Странные истории обычных людей

Oct 12, 2008 09:36

Я задал вопрос http://ivanov-petrov.livejournal.com/1004453.html - какие в детстве у кого были "культы", придуманные обряды и поклонения. Мне ответили.

sqrl17
До сих пор приходя в лес или к реке стараюсь принести хлеб, или ещё что съестное, что в лесу не растёт. Кладу под кустик или кидаю в воду. В знак уважения к месту и "прихода с миром", прежде всего. В разведённый костёр - первый кусочек пожаренного. С подросткового возраста, кстати и пошло, чтобы постоянно. Лет с 14-ти. До того тоже было, но эпизодически и конкретно зверюшкам (рыбкам-птичкам). Теперь - "месту".

shean
мы хоронили воробья и хором пели придуманную мной молитву "Аллах велик, Аллах един, Аллах непобедим. О Боже, помоги Аллах", причем на последней фразе полагалось падать с колен ниц. Очень смешно было, хотя пели всерьез. Трудно объяснить. Хотя это всерьез\невсерьез хорошо описано у Дольника в "Непослушное дитя биосферы"



lubech
Мы тоже хоронили слётков, которых не удавалось выкормить, правда, без молитвы, но в определенном "тайном" месте в лесу, где украшали могилки крестиками и всякими цветами.

Rainaldo
"Красная мохнатка". Друг закадычный школьный, в средне-старших классах, прочёл, если верно помню, у Бредбери такой рассказ "Звёздочка светлая, звёздочка ранняя" (помню. потому что мы всё, в общем-то, вместе читали) - и "назначил" персональным исполнителем желаний что-то вроде такого красного пумпона - на пианино у него в какой-то вазочке "жил". Чтоб там на уроке не вовремя не спросили, вещь какая нашлась (или потерялась) - верное дело. Потом ту мохнатку однажды кот подрал в клочья - трагедия...



ptitza
Многие поклоняются ушедшим близким людям - мужьям, жёнам, детям. Не просто помнят и раз в году сами знаете куда, а именно культ. Например, Тимофеев-Ресовский не смирился со смертью жены. Был её бюст, который Т-Р установил на комподе, окружил цветами, культовыми предметами - пасхальными яйцами и проч. По утрам здоровался. На праздниках ставил на праздничный стол среди гостей, наливал и проч. Гостям, наверное, неловко было. Это из того, что известно. У Сологуба после смерти Чеботаревской такое же. Ношение Св. Ксенией одежды мужа тоже в некотором смысле культ.

Обычно сооружают "алтарь" - некоторое отдельное место, только для него. Комод, место на столе, отдельная книжная полка. В алтаре фотографии, письма, вещи, его любимые книги. Одевают его одежду, садятся перед алтарём и разговаривают. Иногда чай вместе пьют. В юбилеи выпивают - с ним, естественно, не с посторонними. Ежегодное паломничество к любимым местам. На ночь прощаются, желают спокойной ночи. Ну и так далее. Это уже переходит границы, конечно. Вот и Жуковский предупреждал в "Светлане". Потому что, зная, что человек не уходит, ничего этого не нужно, никаких атрибутов, ритуалов. С другой стороны, вот... А, ладно.



deal_braker
Было такое. Лет в десять-одиннадцать мы с моим тогдашним другом сложили культ Бонифация. Центральным местом культа было принесение жертв великому Богу Бонифацию. Ритуал заключался в собирании каких-нибудь безделушек, которые складывались в кучку в строго определенном месте (жертвеннике), по возможности покрывались стёклышками от бутылок, или ещё какими, и разбивались сильным ударом камня или кирпича. Сопровождалось это всё призывами к Бонифацию принять жертву. Просили ли мы ещё чего, сейчас уж и не упомню. Вот вроде, была просто игра, а сейчас задумываться стал, отчего же мы в неё этот элемент культа привносили? Кажется, настало время в себе серьёзно разобраться!

anima_atra
В детстве не было, с возрастом пришло. Действиями очень похоже на то, о чем написал Вам sqrl17. С деревьями общаться стала, с животными, птицами. Кроме того, в неоязыческих ритуалах участвую (то, что сейчас родноверием иногда именуется) с прославлением богов славянского пантеона.

