Формула взрослого

Dec 10, 2021 00:34

Я попытаюсь создать если не формулу, то образ того, что подразумевается под взрослым состоянием. Были рекомендованы сотни фильмов для взрослых https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html . Можно ли выделить ... если не то, что характерно решительно для каждого из них, то хотя бы нечто типичное, объединяющее очень многие?

Я попытаюсь сказать, что, - как мне кажется - характерно для "образа взрослости". С этим образом не связан определенный тип человека - характер, тип личности, мировоззрение. Они могут быть каким угодно. В некотром смысле, даже лучше, если они будут никакими - то есть такое многозначительное чистое поле (=пустое место), куда можно подставить совсем разных людей, с разными мотивами, целями и т.п.

Образ взрослости связан не с человеком, а с ситуацией. То есть сейчас считается, что взрослыми бывают ситуации в первую очередь, некие условия жизни, место действия - а не герой. Есть взрослые места - кто туда попадает, тот и... Нет, конечно, есть оговорки. Не совсем любое поведение во взрослых местах - взрослое. Там можно повести себя не-взросло. Я потом скажу, какое подразумевается поведение. Но все же крайне важно, что взрослость - это прежде всего место (=ситуация). И лишь во вторую очередь - попаданец, который в это место угодил.

Что это за ситуации? Это болезнь, старость, концлагерь и проч. То, что легко называют "нечеловеческими условиями". Хотя они скорее обыденны. Старость приходит ко многим, у всех бывают болезни, почти каждый сталкивается со своей тяжелой болезнью или болезнью близкого. Что до лагеря... Многим все же пришлось, и кроме того - там же не обязательно буквально. Это может быть дедовщина в армии, травля в школе, тюрьма. Таким нечеловеческим испытанием может стать развод, наркомания. То есть это самые разные предельные ситуации, которые для данного человека невыносимы. Для кого-то таким испытанием становится то, что другой перенес сравнительно легко - скажем, кому-то месяц в больнице - это испытание, которое поставило на грань, а для другого - почти отдых, порассказывал анекдоты. Кому-то развод, переезд, жизнь в отдалении от ребенка - дичайший ужас, а кому-то - ну да, бытовые проблемы. Так что тут не меряются размером травмы, а показывают, что для данного человека это - нечеловеческие условия. Старость - ну вот супруг становится овощем, и как ты... Думаю, понятно.

И вот в этих нечеловеческих (а на деле - обыденных, очень часто встречающихся ситуациях) оказывается герой. Обычно показывают такую схему: герой - "обычный", никакой не сверхгерой, "простой хороший человек". Иногда - особенно хороший, выдающийся хороший человек. Нечеловеческие условия вынуждают его, и он поступает против правил, правил морали, собственных принципов. Солгал в жизненно-важной, важнейшей ситуации - чтобы избавить близкого от мук и спасти. Убил - родного человека, чтобы избавить от мук и бессмыслицы. То есть совершил преступление (преступление правил или законов), но видно ради чего - из лучших побуждений.

Взрослый - кто может преступить правила поведения хорошего человека, которым сам все время следовал, для того, чтобы избавиться самому или избавить другого от мучений. И смотреть на такие вещи могут взрослые, и оценить могут взрослые. Так принято полагать. Я добавляю эту оговорку, чтобы напомнить - это не то, что я думаю или что в явной форме кто-то сказал. Это то, что я сложил как образ в результате просмотра рекомендованных фильмов для взрослых. Вполне возможно, именно так не думает решительно никто. Но мне кажется, именно это составляет некий "идеал взрослости", который показан - и который принят теми, кто рекомендует.

Наверное, можно сказать и так - взрослость состоит в нарушении заповедей. Не просто так, не попусту, не по баловству - а когда приходится. Невзрослый может в этой же ситуации нарушать правила, но он это делает ради пустых желаний, в истерике, сдуру, а взрослый - мучительно размышляя, отыскивая способ поступить правильно - и, найдя, не останавливаясь ни перед какими запретами.

Взрослость - это сила переступить через себя. Сила самоизменения.


