Кино вместо книги: есть ли Бегемот в пару Левиафану?

Jan 27, 2015 16:28

"Получилось так, что не словесность, как обычно бывало в России, а кино взяло на себя всю тяжесть истории: этическую, социальную, религиозную. Не меня одну «Левиафан» заставил вспомнить о Солженицыне: о взрыве «Одного дня Ивана Денисовича», а еще больше - об «Архипелаге». Быть может, таким же взрывом (хотя и не имевшим видимых последствий) были в ( Read more... )

art3, literature2

Leave a comment

bbzhukov January 27 2015, 19:30:32 UTC
Я согласен с тем, что нет таких книг. Но с чего эти уважаемые люди взяли, что есть такое кино?

И это не претензия к писателям и режиссерам. Для того, чтобы то или иное художественное высказывание приобрело такое значение, мало того, чтобы автор его высказал, и даже каких угодно его достоинств мало. Надо еще, чтобы его услышали - не та или иная тусовка или субкультура, а нация. Ну или хотя бы та ее часть, которая выступает как интеллектуальная элита и претендует на то, чтобы представлять нацию в интеллектуальных сферах.

Мы уже довольно давно - лет 20-25 - живем в ситуации постепенного распада самого феномена корпуса общеизвестных текстов. Текстов, которые можно не любить (и даже ненавидеть), но нельзя не знать. Исторически это и были в основном тексты (очень разноплановые и разножанровые - от "Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик погулять..." до "Войны и мира"), в меньшей степени - мелодии. В ХХ веке к ним добавились фильмы. Тот, кто не читал/не смотрел того-то и того-то, просто выпадал из текущей жизни - не только художественного ( ... )

Reply

ivanov_petrov January 27 2015, 19:55:50 UTC
Именно. Мне тоже так кажется.

Reply

seven_apart January 27 2015, 20:18:04 UTC
Это все очень верно, но это следствие. Причина все-таки - внутренняя. Раньше "телескоп литературы" захватывал некий внешний объект (чем бы он ни был), и это приносило новое понимание. А теперь объект захватывается, но, каким бы новым он ни был, новое понимание не появляется. Не для "читателя", для самой литературы. В корпус вечных текстов нечего добавить. "Вода ушла". Именно поэтому 21 век оказывается как бы уже вне культуры. Читатель как раз есть, но остается наедине с собой, культура больше не ведет его.

Reply

bbzhukov January 28 2015, 00:50:34 UTC
Ну, тут дальше можно спросить, с чего это вдруг такое произошло, что изменилось в человеческой природе, или в культуре, "или где-то в окружающей среде". Но там чем дальше - тем предположительнее, так что я остановился на том, что мне представляется несомненным.

Reply

lenivtsyn January 27 2015, 21:23:03 UTC
Прошу прощения, но мне кажется, что судить тут не вашему поколению - есть или нет. Вы - сравниваете, а сравнений по большому счету быть не должно, потому что у каждого времени свой несравнимый с другими запах (в смысле дух). Тут важен ответ именно тех, кто в школе учился еще в СССР, а вот по-взрослому жить начинал уже в постсоветском пространстве. Те, кто раньше - они уже сформировались ко времени "великого события", и "вот таким образом значимы" для них уже никакие книги, никакие фильмы не могли быть. А те, кто позже - они драматизма "великого события" оценить не могли.

Reply

bbzhukov January 28 2015, 00:58:48 UTC
Прошу прощения, но мне кажется, что способность судить принадлежит каждому и принципиально неотъемлема. В том числе, конечно, и право судить о другом субъекте и его суждениях.

Впрочем, насколько я понял хозяина журнала, речь идет о художественных высказываниях (книгах, фильмах, etc.), значимых более-менее для всех своих современников (а то и для потомков). Произведения, значимые только для очень узкой возрастной группы - оффтоп по определению.

Reply


Leave a comment

Up