Кроме того, это уж для коллекции, знаю людей, которые осущетствляют культ греческих богов (Дионис, Геката), в т.ч. с кровавыми жертвоприношениями (людей не режут). Цель банальна - магия.



dryoldscholar
Интересно. Я не поклонялся божествам (духам?), я с ними воевал (1-2 классы). Суть игры в том, что есть существа, кот. вмешиваются в нашу жизнь, их можно задобрить ритуалами, но пытался их изгнать и уничтожить))))

figovina
Никогда не называла это культом, но истово ожидала всегда прилёта инопланетной тарелки к балкону, репетировала приветственную речь, представляла яркие образы как оно будет и наполнялась значительностью и таинственностью от своей избранности. До сих пор иногда поглядываю в окно)

kotina
У моей падцерицы лет в 12 жил "кошелёчный дух", разумеется в кошельке. Она туда постоянно заглядывала, советовалась, клала монетку и задавала вопрос. Потом, после некоторого времени, доставала монетку и узнавала ответ. Духу иногда в кошелек кидала конфеты.



marina_fr
Ну, с деревьями говорила. Особенно в переломное время, осенью и весной, когда им засыпать и просыпаться. Не знаю, культ ли, потому что вроде бы как с равными...

holzfinger
у Осориной, какжется, описана ситуация с девочкой, которая боялась застрять в лифте. Дома было два лифта, и она полагала, что лифту приятно, кгда на нем ездят часто, и соответственно он не будет застревать. Она установила строгую очередность, а потом еще упростила ситуацию, и пока ехала в одном лифте молилась другому, обещая, что в следующий раз обязательно на нем поедет.

sarmata
В возрасте 10-11 лет (пик моего увлечения древними греками) я "поклонялся" олимпийским богам. Была у меня и особая молитва. Помню еще поклонение Зевсу во время грозы.

В подростковом возрасте исповедовал культ Наполеона, но до обожествления дело не доходило. Правда, мысль, что "се человек" со всеми небходимыми физиологическими отправлениями казалась мне кощунственной. Был и своего рода "иконостас" (почти как у Марины Цветаевой) с изображениями НБ. А вместо нательного крестика - миниатюрная фигурка Наполеона с ушком для подвешивания от какого-то французского коньяка.



maria_gorynceva
Я нарисовала классе в четвёртом на согнутом листке писчей бумаги святого Амона (того самого, египетского) и святую Гертруду (имя уж больно красивое) и молилась им. Например, чтоб задачку решить. Или в соревнованиях по художетсвенной гимнастике хорошо выступить. Колоть палец духу не хватило, хотя думала об этом, но когда порезала, намазала изображениям на "иконе" уста кровью.

von_luka
Лет до пяти-шести у меня был свой бог - стая маленьких черных собак. Я им молился, просил помощи и защиты, все по-настоящему. Стая была воображаемая, на самом деле не было никаких собак вокруг.

elga74
Было, много, смутно и бессистемно. До 9 лет я росла в таежном поселке, а потом привезли в город - тосковала страшно. Вот с тех пор и пошло: каждый визит в лес - вроде как немножко на "малую родину". С травками пошептаться, что-нибудь сьедобное на муравейнике оставить, "помолчать вместе с деревом" и т.п. А уж Байкал - ооо, в Байкал у меня и сережки летали, и даже очки. А очки, знаете ли, это уже практически кровавое жертвоприношение, тем более, что других очков не было.