(c) zh3l

Помимо болезни, несчастья и других, одно из взрослых мест можно назвать: "бессмысленность жизни". Взрослый стоит перед с очевидностью раскрывшейся истиной: смысла нет, унизительная комедия жизни во всей красе. Иногда человек перед этой картиной бессмыслицы находит смысл (и тогда он - взрослый), иногда - нет (но и тогда он - взрослый). Часто там не нахождение смысла, а принятие бессмыслицы - и тогда считается, что герой тоже взрослый. Вместе с тюрьмой и болезнью картина бессмыслицы - признанное место взрослости в современной культуре. Важно не отыскание смысла или утеря его, а именно выстаивание перед бессмыслицей.

И после испытания-проверки (преступлением, несчастьем, бессмыслицей) обратный отсчет, отсвет результирующего поступка падает на предшествующую жизнь. До этого поступка, нарушающего правила, до стояния перед бездной вздора мы не можем сказать, взрослый ли герой. Он хороший, он милый (или, напротив, не очень), он правильный - но взрослый ли? А вот после проверки, когда на изломе кровью блестит преступление - тогда говорят: да, оказывается, он взрослый, и значит - до того тоже был взрослым, а ведь было не заметно.

Взрослость - скрытое качество.

Взрослость нельзя увидеть в обыденной жизни. Заостряя: "никому не дано знать, является ли он взрослым, пока не попадет он в "место взрослости", то есть ситуацию, в которой может проявиться чья-либо взрослость". Можно надеяться и подозревать, но нельзя убедиться. Нет средств. Иногда взрослым кажется один, иногда другой, её путают с серьезностью, надутостью, или с легкостью и непосредственностью. Кто-то уверенно стоит, кто-то запросто танцует. Мало ли с чем путают - главное, узнать нельзя. Только на излом. Причем и сам человек о себе того знать не может. До испытания он, как и другие, может лишь надеяться, что он - взрослый. Некоторые в этом искренне уверены, а случись что - нет, не потянул. Так что каждый о себе того не знает, и лишь задним числом, после испытания, коли жив остался, может сказать - оказывается, я взрослый.

Тут какие-то отголоски... Я напоминаю, что нельзя ориентироваться на словарные значения, на уверенность, что значение слова "взрослый" вы знаете, я пытаюсь его понять, будто я его не знаю - а как же иначе? Так вот, это понятие похоже на святость. Избранность богом. О себе знать нельзя, и только некая сила являет в час испытания свою метку. А без испытания можно только надеяться и готовиться... Не настаиваю, но у меня возникла именно ассоциация со святостью. В секулярной культуре "святости" быть не может, и вот вместо нее выдвигается новое редкое качество - взрослость. Это замена: отсутствующая в мировоззрении ценность прорастает в неожиданных местах.

Оно редкое. Оно не у всех. Это не возрастной этап. Это не в линии ребенок, подросток... старик. Потому что детьми были все, это от возраста зависит, в 5 лет каждый - ребенок. А взрослым можно не стать. И большинство не становятся. Нет, всякие там взрослые дела... ответственность... Ну, как? Вот человек кого-то убил. Он от этого - взрослый? Его поймали и он отсидел. Он от этого - ответственный за свои поступки и ответивший? Да нет. Так склалось. Имеют детей, тянут работу, покупают квартиру и выполняют свои обязанности вовсе не взрослые, а практически все. Там другие слова - порядочный... или там - нормальный, адекватный. Это другой словарь. Взрослость не в ряду возраста, нельзя дорасти до взрослого состояния, только - стать, собственными усилиями. И нельзя по факту несения жизненных тягот считаться взрослым. Как когда-то - детей завел, значит - взрослый. В современной культуре - ничего подобного, опровержений уйма. Никакое внешне-биографическое событие в жизни человека не может быть свидетельством взрослости. Только если мы - благодаря кинорежиссеру - становимся свидетелями чьего-то внутреннего выбора, если мы видим, как для него изнутри выглядит данная ситуация, можно понять: это взрослый.

