Я вообще-то поняла так, что цитировавший Гегеля Хайдеггер в приговоре сомневался... хотя могла понять с точностью до наоборот. Сейчас склонны относить наскальные изображения лет этак на 30 тысяч назад... забавно, конечно, застать этакую финишную прямую того, что было десятки тысяч лет, а теперь заканчивается, но я в глубине души надеюсь, что прогнозы конца не точны. Во всяком случае пока учителя рисования вполне востребованы.
Уход искусства - это было бы мне больно, я с такой же болью это говорил, с какой, наверное, Толкин говорил об уходе мифов из Средиземья - "с уходом эльфов чудесная магия нашего мира останется в прошлом". Но это - лично мне. Мне как раз кажется, что уход искусства - это ещё не обязательно уход святыни, просто она может принять другой облик. "Святое искусство" - а что вместо него
( ... )
Для меня очень ценно - умение создавать изображения и склонность к этому (и этому вполне способствуют учителя рисования из начальной школы)... несомненно, что это занятие стало искусством в современном смысле - занятием, которое может восприниматься как одна из высших сфер духовной деятельности и отдельным от религии относительно недавно. Говорят - то восприятие художника и его места в социуме, которое сейчас воспринимается естественным - вообще во времена романтизма возникло. На самом деле - я всё это представляю себе очень приблизительно и совершенно не знаю, почему Гегель поставил такой диагноз - что уже практически состоялся конец искусства в его время.
И думаю про себя - тихонечко - что именно форма изменится - а само занятие сохранится. И если люди будут выдумывать образы и их фиксировать - то неважно, как это станут называть.
Если так, то вы думаете точно так же, как и я. Потому что та внимательность, о которой я говорю, - конечно… избирательная - неверное, может быть, слово… привередливая - тоже не то… в нашем новом мире привередничать не очень-то получается любому хоть сколько-то социализированному человеку… к сожалению… но - требовательная к себе, вот слово. То есть она имеет в виду какие-то образы.
И, разумеется, коли есть приёмы живописи или композиторства, так разумный человек не станет ими разбрасываться. Просто, может быть, сама практика - настройка восприятия - станет важнее результата… И в этом смысле настолько же богатых смыслом результатов не будет, да и старые результаты постепенно будут забыты - не физически (те же мифы физически кое-как сохранились и поныне, их же записали), а духовно (просто потому, что мы уже не можем вкладывать столько смысла в старые мифы, они для нас красивые сказки, поверья древних, не более)…
Автор поста, а вслед за ним и Вы, всё слишком упрощаете, а как следствие - и усложняете также.
На самом деле мифология является МАТЕРИЕЙ ВСЯКОГО ИСКУССТВА (как это показывает Шеллинг в своих блестящих лекциях по философии искусства). Сначала была языческая мифология, потом она умерла, а за ней - и порождённое ей искусство.
Но затем возникла христианская мифология, и она породила своё искусство. "Музыка и пластика", да. Сейчас, вслед за концом (средневекового) христианства умирает и соответствующего типа искусство.
Но уже тот же Шеллинг ставит вопрос о возможности появления новой мифологии.
А вот с этим представлением об однолинейном прогрессе далеко не уедешь: надо бесконечно упражняться в выдумывании ad-hoc гипотез.
Reply
Я вообще-то поняла так, что цитировавший Гегеля Хайдеггер в приговоре сомневался... хотя могла понять с точностью до наоборот. Сейчас склонны относить наскальные изображения лет этак на 30 тысяч назад... забавно, конечно, застать этакую финишную прямую того, что было десятки тысяч лет, а теперь заканчивается, но я в глубине души надеюсь, что прогнозы конца не точны. Во всяком случае пока учителя рисования вполне востребованы.
Reply
Reply
Для меня очень ценно - умение создавать изображения и склонность к этому (и этому вполне способствуют учителя рисования из начальной школы)... несомненно, что это занятие стало искусством в современном смысле - занятием, которое может восприниматься как одна из высших сфер духовной деятельности и отдельным от религии относительно недавно. Говорят - то восприятие художника и его места в социуме, которое сейчас воспринимается естественным - вообще во времена романтизма возникло. На самом деле - я всё это представляю себе очень приблизительно и совершенно не знаю, почему Гегель поставил такой диагноз - что уже практически состоялся конец искусства в его время.
И думаю про себя - тихонечко - что именно форма изменится - а само занятие сохранится. И если люди будут выдумывать образы и их фиксировать - то неважно, как это станут называть.
Reply
И, разумеется, коли есть приёмы живописи или композиторства, так разумный человек не станет ими разбрасываться. Просто, может быть, сама практика - настройка восприятия - станет важнее результата… И в этом смысле настолько же богатых смыслом результатов не будет, да и старые результаты постепенно будут забыты - не физически (те же мифы физически кое-как сохранились и поныне, их же записали), а духовно (просто потому, что мы уже не можем вкладывать столько смысла в старые мифы, они для нас красивые сказки, поверья древних, не более)…
Reply
Автор поста, а вслед за ним и Вы, всё слишком упрощаете, а как следствие - и усложняете также.
На самом деле мифология является МАТЕРИЕЙ ВСЯКОГО ИСКУССТВА (как это показывает Шеллинг в своих блестящих лекциях по философии искусства). Сначала была языческая мифология, потом она умерла, а за ней - и порождённое ей искусство.
Но затем возникла христианская мифология, и она породила своё искусство. "Музыка и пластика", да. Сейчас, вслед за концом (средневекового) христианства умирает и соответствующего типа искусство.
Но уже тот же Шеллинг ставит вопрос о возможности появления новой мифологии.
А вот с этим представлением об однолинейном прогрессе далеко не уедешь: надо бесконечно упражняться в выдумывании ad-hoc гипотез.
Reply
Leave a comment