И был один культ сознательный и гораздо более игровой поэтому. Наша с подружкой любимая учительница вышла замуж и уехала в другой город. На прощанье подарила по конфетке. Эти конфетки (пошла посмотрела) не знаю как у подружки, а у меня до сих пор вот лежит, через двадцать лет и несколько переездов. Тогда вокруг этих конфеток было еще чего-то накручено, в каких-то случаях надо было их зачем-то доставать, и еще что-то было... Но мы были большенькие уже, и это была сознательная и шуточная игра. Осталась от нее только конфетка, которую двадцать лет не могу ни сьесть, ни выбросить.

hvac
Служба в массовой армии индустриального периода, тут показательна.
Мистерия сплошная.За два года боец проживает всю жизнь в сжатой форме:сопливое младенчество -детство -юность -зрелость -старость. Недаром старослужащие называются "дедушками".Даже склад психотипа своеобразный складывается и впрямь, как у стариков, болезненная склонность к мелочам,к своим каким-то цацкам -пецкам, брюзгливая раздражительность на "молодых".Ну чистый дом призрения.
И дембель, как смерть и избавление, переход на качественно иной уровень бытия.
А любовь ко всяким амулетам, типа "серебрянной" пули на гайтане.
Или смешные для непосвящённого взгляда языческие инициации (которые кстати были в ходу и в сугубо гражданской среде, связанной с преодолением тягот и лишений, я имею в виду ритуалы в туристической среде, над новичками впервые пошедшими там в поход туристический 4-й или 5-й категории сложности, вроде бы все интеллигентные люди, а туда же, вибрамом по заду бьют, с сакраментальными вопросами : "тебе со спальником или без?")
Или взять некие изощрёные ритуалы, например "похороны бычка". Ну это когда замкомвзвод нашёл в расположение бычок и его хоронят ночью, при свете факелов, медленно и с грустью (предварительно мучительно отрыв всем "залетевшим" коллективом огромный капонир, в который и танк можно спрятать)
Ну а пряжки на ремнях блестящие, это вообще митраизм чистой воды.Содрогается всё нутро куска, когда он видит нечищенную, неблестящую пряжку.А что, покушение на основы мироздания, солнечный свет не отражается в бляхе.
А практики выявления и отторжения "палёных" товарищей? В смысле людей, которые органически притягивают к себе "неприятности" различного уровня и бытового и космического.
Я вот тоже в таких верю.Если рядом "палённый", однозначно не будет щастья в любых начинаниях.



ingwall
Было. Неподалёку от моего дома был довольно заброшенный и неухоженный берег Невы, с которого помимо прочего выдавались вперёд, в воду, два каменных пирса не пирса, а скорее всего каких-то старых фундамента. Именовались они у нас "Малый Алтарь" и "Большой Алтарь", и с них в воду кидались мелкие монеты и кусочки еды в качестве жертвы речным богам.

andronic
У меня был "недетский" культ. :)
В возрасте 18-20 поклонялся божеству Любви.
Сам воспринимал свое поклонение как религиозный культ.

Полагал, что Любовь - это вполне персонифицированная, хотя и, скорее всего, не обладающая разумом в нашем понимании (не ниже, не выше, а иначе) сущность.
Имеющая эманации и аватары (тогда я таких слов не знал, но это близко к тому, что я имел в виду).
Любовь наполняет живой мир своими эманациями (в неживом Любви нет), и, собственно, делает его живым. По сути, воплощениями Любви является все живое, но в чем-то (или ком-то) ее оказывается больше или меньше. В ком-то или в чем-то человек может ощутить эманации Любви, и тогда он испытывает к этому объекту любовь в общепринятом понимании.
Содержание Любви в себе невозможно ни увеличить, ни уменьшить. Но проявления можно контролировать (но это уже немного на другую тему).

