Формула взрослого

Dec 10, 2021 00:34

Я попытаюсь создать если не формулу, то образ того, что подразумевается под взрослым состоянием. Были рекомендованы сотни фильмов для взрослых https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html . Можно ли выделить ... если не то, что характерно решительно для каждого из них, то хотя бы ( Read more... )

psychology4, art3, myth2, sociology7

Leave a comment

meloco_go December 15 2021, 07:07:07 UTC
Я думал, почему так. Вернее, попытался вспомнить, поискать примеры, есть ли, например, в сказках положительные весельчаки. Скажем, Ходжа Насреддин симпатичный персонаж, но в русских сказках аналога вроде нет. Иванушка Дурачок не то, я бы не назвал его весельчаком.
Т.е. положительный герой в местных сказках часто бодр, не унывает, но он не весельчак. Симпатичный трикстер - есть ли такой тип в русской культуре?

Reply

regent December 16 2021, 21:53:20 UTC
Может, пушкинский Балда?

Reply

meloco_go December 17 2021, 08:46:53 UTC
Или Иванушка-Дурачок?

Интересно, что обоим персонажам надо прикидываться глупыми.

Reply

0lenka December 16 2021, 23:54:47 UTC
Алёша Попович же. Обаятельный заср…нец, которому периодически попадает за злые шутки, но которого все равно все любят. Или я как-то отстала от нынешнего литературоведения?

Reply

meloco_go December 17 2021, 08:49:58 UTC
Интересно, может быть. Но все же он и мечом орудовал, а не только словом.

Reply

0lenka December 17 2021, 10:37:39 UTC
Можно подумать, Локи или, там, Сунь У-Кун были дураки подраться? ;)

Основные черты трикстера по Гаврилову:
1. Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок - ставим птичку.
2. Трикстер - не подконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой даже для самого Трикстера непредсказуем - ставим птичку.
3. Трикстер - это провокатор и инициатор социально-культурного действия и изменения творения, которое выглядит как порча. - большая птичка.
4. Трикстер традиционно выступает посредником между мирами и социальными группами, способствует обмену культурными ценностями… делает неявное явным, первым вторгаясь в область неизведанного. - вот тут не знаю.
5. Трикстер - господин многих искусств, мастер на все руки… тот, кто проверяет претензии героя на Силу. - не вижу причин, почему бы «господину многих искусств» не владеть холодным оружием.
6. Трикстер - добытчик знаний через нарушение социального или космогонического запрета, инициатор мифологического ( ( ... )

Reply

meloco_go December 19 2021, 07:48:52 UTC
>2. Трикстер - не подконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой даже для самого Трикстера непредсказуем - ставим птичку.

Ну вроде же в первую очередь он богатырь, защитник земли русской? Т.е. если взять градации из D&D, то все же chaotic good, а не chaotic neutral, и точно не chaotic evil.

Reply

0lenka December 19 2021, 10:29:17 UTC
В двух былинах, где он вроде как выступает главным героем, он совершенно точно не chaotic good: в одной пытается умыкнуть жену у Добрыни, распустив слух, что видел того мертвым (хотя совершенно точно видел живым); в другой - ляпает языком спьяну и подставляет девушку под обезглавливание (хэппи-энд там требуется законами жанра, но сюжетно довольно-таки притянут за уши).
Хренассе защитничек.

Reply

meloco_go December 20 2021, 18:37:17 UTC
Он сукин сын, но он наш сукин сын! Ну змея-то бил?
Про вторую былину даже не слышал.

Reply

daniel_grishin December 17 2021, 06:11:30 UTC
Есть, но не очень ярко выраженный: нет четкого образа , постоянного имени. Как правило образ "весельчака" (а трикстер это не просто веселый шутник. он еще и в некотором смысле жулик) - это безымянный прохожий солдат.

См. "Каша из топора" и много других т н "солдатских сказок".
Причем очень часто солдат смешным для окружающих образом обманывает нечистого духа, чёрта.

То, что образ связан именно с солдатом может говорит о том, что
- образ сформировался относительно недавно, уже в период "солдатчины"
- образ нарочито отделен от привычной общины, он извне привычного крестьянского мира

Reply

meloco_go December 17 2021, 08:51:39 UTC
>а трикстер это не просто веселый шутник. он еще и в некотором смысле жулик

Да, я это подразумевал, и при этом чтобы было к нему положительное отношение.

>То, что образ связан именно с солдатом может говорит о том, что
- образ сформировался относительно недавно, уже в период "солдатчины"
- образ нарочито отделен от привычной общины, он извне привычного крестьянского мира

Некогда крестьянину шутки шутить и радоваться!

Reply

daniel_grishin December 17 2021, 09:17:51 UTC
и при этом чтобы было к нему положительное отношение.

Вот поэтому кстати жертвой розыгрыша должен быть "общий враг", оттого так часто эту роль замещает черт: как образ врага рода человеческого. Ок, это слишком напыщенно: как образ враждебного существа, не имеющего человеческих прав, в т ч на сочуствие

Некогда крестьянину шутки шутить и радоваться!

И это тоже :) Но еще и , например, то, что после сделанного дела мавру положено уходить в багровый закат под музыку Морриконе: в крестьянском мире ему нет места, хоть бы он и принес ему пользу.
При этом Ойленшпигель вполне живет на правах городского дурачка среди остальных бюргеров, и Ходжа Насреддин вроде бы где-то рядом. А солдат в финале каждой сказки "и дальше зашагал".

Reply

anna_bpguide December 17 2021, 17:30:34 UTC
Ровно тот же сюжет в венгерском варианте называется "Каменный суп" и рассказывает о бедняке, ушедшем за лучшей долей и по дороге проголодавшемся. Причём основной акцент - на укоре в адрес крестьян, которых только обманом удалось раскрутить на помощь.

Reply

meloco_go December 19 2021, 07:50:35 UTC
А вот такие жадные, прижимистые крестьяне - это вроде сюжет западно-славянских сказок, нет?

Reply

anna_bpguide December 19 2021, 08:51:51 UTC
крестьяне = жадные, прижимистые
Это само собой. И как иначе? Это дворянину положено хвастаться и растопыриваться, а крестьянину полагается быть прижимистым, а то голым-босым останется.

Reply

meloco_go December 19 2021, 09:38:07 UTC
Да, но в местных сказках такая роль у каких-то отдельных персонажей, какие-нибудь попы, кулаки. В общей массе крестьяне показаны как покорные и простодушные. Ну, так мне кажется.
Чтобы вся деревня жадин - это южные и западные сказки вроде.

Я просто пытаюсь увязать - может вот это вот "Россия для грустных" это продолжение крестьянской жизни центральной России? Честный человек много веселиться не может?

Reply


Leave a comment

Up