Отсюда понятная оборотка. Для кого-то и ежедневно на работу - подвиг, и преступление через себя, и свидетельство взрослости. Жаль, что это мог бы увидеть только невидимый режиссер, а окружающие не видят, но - это так. Ведь список нечеловеческих ситуаций открыт, для каждого ужас свой, а значит - и излом, испытание и преодоление - тоже свои. Взрослые среди нас, они необнаружимы.

Взрослость - способность преодоления себя в чрезвычайной ситуации. А до появления такой ситуации (до попадания во взрослое место) - нет способа узнать, кто тут взрослый.

В обыденном смысле взрослым является кино "с сексом и зверствами", то есть с чрезвычайными ситуациями, которые детям видеть рано. Раз имеешь право смотреть порно и про кишки наружу - значит, взрослый. Но это обыденное понимание уже утонуло - ясно, что очень многие смотрят такие фильмы и интерес к ним - как раз свидетельство невзрослости. Это только невзрослые хотят заглянуть за дверь спальни и пыточной - прочие так или иначе навидались. И этот критерий больше не работает.

Выявляется истинный ужас современности: скука. Взрослым считается скучное кино - если надо заставлять себя и смотреть, то это - взрослое. То есть факт просмотра взрослого кино и является тем испытанием, которое демонстрирует окружающим (и себе самому) взрослость. Взрослое кино становится самореферентным: оно есть свидетельство существования своего денотата. Скука страшнее пыток и секса, это истинный ужас. И вот этот настоящий взрослый ужас и служит свидетельством взрослости. Так сказать, двойная граница: со стороны "детей" границей взрослости служат секс и расчлененка, а со стороны взрослых, умудренных истинными страхами - скука.

Так что взрослость есть способность зрителя к самопреодолению (и готовность скучать при просмотре взрослого фильма).

Если угодно, можно отличить взрослость от героизма (и святости). Во многом они похожи, но есть и различия. Герой ведь ... ну не то чтобы обязательно побеждает, но он "имеет результат". Результат героизма называется подвигом. Это может быть не материальный, не проявленный результат, он может быть не связан с победой - но всё же он существует, пусть как внутреннее качество.

А взрослый подвига не совершает. Поэтому очень часто "картинкой взрослости" является нерешенная проблема. Нечто печальное, трагическое, бессмысленное, ужасное произошло... И человек воспринял это. Он остался жить. Собственно, о взрослом не сообщается, что он превозмог обстоятельства, решил проблему, спас несчастных или хотя бы себя. Нет, очень часто - не решил и никого не спас. Просто был, видел, переживал - и смог жить дальше. То есть если для героя важно, что он преодолевает нечто трагическое и возвышается над ним, то взрослый - всего лишь не падает. Упасть в этих жутких обстоятельствах (а место взрослости - всегда "нечеловечески ужасно") - это проявить невзрослость. Невзрослый в этой ситуации может впасть в истерику, отрицать произошедшее, сойти с ума. Он не выстоял, не принял - не взрослый. А взрослый преодолеть не смог (не герой, не святой), но остался человеком. Взрослым.

Можно так сказать: у героя в конце темы звучит мажор, а у взрослого - минор. У невзрослого - диссонанс.

Так выглядит структура этого понятия. Может быть, в полном и развернутом виде оно встречается не так часто. Каждый из говорящих о взрослости выбирает себе некоторую сторону, край, аспект понятия - и создает определенное понимание, выговаривает определение, имеющее отношение именно к этому аспекту.