Потом решил, что мир устроен несоклько не так. :)
Впоследствии через некоторый период "богоискательства" пришел к агностицизму с большим креном в атеизм.

till_j
Я поклоняюсь любви, считаю её высшим чувством и единственно справедливым. А языком поклонения служит поэзия. Мне даже кажется иногда, что если мне на улице выстрелят в грудь, я не рухну на асфальт горой мёртвого мяса и жира, а разлечусь по улице листками с любимыми текстами.

resterlibre
был не то чтобы культ, но заключение неких договоров с предметами окружающего мира, в 5-7 лет.
например, подбираю брошенную сломанную маленькую игрушку (или деревяшку, железяку, похожих на животное или человечка), чищу, привожу в порядок и держу на правах привилегированной игрушки, а она за это помогает в моих мелких бытовых делах (кружочки в тетрадке ровно нарисовать, отбиться от шпаны во дворе, выпросить чего-нибудь у родителей...).
в особо затруднительной ситуации применялся шантаж (сожгу, выброшу в речку, на помойку, если не поможешь).
когда вещь надоедала, я её уносила куда-нибудь в укромное хорошее место и благословляла на самостоятельную жизнь.



Анонимно
У меня не совсем религиозное было увлечение, но, возможно, тоже интересно. Где-то лет в 6-7 меня ужасно восхищали числа и геометрические фигуры. Больше всего мне нравилось разбивать большой равнобедренный треугольник на равные треугольнички, меня поражало, что это можно сделать двумя разными способами - вписать маленький треугольничек в большой, либо из всех трех вершин опустить срединные перпендикуляры. С этим фактом у меня были связаны какие-то полумистические соображения, которые я совершенно забыл. Я постоянно рисовал картинки из этих треугольников и других фигур, с названиями типа "вселенная". Еще, говорят, я любил по дороге в детский сад, в метро, отсчитывать время вслух. Говорят, пассажиры шарахались. Я этого не помню. Во втором классе, когда начался устный счет, я разочаровался в математике - не так уж и быстро считал. Еще я любил наглядно объяснить моему отцу вред курения. Как? очень просто. Собрать пепел от сигарет, развести водой и вскипятить в крышечке от банки. Получившуюся мутную черную взвесь собрать в бутылочку из-под валерианы и долго бегать за пытуемым с криками, что такая же гадость оседает в легких. Много пустых бутылочек из-под валерианы скапливалось у нас в доме. Я верил, что в результате такого кипячения проявится скрытая суть вредоносного пепла; объяснения отцу - более поздняя рационализация. Примерно такими же соображениями - о скрытой сути - я руководствовался, когда набирал на прогулке камней, и, прийдя домой, разбивал их молотком. Еще я собирал минералы, и мне казалось, что у каждого камня есть какая-то особая энергия, что-то такое. Но как-то раз я выбрал один камень из нее - самый ценный - аметист, и решил нагреть его на конфорке, - к сожалению, камешек весь растрескался и закоптился. А никаких волшебных эфффектов, кроме упреков родителей, не было. Да, кстати, в тот период я был "атеистом", т.е., помню, как нудно объяснял всем пойманным родственникам, что бога нет.
Где-то с 3 класса эти чудачества почти бесследно пропали, хотя лет в 13-14 было что-то похожее на некоторые рассказы тут: прихожу в лес, ищу грибы. нахожу поганку, с досады пинаю ее - - а потом долго извиняюсь перед сбитым мухомором(полувсерьез) - а то дух леса разве какую жалкую сыроежку даст увидеть. Ну. еще кое-что было.
У меня осталось немного болезненное впечатление от этих вещей.



otgovorki
У меня был свой культ дерева на пустыре класса с 8-го и лет до 26-и это продолжалось: мне приглянулся дуб с верхушкой побитой молнией, я звала его Братом и приходила к нему почти каждый день, издалека здоровалась, он мне отвечал - выбранная взглядом ветка чуть качалась в ответ деже при полном безветрии - потом я садилась спиной к нему и рассказывала ему или просто сидела и слушала его спиной. Однажды мы "поменялись телами" - это отчасти действенно до сих пор, но тогда я какое-то время вполне серьезно считала себя деревом, во всяком случае, деревом больше, чем человеком.

