Многодетность, как подвиг, долг или просто жизнь

Dec 02, 2016 12:25

Вот уже несколько дней бушует дискуссия относительно многодетности.

Начал её не отец Павел Великанов (o_paulos), как некоторые считают. На самом деле дискуссия о многодетности идёт уже ни одну тысячу лет. Причём вопросы ставится достаточно жёстко. И я вовсе не согласен с одним из основателей нашего сообщества, который, к сожалению, сейчас увлечён другими проектами отцом Святославом ( svyatoslav ). Думаю его критика не совсем во-первых, объективна - он совершенно зря воспринимает статью отца Павла, как либеральную. Во-вторых, корректна - не совсем уверен, что кто-то имеет право критиковать этот "крик души" многодетного отца, оказавшемуся в одиночку против всех трудностей воспитания четырёх детей. Однако попробую без личностей и прочего изложить точку зрения Церкви на вопрос семьи и брака. Само собой короткая статья не охватит всех ситуаций и сложностей, но общее представление о семье и браке она даст, а так же сразу выявит слабые стороны или ошибки в разразившейся и лишне эмоциональной дискуссии.

А надо ли вообще создавать семьи?

[Spoiler (click to open)]


Церковь говорит нам об этом так: "Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения."

Можно много приводить правил, апостольских постановлений и выдержек из Святых Отцов, но в вышеуказанном предложении суть отображена верно и достаточно.

Брачные отношения - это именно хорошо. Даже при том, что есть что-то не хуже и лучше (добровольное целомудрие во Господе).


Нужны ли и обязательны ли в браке дети?
[Spoiler (click to open)]



Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. - учит нас наша Церковь. Дети важная составляющая брака. Одна из важнейших его целей. Но это ни в коем случае не самоцель. Истории известны примеры целомудренных браков, когда супруги никогда не были близки друг с другом в физическом смысле, но были истинно единым теле в смысле духовном. Поэтому не верно будет говорить о сексе и тем более рождении детей, как об обязательном условии брака. «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11. 11-12). Цель христианского брака - стремление к Господу. Исполнение заповеди Господней плодитесь и размножайтесь важная цель, но не самоцель. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126. 3)

Дети - это награда, а не бремя. Тем не менее не отрицает Церковь и обязанностей детей, о чём многие забывают, ставя детей во главе семьи.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», - гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20). - учит наших детей Церковь. А обязанность по обучению их этому возлагает на нас.

Таким образом можно сделать вывод, что дети являются важной частью супружеской жизни к которой безусловно нужно стремиться. Но стремиться прежде всего нужно к Господу. Есть ли люди, которых дети отдаляют от Господа, а не приближают к нему? Думается,что есть, но в этом виноваты не дети, а повреждённая супружеская и духовая жизнь.


Нужно ли в браке обязательно быть многодетным?

[Spoiler (click to open)]Всё-таки не обойти тут дискредитировавший себя термин "планирование семьи".



В первую очередь стоит сказать, что Церковь безусловно осуждает аборт и не может его принять ни в каком виде. Да, Церковь проявляет снисхождение к тем, кто прервал беременность в силу каких-то обстоятельств, но это вовсе не означает того, что аборт - это не тяжкий грех убийства, который совершенно недопустим. В "Социальной концепции" об этом говорится так: "В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать".

Поэтому аборт - это не способ планирования семьи. Это просто убийство. Это надо понимать.

Так же известен такой способ "планирования семьи", как контрацепция. Тут стоит помнить о следующем. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Т.е. Церковь не призывает и никогда не призывала рожать до упора, даже если у женщины переломан позвоночник, она лишилась зрения и лежит, словно мёртвая в постели. Намеренно утрирую, но именно так. Является ли эгоистичной забота мужа о здоровье супруги, которой врачи дают противопоказания к дальнейшим беременностям?

Сложнее ситуация с материальным. Действительно, иногда кажется, что ещё одного ребёнка семья просто "не потянет". Я думаю, что вопросы дальнейшего увеличения семьи в таких случаях супруги должны решать совместно и с советом с духовником.

Но есть безусловный способ "планирования семьи", который Церковь не только не воспрещает, но и поддерживает.

Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

У меня есть своё мнение на счёт всех этих вопросов. У меня есть собственный опыт многодетности. Моя позиция не отличается от позиции Церкви, но дополняет и укрепляет её. Но своё мнение я выскажу как-нибудь позже, либо же в комментариях, если есть вопросы. Так же предлагаю наших опытных духовных пастырей, в том числе многодетных, присоединиться к дискуссии и может выявить мои ошибки или указать на недочёты. А может поделиться опытом.

Спаси Господи за внимание.


многодетность, православие, семья

Previous post Next post
Up