Что такое взрослость? Это избавление от эгоцентризма. Когда человек от него избавляется, т.е. взрослеет, то он перестает жить в оценочной парадигме "нравится - не нравится", "хорошее-плохое", "взрослое-подрастковое".
Чем взрослее становишься, тем меньше оцениваешь, и тем больше понимаешь глупость оценок.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176520177#t176520177

Что такое взрослое кино... Точнее, какое кино прежде всего взрослое - для меня это кино "подведения итогов". Когда человек оглядывается на прожитую жизнь - у подростков ещё нет этой прожитой жизни, у них жизнь впереди.
Соответственно, взрослые как подростки это люди, которые не ощущают груза опыта и этот опыт не требует от них осмысления.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176520689#t176520689

Переход по возрастным стадиям совершается рывком через осознание. "Мне сорок и уже не быть космонавтом" - сужение будущего, переход от подростка ко взрослому. "Мне уже не изменить свершенного и не совершить нового" - это приход старости.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176536305#t176536305

Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от "Я не могу!" к "Все будет сделано", от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176525553#t176525553

спокойное мужество, доброта и размышления наедине с миром. И времени для всего достаточно. Вот эта, во-первых, достаточность времени, во-вторых - мужество, это про взрослых людей, на мой взгляд.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176535793#t176535793

В целом это наверно можно отнести к взрослости - умение относится к серьезным вещам по серьезному, а к игровым с детской непосредственностью, но в обоих случаях по честному.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176543217#t176543217

1. "подростковый" - благополучие, сокрытие смерти, телесное "я";
2. "взрослый" - отсутствие благополучия, осознание смерти, поиск границ "я";
3. "просветлённый" - безразличие к благополучию, осознание жизни, осознание границ "я".
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176603121#t176603121

Отличие тут то же, что между научно-популярной литературой для широкой публики и серьёзными научными работами. Задача первой вызвать энтузиазм, заинтересовать, нарисовать в ярких красках перспективы, в лучшем случае дать некое "представление в общих чертах". Вторые стремятся отразить реальную картину мира, пригодную для практического применения.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176676081#t176676081

Есть такое понятие - психологическая зрелость. Она не связана с физиологическим возрастом. Когда я буду принимать людей такими, какие они есть на самом деле, когда в трудностях я буду видеть свои очередные задачи и самостоятельно решать их, когда я понимаю всю ценность того, чтобы быть собой, когда преодолевая трудности испытываю азарт и предвкушение успеха, и когда прекрасно понимаю, что я есть хозяин своей жизни, вот тогда ко мне "пришла" психологическая зрелость.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176600817#t176600817

чётко сознавать, что не являешься хозяином своей жизни, видеть полноту своего ничтожества.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176631025#t176631025

пап а про что кино для взрослых
спросил аркадий у отца
а это сын про ипотеку
трудоустройство и гастрит
© Рома Акатьев
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176657905#t176657905

Проблематика серьёзного кино требует для адекватного восприятия соответствующего уровня осмысления природы человеческого существования, социальных взаимоотношений, построения иллюзий, мотиваций и ценностных базисов
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176667377#t176667377

насчёт мужчин не уверена, что они вообще успевают за жизнь повзрослеть 🤔
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2356977.html?thread=176699377#t176699377

вообще взрослость - это способность принимать действительность и способность своей волей менять ее.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2357134.html?thread=176695694#t176695694

Тут много было сказано про критерии взрослости фильма, для меня это весы, на которых режиссёр взвешивает жизнь персонажей. Если их будущее перевешивает прошлое, то фильм молодежный, если нет, то для взрослых, и его можно маркировать 40+.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2357134.html?thread=176739726#t176739726

Трагедию выделяет акт выбора героем своей судьбы. Трагический финал - это выбор, который делает трагический герой, выбор осознанный, волевой, моральный. В драме герой реагирует на обстоятельства, сознательность/сознание не требуется. Разумеется, осознанный трагический выбор можно считать хоть актом перерождения героя, хоть следствием этого перерождения, приведшего героя по сюжету к точке выбора, но по-моему, это, всё же, вторично. Драма - про эмоции и стеничность, трагедия - про осознанность и решимость. Драма - про борьбу, трагедия про победу. Драма - это процесс; трагедия - это акт. Ядро трагедии - это предельный финал, собственно «финиш», если его изъять, то останется драма как череда событий, сливающихся в процесс.
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2357523.html?thread=176939283#t176939283

Так что взрослость - это драма, и не путать с трагедией.

Как хотите, это странная категория.

psychology4, art3, myth2, sociology7

Previous post Next post
Up