Три года назад весной я был в Архангельске, было это как раз девятое мая, погода была не под стать Северам, я щеголял в рубашке, а вокруг девочки по набережной звонко цокали каблуками и размахивали юбками на ветру. Люди гуляли, размахивали флажками и почитали памятники.
По традиции местные ждут речной паромчик, чтобы прокатиться по Двине. Один из них, на который сели мы, ходит примерно раз в час на Кегостров. Это остров такой, с которого отлично виден Архангельск. Сели мы в него и пошли по тяжелой холодной воде, кое где в которой плавали заблудившиеся снежные льдины.
Уже в пароме я понял, какой контингент живет на острове. Пьяная баба, сидя на корме все подстрекала капитана, кричала ему что-то завлекающее прокуренным голосом, а после и вовсе при всем честном народе легла на спину и раздвинула ноги. Было и смешно и в то же время срамота. Сынок ейный охранял меж тем пакет с запасами алкоголей и подливал по велению мамки всем ее подругам в пластиковые стаканчики.
С виду остров производил неизгладимое впечатление. Обветшавшие бараки, грязь и прыгающие по кочкам мотоциклы с коляской с пацанами-каскадерами за рулем.
Лихая баба, так и не охмурив капитана, переключилась на берегу на другую жертву, прыгнув на заднее сиденье мотоцикла и выпуская треск и клубы кегостровской пыли, умчала как в вестерне с красивым финалом. Вид острова был такой, что ступить на его землю мы не решились.
И вот я снова здесь, в Архангельске. Напротив всем известного здания архангельского порта, нарисованного на 500-рублевой купюре, стоят пришвартованные ледоколы:
Колоритной деревянной хибары-станции для речных трамвайчиков уже нет. Да и в целом берег основательно изменился. Не смотря на погоду по Двине рассекают отважные поцыки на гидроциклах:
Вдарив по вишневой настойке с Евгением, отчаливаем в сторону острова. Архангельск как на ладони. Высится здание Проектных Организаций:
Подплывая к острову все становится куда мрачнее. Начинают мне вспоминаться и пьяниые тетки в пароме и лихачи на трехколесных мотаках, задорно месящих островной чернозем:
Вот он. Причал острова Кегостров:
Капитан нашего парома ювелирно пришвартовался и мы вышли. Как и следовало к причалу приехало много смешных старых советских автомобилей и разрушенные мотоциклы с коляской. Все это выглядело как какой-то северный "Безумный Макс-Воин дорог". Окутав клубами сизого дыма и пылью всю пристань люди рассосались и вскоре не осталось никого.
На берегу греют борты какие-то шхуны:
Шхуна под брезентом:
Местные дороги. Надо заметить сейчас довольно сухо и пыльно. Я боюсь представить что здесь после дождя. наверное, людей засасывает, как зыбучие пески в джунглях:
Дома деревянные. Эта фотка вышла плохо, но зато влез мотак с коляской внизу справа:
Как и в Архангельске, на острове очень много "плавающих" зданий:
Продаются разливные пивасики:
На улицах все напоминает боевые действия:
А вокруг гнетущая тишина. Эта тишина мне больше всего запомнилась за нашу прогулку:
Увидели местный проспект. Наверное, самая ровная здешняя дорога:
Дома:
Еще один:
Улица:
Очень интересно, что на острове часто встречается советский флаг:
Может в преддверии дня победы, но выглядит с флагами все еще более колоритно. Словно здесь застыло прошлое, а СССР и не думал пасть:
Пройдем дальше по переулку. Здесь есть даже современная ограда:
Двор:
Какая-то свалка местного скраба:
Сказочный стол:
Некоторые старые дома просто утопают под тяжестью времени :
Очень интересна архитектура местных домов:
Сверху всегда три окошка. Большинство из них начала двадцатого века:
На острове тяжко без лодки:
Почти в каждом дворе есть лодка или катерок:
Вышли на небольшую поляну, ярко освещаемую холодным вечерним солнцем. Колодезь:
Навстречу вышли два местных потертых жителя с красными лицами. Посмотрели на нас стеклянными глазами как на диковинок и пошли по своим делам:
Кегостров:
Еще из местного зодчества. Дома как на подбор. Не помню, чтобы я еще где-то видел такие крыши с тремя окошками:
Очень много на острове заброшенного:
Полянка:
Сарайки:
А еще здесь полно классной техники. В лучших традициях семидесятых-восьмидесятых:
Санки:
УАЗик:
Крутые катера:
И тяжелым грузом повисла над всем звенящая тишина:
Что же случилось на этом острове? Почему здесь такая разруха?
Кажется, что здесь была неведомая никому война:
В результате которой снова победил коммунизм:
Краткая историческая справка в интернете говорит, что раньше остров был зажиточным, здесь был свой колхоз, большие поля, пилорама, школа. За местной древесиной охотно приезжали даже из-за границы:
Мало того, здесь даже аэропорт был. С которого очень бюджетно можно было летать на разные острова области:
Но с приходом горбачевской перестройки и развала Советского Союза все здесь рухнуло. Молоко стало возить не выгодно и вскоре вологодские хозяйства взяли верх, аэропорт закрыли, лесхоз тоже и погрузился остров в очень крепкую смуту:
Мимо проходит копченая чикуля с баклажкой, на каблуках и лихо подгоняет двух спиногрызов, дабы не путались под ногами.
Выглядит все это, словно какой-то советский апокалипсис. Иной раз открываются взору такие картины, что и не верится, что все взаправду:
Сколько машин в одном дворе!:
Зашли в подъезд, там все расселенное, но в соседнем таком же точно доме живут люди!:
Взгляните только на эту красоту на ступеньках. Я ничего не придумал, там точно так и было:
Внутри все поломано:
Разорвано и вынесено:
И ходить в некоторых местах страшновато:
В коридоре сидела черная кошка и увидев меня побежала в мою сторону. Я даже испугался немного:
Из окна видно огород:
И широкую реку Двину:
А вот еще одно примечательное здание:
Догадаетесь?
Я зашел внутрь, а оказалось что в нем еще и люди живут. Покосившееся, продуваемое северными ветрами здание аэродрома острова.
Владимир Александрович Бармин, старший механик судоремонтного завода "Звездочка", рассказывал нам историю, что в Тегеран в 43-м году, дабы умаслить Рузвельта, который любил семгу, за рыбой летали как раз в Архангельск и увозили ее с этого аэропорта.
Опаздывая на паром мы еще видели не мало интересного. На берегу Двины какой-то камуфляжный мужик разделывал тушку то ли кролика то ли кошки. Во дворах стояли диковинные автомобили, типа амфибий, все было покосившимся, ржавыми и продуваемым ветрами. Жилой дом было легко узнать по прикрепленной к стене спутниковой антенне.
Так и живут здесь люди. Среди заброшенных бараков, в тишине, изредка катаясь по кочкам на безумной скорости на мотоциклах за водкой и вешая советский флаг из окошка.
Кто виноват что так все здесь выглядит не известно.
- Наверное, надо было здесь Левиафан снимать!
- Наверное, надо было.
_____________________
Очень хорошо про остров написан очерк, советую почитать:
http://popov-mk.ru/?p=204&cpage=1#comment-8497