На Международном авиасалоне самолеты не только летают, но и выставлены в рядок и демонстрируют себя как на подиуме. И эта часть салона традиционно вызывает множество напевов из серии "всеодноитоженичивоновова" и "советскийхламстащилиигордятся". Таких людей следует пожалеть и порекомендовать им смотреть замечательную игру - футбол, где не все одно и то же и всегда есть интрига: на 30-й минуте сдуется деревянная сборная или раньше. А советские разработки нужны, просто обязаны быть в статической экспозиции. Это и дань уважения рекордам, поставленным этими машинами, а самое главное память великим - Туполеву, Ильюшину, Яковлеву, Антонову, Мясищеву, Микояну и прочим.
1. А погода в пятницу шептала... шептала: "Точно рискнешь ехать?" Но сдалась, видя, что не остановить. Во время полетов была очередная попытка, но и она провалилась. Итак, утро перед МАКСом - примерно 6-00.
2. Само-собой все, что было на стоянках (более 100 летательных аппаратов) я просто бы не успел снять и успеть на летную программу. Поэтому буду выкладывать только некоторые самолеты-вертолеты, что были посвободнее от зрителей и заинтересовали меня. Вот это - МиГ-1.44 МФИ. Считается предтечей самолетов пятого поколения, многие требования этого самого пятого поколения на нем реализованы.
3. Самый распространенный сверхзвуковой истребитель в истории, самый массовый самолет третьего поколения, обладатель многих мировых рекордов, в том числе абсолютного рекорда скорости на дистанциях 15 и 100 км. 2388 км/ч и 2146 км/ч в 1959 (!!!!!!!) году. Это все о нем - о МиГ-21. На экспозиции представлен в варианте МиГ-21У, то есть учебном.
4. МиГ-23. Истребитель с изменяемой геометрией крыла. По сути прорыв в технологиях.
5. Ну и если разрабатывались боевые самолеты, необходимо было сделать и "летающую парту" для них. Таковой послужил МиГ-АТ - реактивный учебно-тренировочный самолет.
6. Этот самолет, наверное, многие приняли за знаменитую "Тушку" (он же "Туполь"), т.е. за самолет Ту-154. И почти не ошиблись. На самом деле это - Ту-155, разработанная на базе Ту-154 летающая лаборатория для отработки криогенных двигателей, то есть работающих на сжиженном газе. Всего было выполнено более 100 полетов, из них 5 на жидком водороде.
7. Марка Су, Сухой в современном человеке вызывает ассоциацию с грозными боевыми машинами. Однако, как мы знаем, последние разработки "Сухого" касаются и гражданской авиации. А еще был разработан сельскохозяйственный самолетик Су-38.
8. А вот это - да, вот это тот самый символ, с которым плотно связано имя "Сухой". Это Су-27. И пусть на западе считают лучшими Ф-15,16,22,35 и т.д. мы то знаем кто на самом деле лучше всех!
9. Но не было бы грозы воздуха без более ранних моделей. Вот этот самолет, например "служил" в ПВО. Су-15.
10. А вот как не маскируй легенду - она узнаваема. Это же "КУКУРУЗНИК", Ан-2! Точнее его модернизированный младший брат. Другой двигатель и пропеллер, уже не биплан, но все тот же корпус и внешний вид. Теперь эта машина называется ТР-301.
11. Еще одна легенда. Самый первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. И пусть "Конкорд" отдохнет.
12. Имя Владимира Мясищева не настолько известно любителям авиации, как некоторые другие. Возможно, причина в том, что основное поле его деятельности - тяжелые бомбардировщики. То есть то, где единолично царствовать собирался великий Туполев. И, наверное, не без помощи ревнивого мэтра, Мясищева задвигали и не давали развернуться во всю ширь. Но он успел многое. Именно в КБ Мясищева начали разработку советского многоразового космического корабля "Буран". А на фото самолет 3М-Т "Атлант", который и должен был перевозить части к ракетоплану, да и сам ракетоплан, до тех пор, пока не была создана "Мрия".
13. А напротив малыш Як-40.
14. Рядом стоит огромный транспортный вертолет. Самый большой серийный вертолет в мире. Ми-26Т2.
15. Соосная схема. А значит - точно Камов. А точнее - Ка-52, Аллигатор.