Я понимаю, что Вы спрашивали больше про культы разделяемые и передающиеся - игры-ритулы - тогда да: "панночка помэрла" (ссылку я в комменте выше кинула), вызывание духов в пионерских лагерях - Пиковой Дамы, Духа, Гномиков и т.д. (поищите там же в childhood_ru), секретики под стеклышками - это совсем у маленьких, дошкольники - и мы такие делали (книжка Осориной - очень хорошая).
То, что конкретно возникало как бы из ниоткуда экспромтом - это похороны птиц и животных - помню как мы в детском саду крота хоронили - чисто экспромт был, ритуалотворчество.

ivanov_petrov
про панночку - да. замечательная ссылка.
а про дерево - крайне занятнo. Надеюсь, вы не обидитесь, если я скажу - что не понимаю, как это - чувствовать себя больше деревом, чем человеком. раз это было во вполне сознательном возрсте -может быть. можно пояснить?

otgovorki
Нет, не обижусь, оно ведь понятно, что не понятно, даже мне самой, как выясняется.
Как-то я всерьез над вопросом Вашим задумалась, а как это вообще можно пояснить?
Могу здесь пытаться двигаться двумя путями - вернуться в то, как тогда ощущалось и из тогда посмотреть, или из сейчас какую-то рефлексию выстраивать.

Двинувшись по первому пути я наталкиваюсь на то, что надо отдельно разбираться, как устроено "ощущать себя человеком", из чего оно складывается?
- Первая приходящая версия ответа, что из причисления себя к своим. Помните мультик, где цыпленок пел "надо в дорогу, в дорогу, в дорогу мне торопиться. надо узнать мне, что я за птица, а почему? - а потому: трудно на свете быть одному" - вот с кем удается контакт установить, тот и "свои", и я того же рода. Это так, предварительная, рабочая версия.

А как это ощущалось?
- ну тут странная такая область... вот как Вы "зону внимания себя" ощущаете, когда, например, идете по улице с работы, где вы в пространстве помещаете "себя"? - понятно, что я не про тело, а про "объем сознания" говорю? - я не знаю, в каком языке это описывать, придумывать приходится. Напрмер ответ может быть таким - ну, в голове, в районе глаз, а когда на что-то захватывающее смотрю, то целиком там, тела своего не ощущая.
Но возможны варианты ведь, с этим "объемом сознания" и "зоной внимания себя" можно играть, можно работать. Можно идти по улице и ощущать вокруг себя пространство как шар, увеличивающегося диаметра, можно вертикаль в центр Земли и в космос насколько внимания и концентрации хватит тянуть, можно ногами стопами Землю слушать, можно то, откуда мы смотрим и видим опустить в область на три пальца ниже пупка :) Найдите описание работы в асанах или цигунского "стояния столбом" - тоже варианты из практик.
Тогда с точки зрения ощущений у меня это выглядело как-то так: ходя по улице у меня сознание было на уровне верхних ветвей, и взгляд был как-то оттуда, ощущение вертикали и продолжения вертикали внутри земли, под собой, открытость ветру - я почти не мерзла, и главное - ощущение деревьев как своих, имеющих свои "лица", тех, к кому всегда можно обратиться и быть несомненно услышанным и понятым, позвать, попросить, получить ответ.
Был период безлюдных снов - были деревья и я был не человеком там. Собственно, подруга мне рассказывала свои сны и еще и рисовала их, тут-то меня и настигла рефлексия, что у меня нет людей в снах и я их по жизни вообще не замечаю (восприняла это как непорядок, но долго не могла ничего с эти сделать).
Сейчас я, как правило, играю или практикую сознательные изменения "объема и расположения себя=зоны внимания" в пространстве - все время, которое хожу и езжу по городу. И свои для меня в первую очередь - люди (хотя ворон, собак, птиц, кошек, насекомых и деревья я замечаю так. что увиденная по пути на работу синица или гусеница, переползающая дорогу, может составить "лицо дня").



sociology5, psychology3, religio2

Previous post Next post
Up