Олег Иванец.Бандитская Самара.Экспансия "спецуры".Часть 1

Aug 03, 2013 13:34





"Внештатные конспиративные боевые группы из бывших и действующих сотрудников специальных воинских подразделений и силовых структур начинают создаваться в России в 1980-е годы. Всего в России существует около 30 силовых ведомств. Воинские подразделения были при каждом из них. Трудно сказать, насколько эта акция носила организованный, а насколько стихийный характер. Очевидно, что ФСБ пытается везде иметь своих людей и, если не всегда организует группировки в формальном смысле слова, то в той или иной степени контролирует их деятельность с самого начала."

Это цитата из книги подполковника ФСБ Литвиненко. Александр Вальтерович Литвиненко родился в 1962 году в Воронеже. В 1980 году, после окончания средней школы был призван в армию. За последующие двадцать лет прошел путь от рядового до подполковника. С 1988 года - в органах контрразведки КГБ СССР. С 1991 - в центральном аппарате МБ-ФСК-ФСБ России. Специализация - борьба с терроризмом и организованной преступностью. За проведение совместных с МУРом операций по розыску и задержанию особо опасных преступников получил звание "Ветеран МУРа". Участник боевых действий во многих так называемых горячих точках бывшего СССР и России. В 1997 году переведен в самое секретное подразделение ФСБ РФ - Управление по разработке преступных организаций - на должность старшего оперативного сотрудника, заместителя начальника 7-го отдела.Умер 23 ноября 2006 года в Лондоне в результате отравления полонием-210.

Долгие годы, изучая самарские преступные группировки и отдельных преступных авторитетов, я волей-неволей сталкивался с "тенью российских спецслужб" в Бандитской Самаре. Сейчас я могу уверенно сказать (это личное мое мнение), что в 80-90-х годах прошлого века наши спецслужбы не просто активно участвовали в Криминальной революции, но и, в соответствии с мнением Литвиненко, имели свои "подконтрольные" группировки. "Тень российских спецслужб" я наблюдал, когда писал многие главы данного исследования.

Уже при написании главы о деле "НефСам" и Мисюрине (см. главу "Нефть Самары"), я столкнулся с удивительным вопросом: как мог бывший таксист кинуть крупнейшее самарское нефтеперерабатывающее предприятие на несколько десятков миллионов долларов(!!), если службу безопасности этого предприятия курировал КГБ? Уже в том деле я обратил внимание на странную (вроде бы не приметную) связь с этим делом некоторых людей из ГРУ. А после общения с рядом московских исследователей темы "Криминальная революция в России" (которые про самарские дела и знать то не знали), я выяснил, что в конце 80-х-начале 90-х российские спецслужбы активно участвовали "в выводе капитала из России с помощью преступных сообществ". И, кстати, сам криминалитет не всегда догадывался, почему же это у них все так получается легко. Их просто "сопровождали". И не всем дано было знать, куда же уходят их наворованные деньги и какая судьба их ждет (напомню- Мисюрин был убит в 1994 году в пригороде Брюсселя, когда собирался лететь в Венесуэлу, а его деньги наворованные в размере нескольких сот миллионов долларов, вроде бы, так и не найдены).

В 80-90-х годах спецслужбы оставляют свой след в деятельности многих самарских ОПГ. И здесь в меньшей мере речь идет о т.н. "крышевании". Скорее это были действительно оперативные разработки в стратегических интересах. След спецслужб явственно просматривается в истории "бригады Семенюка". А деятельность Александра Литвинка так вообще велась, по моему мнению, под контролем и "чутким руководством" спецслужб. Самое изумительное, что Литвинка (Ниссан) и его бойцы не очень то это и отрицали...

Также велика роль наших спецслужб и в деле возвышения (а потом и исчезновения) Группы Компаний СОК. Кроме этого, я полностью убежден, что и "таинственный Юра Утюг" (см. о нем отдельную главу) имел связь с российскими спецслужбами. А жигулевский вор в законе Дудука в открытую щеголял своими приятельскими отношениями с двумя самарскими генералами ФСБ- Григорьевым и Большаковым (разумеется, со стороны генералов это было "по долгу службы").

Но все это в те годы была большая политика. Российские спецслужбы контролировали вывоз награбленного капитала за рубеж (именно контролировали, а не пресекали!!! Зачем?). Участвовали в разработках и спецоперациях, "перекрывали кислород" неподконтрольным ОПГ. Короче, вершили историю. Работали! В 90-х годах из золотого запаса страны пропали 100 тонн золота!!! Спецслужбы так и не нашли виновных (хотя, справедливости ради, необходимо сказать, что может и нашли бы, да уголовное дело никто не возбуждал).

Уже в 90-х годах в недрах спецслужб намечается программа привлечения для определенных операций бывших сотрудников спецслужб и военнослужащих спецвойск. Все это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, вывод наших войск из стран Восточной Европы и бывших республик СССР привел к тому, что тысячи офицеров и прапорщиков оказались не у дел. А криминальные сообщества готовы были их принять в свои ряды, при условии что бывшие военные примут их "бандитскую философию" (это, конечно, смешно, но многие уголовники почему то признавали за военными лишь роль "торпед"). Во-вторых, начавшаяся война в Чечне привела к тому, что многие молодые парни уходили воевать скромными и неоперившимися, а возвращались озлобленными и возмужавшими, и наотрез отказывались идти работать к станку на завод. В большей степени это относилось к увольняющимся офицерам и контрактникам.

Потому, если в начале 90-х годов спецслужбы, как правило, сами инициировали создание подконтрольных ОПГ, то уже во второй половине 90-х многие мелкие ОПГ, состоящие из бывшей "спецуры", сами искали выход на спецслужбы и просили обеспечения "крыши".

Сейчас уже мало кто помнит о существовавшей в начале 90-х "бригаде Суховера" (второе прозвище у него было- Серафим). Бывший вертолетчик, прошедший Афганистан, активно участвовал в бизнесе и сам же "крыл" свой бизнес и бизнес своих друзей. В дальнейшем группировка не нашла себе ниши в криминальном раскладе и ушла в бизнес.

В начале 90-х была попытка создания своей бригады и у самарских воинов-интернационалистов, прошедших Афганистан. Особенно примечательны были первые их потуги по вхождению в криминальные сферы, когда на "стрелки", например, с "дохловскими", они приезжали на маршрутном автобусе. После "стрелы" "дохловские" с ужасом наблюдали из своих "восьмерок" и "девяток" (дело было в 1993г.), как пять "афганцев" садились в обычный автобус и уезжали. И вот слова "дохловских": "Во маскируются! Сразу видно- вояки! И как придумано классно. Видимо, все со стволами- а гаишники не обыщут.". "Дохловским" было невдомек, что просто у парней еще не было авто, и все они были слесарями и малярами, но сильно хотели стать бандитами!!! Афганскую ОПГ, по сути дела, создать так и не удалось. "Афганцы" создали свой бизнес (в большинстве своем изначально стояночный) и свою "Службу безопасности". И ограничились зарабатыванием миллионов благодаря льготным возможностям (а, поверьте мне, возможности были колоссальными). Хотя, конечно, в 90-е годы в Самаре существовало и несколько влиятельных "афганских" криминальных бригад, но им не удалось структурироваться в какую либо одну большую ОПГ.

В конце 90-х годов в Самаре получает известность ОПГ братьев Кольцовых. Уроженцы Волжского района Самарской области Олег Кольцов (1971 года рождения) и Сергей Кольцов (1968 года рождения) в середине 90-х годов уволились в запас из рядов Российской армии. Утверждается, что благодаря связям с военными контрразведчиками и Самарской региональной общественной организации "Союз ветеранов ВДВ и войск спецназа", Кольцовым удалось создать не только сильную группировку из бывших военнослужащих-спецуры, но и сначала взять под контроль поселок Рощинский, а потом и "победоносно" потеснить многие ОПГ в самой Самаре.

Дело в том, что в апреле 1991 года на основании директивы Министерства обороны СССР №314/1/01500 от 7 ноября 1990 года из Риги была передислоцирована в поселок Рощинский Самарской области Отдельная гвардейская Краснознаменная Варшавско-Берлинская ордена Суворова 3-ей степени Бригада Специального Назначения ГРУ ГШ ВС РФ. А в 2010 году бригада была передислоцирована в Тольятти. Все это время из рядов бригады увольнялись десятки офицеров и солдат, которые оставались на постоянное место жительство в Рощинском (как у нас с жильем для военнослужащих, я думаю, вы понимаете). И не удивительно, что среди них было мало желающих заняться фермерством или устроиться на завод в Самаре.

Уже в конце 90-х годов про ОПГ Кольцовых идет слава, что она сплошь и рядом состоит из бывшей "спецуры", прошедшей Чечню и Таджикистан. К тому же появляется слух, что один из родственников братьев (вариантов много- отец, дед, дядя)- высокопоставленный руководитель ФСБ. И если это всего лишь ложный слух, то его кто то умело распустил. А если не слух....

И, как подтверждение верности этого слуха, многими очевидцами утверждаются дружественные отношения братьев с военными контразведчиками, курирующими подразделения МО в пос.Рощинский в те годы- Юрием Рожиным, Вадимом Пятилетовым, Юрием Михалчевым и Олегом Окоряком.

Кстати, в дальнейшем Рожин возглавит Самарское областное управление ФСБ, Пятилетов станет его замом (со временем получит генерала и станет начальником УФСБ по Тюменской области). Михалчев станет начальником службы безопасности ОАО "Самаранефтегаз" (дочки "Роснефти").

Именно в конце 90-х годов ОПГ братьев Кольцовых (другое название "Чо-Чо") начинает заниматься хищением нефтепродуктов. Многочисленные нефтеврезки, как утверждается, особенно в Волжском районе, контролируются данным ОПГ. А безопасность данного "бизнеса" осуществляют ряд ЧОПов, также подконтрольных Кольцовым. Причем одни только названия этих ЧОПов уже внушают боязливое уважение, так как везде упоминается принадлежность к бывшим спецназовцам.

В эти же годы Кольцовы вклиниваются в игорный бизнес Самары. Они начинают "крышевать" ряд казино в городе. Но именно этот сектор криминального бизнеса приносит им кроме огромных денег и большие проблемы. Вроде бы здесь они не смогли найти общий язык с "солнцевскими". Утверждается, что "кольцовских" усиленно стали выдавливать из этого бизнеса. "Солнцевские" огрызались (вечером 10 октября 1999 года убит у подьезда своего дома по ул.Ташкентской,188 из пистолета ТТ Марат Гафутулин, член ОПГ Кольцова, крывший в Самаре ряд казино).

В 90-х годах братья Кольцовы работали в тесном союзе с Андреем Прониным (Прошка, он же Бешеный). Хотя есть мнение, что до момента разрыва между ними братья являлись всего лишь бригадирами Прошки. ОПГ Прошки уже с начала 90-х годов прославилось тем, что контролировала знаменитую "тропу" возле ЖД вокзала (совместно с Або). Потом усилила свое влияние в водочном бизнесе (ТД "Бонус-М") и нефтеврезках в Кинельском районе. Наиболее дружественные отношения Пронин поддерживал с Чеченской ОПГ и ОПГ Андрея Королева. Так как большинство участников ОПГ Прошки были бывшие спортсмены и уголовники, то вызывает удивление сам факт союза Кольцовых с Прошкой. Причем факт долгожительства самой ОПГ многие очевидцы связывают с хорошими отношениями с ФСБ. Если только не тот слух, что Андрей Пронин- мастер спорта по боксу, воин-интернационалист, кавалер ордена Красной Звезды. Если этот слух реален, тогда все встает на свои места.

И столь же очевидна долгая "непотопляемость" ОПГ Кольцовых в криминальных сферах Самары. Уже в начале ХХ1 века Олег Кольцов прочно себя именует бизнесменом. Причем солидным. Есть утверждение, что именно Олег Кольцов продавал свои акции, когда ФПГ СОК скупал пакет акций универсама "Мичуринский" (которыми он владел наряду с ГК "Союз"). Вроде бы, и некий Олег Кольцов является президентом ООО "Управляющая компания "СМАРТ", которая занимается управлением финансово-промышленными группами и холдинг-компаниями.

А военные контрразведчики с началом века продолжают свою экспансию. С приходом в областное управление ФСБ Юрия Рожина, туда же начальником отдела из Черноречья приходит Филимонов, а начальником собственной безопасности становится выходец из тех же структур Иванов.

В дальнейшем Михаил Филимонов станет замначальника ФСБ по Республике Кабардино-Балкария. Выходцы из военной контрразведки Петр Федотов и Владимир Бокач соответственно возглавят Службу безопасности ОАО "Самаранефтепродукт" и Службу безопасности ОАО"Приволжскнефтепровод". Самое пародоксальное, что назначение военных контрразведчиков в СБ этих компаний вполне логично, но если привести статистику (я вас не буду утомлять цифрами), то выясниться что обьемы хищения нефти лишь возросли. Какие то преступные группировки нефть воровали, а все списывалось исключительно на ОПГ Индейцы.

В ФПГ СВ у Алексея Гриншпуна начальником Службы безопасности также был "бывший" контрразведчик полковник Корабельников, который после "банкротства" агропромышленного холдинга, вроде бы, благополучно ушел в структуры безопасности РЖД.

Но данный процесс не был характерен лишь для нашей области. Это было характерно для всей России. Все сферы деятельности (власть, экономика, криминал) стали захватываться представителями нового сообщества- "Спецура" (это исключительно мой термин, так как в отличии от общераспространенного- "силовики" -я не включаю в него выходцев из правоохранительной системы). И этот процесс в Самарской области не был столь однобоким. Дело в том, что еще в 1997 году тогдашний мэр Самары Лиманский инициировал (да и он ли инициировал?) приход в Самару еще одного "потока" "Спецуры".....

Продолжение следует
Читать другую главу- http://ivanetsoleg.livejournal.com/26476.html

преступность, Бандитская Самара, реформаторы, криминалитет, криминология, наркомафия, Олег Иванец, бандиты, МВД, коррупция, Самара, социальный бунт, Маргинальное Ядро, Социальная Революция, перестройка, правоохранительные органы, партия власти, Криминальная революция в России

Previous post Next post
Up