Так это же коммуникативная и реляционная категория, а не эссенциалистская. Отсутствие субъектности: те, с кем что-то происходит, а не те, кто что-то делает. Отсюда и отсутствие коллективной субъектности: как только сказали "мы" - так сразу уже не простонародье, а рабочий класс, или прекариат, или слободские. А пока не сказали - так, по остаточному принципу, третье или энное сословие.
Мне тоже показалось, что данный вопрос несколько, эээ, странноватый. Уничижительное словечко, которое характеризует скорее его использующих, а не объект.
Чернь, простонародье, быдло, электорат, население, потребители, клиенты, юзеры и юзернеймы... Слова меняются, а потребность в них остаётся; есть, действительно, что-то в этой социальной установке, не сводящееся к сословной спеси.
Мне кажется, когда говорили "чернь", отмечали отсутствие чего-то действительно важного и действительно одобряемого, в силу своей ценности, а когда говорят "быдло", сравнивают с собой, красивыми, и при этом допускают настоящее хамство. Дело именно в установке самого говорящего. В слове "чернь" больше строгости. А в "быдле" - только спесь и презрение. А клиенты, юзеры и население вроде бы и вовсе не по параметру "низости".
Они по параметру тех, с кем что-то делают или что-то происходит - в противовес тем, кто что-то делает. Во французском есть вообще замечательное слово: les administrés. А уровень резкости и пренебрежения, конечно, различается.
Reply
Уничижительное словечко, которое характеризует скорее его использующих, а не объект.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment