцу оформлять как самоубийцу? В данном случае.
Reply
Reply
Как раз в 17 лет такие перемены и происходят.
Посмотрите на любого студента-первокурсника, как они отличаются даже от второго-третьего курса. Возраст, когда быстро взрослеют, плюс меняющаяся обстановка, плюс ответственность. Татьяна не дура, ей не хватало образования и общения с умными людьми, отметки на полях прочитанных книг пришлись очень и оченькстати. Отъезд в Москву и замужество окончательно все поменяли.
Не буду спорить именно по поводу хронологии, но насчет разваливающегося образа не согласна, люди меняются, особенно в ранней молодости.
Reply
Да, Вы правы. В жизни всякое бывает.
Reply
Reply
Да, и малиновый берет тоже. Но в тексте романа не присутствует смерть Александра и воцарение Николая.
Да и слова "подобна лилии крылатой, колеблясь, входит Лалла-Рук" однозначно указывают на Александру Федоровну, а в 1830 году она уже не танцевала и по годам, и по здоровью.
Reply
Reply
Она и не получала _царских_ почестей, она их получала как великая княгиня. Это не раут, а бал, и его открывает император в паре с АФ. Лалла-Рук - это ее поэтический ник после одного из маскарадов. С женой царь танцевать никак не мог, это не было принято, т.е. царь - однозначно А1, да и по мемуарам хорошо известно, что парой для балов была его невестка АФ.
Reply
В.А. Кожевников: «Взять хотя бы блестящий «светский раут», на который вернувшийся после долгих скитаний Онегин «попал, / Как Чацкий, с корабля на бал».
В 1832 году (в отдельном издании Восьмой главы) Пушкин счел нужным пояснить значение этого нового и далеко не всем известного слова: «Rout, вечернее собрание без танцев, собственно значит толпа».
А когда рауты стали входить в моду?
Ответ не покажется сложным, если вспомнить, чтó писал Пушкин князю П. А. Вяземскому в конце января 1829 года: «Я в П.<етер>Б.<урге> с неделю, не больше. Нашел здесь все общество в волнении удивительном. Веселятся до упаду и в стойку, т. е. на раутах, которые входят здесь в большую моду. Давно бы нам догадаться: мы сотворены для раутов, ибо в них не нужно ни ума, ни веселости, ни общего разговора, ни политики, ни литературы. Ходишь по ногам как по ковру, извиняешься - вот уже и замена разговору. С моей стороны, я от раутов в восхищении…» (XIV, 38; выделено мной. - В. К.).
О новостях светской жизни князь П. А. Вяземский был осведомлен не хуже Пушкина, но ( ... )
Reply
8 - XX
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
8 - XXI
Он оставляет РАУТ тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.
Reply
Leave a comment