В самых разных рассуждениях говорят о том, что вне времени, что называют "вечность". Обычно вечность понимают как полный миг, один миг, в который включено все существующее, с бесконечной полнотой и интенсивностью
( Read more... )
Наверное, надо начать с времени. Время - это такое непреодолимое течение. Сидишь в лодке, а мимо проплывают деревья, дома, мосты, церковь, корова, пляж... Время отличается от пространства анизотропность. и принудительностью; ты не можешь выбрать, куда двигаться, и не можешь выбрать не двигаться. Вечность - это когда можешь пройти туда, обратно или поперек, а можешь просто усесться на берегу, поболтать ногами. Я не могу сказать, что последовательность не играет роли - она в пространстве тоже важна, в узоре, картине или пейзаже; если не улетать прямо в сияющую пустоту, а только в вечность, то я вижу так: прошлое ничем не отличается от будущего, все уже тут есть, как, может, в ряду комнат... Архитектура - застывшая музыка, все такое. При этом вечность не означает бесконечность во времени, если так можно сказать; границы могут быть. И не означает статичности или бездеятельности тоже; допустим, можно представить себе сад расходящихся тропок во всей полноте, можно вернуться и пойти по другой тропе или обратно, высвободить другую спрятанную
( ... )
Не за что. Картинка эта не моя, конечно, она встречается. Навскидку - есть такая пьеса Пристли "Время семьи Конвей" (кажется), он там тоже об этом думает. Саму меня она немного пугает. Я склонна довольно сильно опираться на "проехали". Ошиблись, в след раз будем знать. Обидели друг друга, помиримся и забудем. Согрешили, но есть еще шанс. Поправим, и будет ок. Трудно думать, что все это тут, не исчезло. Но, может быть, думая о вечности, можно думать, что и прошлое не непоправимо, тогда легче. Оно ведь непоправимо, потому что не вернешься во времени, а как хотелось бы... переснять некоторые эпизоды по-другому. Точнее, многие эпизоды.
Прошлое непоправимо; прошлого не существует. Это то самое абсолютное ничто, небытие, о котором часто говорят. Его нельзя исправить именно по этой причине. Исправить можно настоящее - в настоящем только в памяти сохраняется прошлое, и если изменить себя - оно перестанет быть актуальным. Это единственное, что можно сделать с небытийным прошлым - составить план на будущее, в котором ты изменяешься и становишься не тем, кто мог бы совершить то, что совершено в прошлом.
Мнѣ кажется, какъ описанiе сопряженiя Вѣчности съ обыденнымъ воспрiятiемъ времени это не годится. Хотя какъ практическiй совѣтъ - да, вполнѣ рабочая установка.
Проблема съ прошлымъ, какъ мнѣ кажется, не въ его "несуществованiи", а скорѣе въ дополнительныхъ степеняхъ свободы (тѣмъ самымъ, неопредѣлённости), которыя не видны въ моментъ прохожденiя событiя сквозь игольное ушко "настоящаго".
Проводить границу между существованiемъ и несуществованiемъ - очень тонкая операцiя, едва ли постижимая для кого-либо изъ людей. Корректнѣе, мнѣ кажется, говорить о чёмъ-то вродѣ информацiонной доступности. Да, нашему воспрiятiю многое недоступно. Кстати, умозрѣнiя это тоже касается.
По-хорошему это надо смотрѣть какъ бы съ той стороны, которая надѣляетъ "существованiемъ". Нѣкоторыя фундаментальныя ограниченiя съ этимъ, очевидно, есть. Въ общемъ, осторожнѣе въ разсужденiяхъ держаться чего-то типа информацiонной связности, ИМХО.
Аналогично, на обыденное время желательно смотрѣть со стороны вѣчности, а не наоборотъ. При этомъ, боюсь, "несуществующимъ" ("иллюзорнымъ") окажется, скорѣе, настоящее (особенно - общее съ кѣмъ-то ещё).
Сознанiе этому сопротивляется, да. Очень держится за "ньютоновскую" картинку. Хотя - почему бы не смотрѣть, скажемъ, на воспоминанiе какъ на реальный контактъ (и взаимодѣйствiе) съ чѣмъ-то существующимъ (въ опредѣлённомъ смыслѣ - "и сейчасъ тоже").
Это да, довольно очевидный ходъ мысли. Непоправимость послѣдствiй у зла (грѣха, ошибки) есть только вотъ въ этомъ, квази-ньютоновскомъ времени, одномѣрномъ и необратимомъ - и оно въ этомъ смыслѣ выглядитъ спецiально сконструированнымъ (куда жъ ещё было изгонять изъ Рая любителей "познавать добро и зло"). А добро въ такой конструкцiи не нуждается, и "время Вѣчности" должно быть устроено иначе.
Reply
Reply
Reply
Исправить можно настоящее - в настоящем только в памяти сохраняется прошлое, и если изменить себя - оно перестанет быть актуальным. Это единственное, что можно сделать с небытийным прошлым - составить план на будущее, в котором ты изменяешься и становишься не тем, кто мог бы совершить то, что совершено в прошлом.
Reply
Проблема съ прошлымъ, какъ мнѣ кажется, не въ его "несуществованiи", а скорѣе въ дополнительныхъ степеняхъ свободы (тѣмъ самымъ, неопредѣлённости), которыя не видны въ моментъ прохожденiя событiя сквозь игольное ушко "настоящаго".
Проводить границу между существованiемъ и несуществованiемъ - очень тонкая операцiя, едва ли постижимая для кого-либо изъ людей. Корректнѣе, мнѣ кажется, говорить о чёмъ-то вродѣ информацiонной доступности. Да, нашему воспрiятiю многое недоступно. Кстати, умозрѣнiя это тоже касается.
Reply
Reply
Аналогично, на обыденное время желательно смотрѣть со стороны вѣчности, а не наоборотъ. При этомъ, боюсь, "несуществующимъ" ("иллюзорнымъ") окажется, скорѣе, настоящее (особенно - общее съ кѣмъ-то ещё).
Сознанiе этому сопротивляется, да. Очень держится за "ньютоновскую" картинку. Хотя - почему бы не смотрѣть, скажемъ, на воспоминанiе какъ на реальный контактъ (и взаимодѣйствiе) съ чѣмъ-то существующимъ (въ опредѣлённомъ смыслѣ - "и сейчасъ тоже").
Reply
Reply
Потому что нет ошибок. Ни в прошлом, ни в настоящем. Вообще нет. Даже не знаю, что добавить.
Reply
(Пьесу попробую поискать, спасибо.)
Reply
Reply
http://lib.ru/PRISTLI/conways.txt
https://books.google.se/books/about/Time_and_the_Conways.html?id=2dgEAQAAIAAJ&redir_esc=y
Reply
Reply
Leave a comment