16. А напротив распластал над посетителями свои крылья "Белый лебедь". Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. Огромный сверхзвуковой ужас с изменяемой геометрией крыла. И просто красавец.
17. Великолепная птица. И пусть иностранцы дают своим самолетам устрашающие имена, этот красавец ими назван Блэк Джек. То есть самая сильная комбинация, которую ни чем нельзя перебить. То есть даже они понимают - лучше нашего Лебедя ничего нет.
18. А вот это уже новейшая разработка. Вертолет-беспилотник ВРТ-300. Предназначен для разведки ледяной обстановки в Арктике или может использоваться как вертолет-наблюдатель с приборами расширенного наблюдения. Последнее может означать вообще что угодно (таков уж язык для изделий военного назначения) от простого картографирования до ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ.
19. Мишка. Точнее Медведь. Так его именуют НАТОвские военные, так ласково зовем его мы. За звук, который раскатывается очень далеко, за грозный вид и за умение так вломить... Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС.
20. Это тоже Мишка. Точнее Ми. Ми-171 в современной пиксельной (цифровой) окраске.
21. И еще один. Но яркий и нарядный. Это Ми-8АМТШ-ВА - новый арктический вариант Ми-8, предназначенный для работы при низких температурах.
22. А эту машину знает весь мир по недавним событиям в Сирии. Эти ребята помогают утюжить бармалеев запрещенной организации и помогают хорошим парням. Дальний бомбардировщик Ту-22М3.
23. и еще один Ми. Ми-38. Хотя и 17-й, и 171-й, и 38-й - это все развитие наиболее удачной машины Михаила Миля Ми-8. Недаром возле вертолетного завода в Панках на постаменте стоит именно Ми-8. Скромного золотого цвета.
24. Ан-30. Он же Ан-24ФК. Он же Настенька. Самолет уже не совсем Антоновский, но еще и не полностью Бериевский. Самолет воздушного наблюдения и аэрофотосъемки. Работает по программе "Открытое небо" пролетая над базами НАТО согласно договору.
25. А вот это тоже работа завода Бериева. На базе Ильюшина-76 создан самолет ДРЛО А-50.
26. А это - чех. Точнее производство-то в Чехии, а собственники в России. Наверное, поэтому самолет принят в ВКС РФ. Скорее всего как самолет связи и транспортно-санитарный. Л-410 - так зовут этого малыша.
27. Камовские машины работают не только у военных, но и в МЧС. Пожарный вариант вертолета Ка32. Полное имя Ка32А11ВС.
28. Казанский завод представляет вертолет "Ансат"
29. Похожий вертолет мы уже видели. Еще один Ми-26. Большой бегемотик)
30. А вот это - чешский чех. То есть это все тот же Л-410, чешского производства и с чешской регистрацией.
31. Что делает это экспонат здесь мне не очень понятно. Бизнес-джет Cessna 525 citationjet. принадлежит частному лицу. Наверное прилетел бизнесмен на салон, а поставить машинку некуда было, вот и выкатили его на статическую стоянку.
32. И вот этот зверь смешной. Наверное он даже летать умеет. Piaggio 180 Avanti II.
33. И еще один непонятный экспонат. Cessna Grand Caravan. Что в ней необычного или знатного? Не знаю. Но стоит. Кстати, а регистрация-то штатовская. Это к вопросу об изоляции страны-бензоколонки.
34. Грустит крокодильчик. Скучает, наверное, без неба. И что бы там не говорили "эксперты", но это лучший ударный вертолет мира - Ми-24/Ми-35. Прозвище - крокодил. А что означает его присутствие в небе - спросите у бородачей из запрещенной организации. Если еще остались свидетели его применения.
35. Еще один активный участник движухи в Сирии. Истребитель-бомбардировщик Су-34. Эта машина носит славное имя Олега Пешкова. Героя России, погибшего в горах Сирии.
36. Фото "в фас", чтобы было понятно, почему Су-34 ласково зовут Утенком или Утконосом.
37. Еще один ударный вертолет. Ми-28Н. Уничтожитель танков.
38. А это уже Летающая Лаборатория (ЛЛ). Точнее Ил-76ЛЛ. Присмотритесь и увидите, что один двигатель крупнее. Это потому, что он не штатный "иловский", а испытываемый. В данном случае это новейший ПД-14, который очень-очень ждут производители нашей последней новинки МС-21.
39. Еще один Ил-76ЛЛ. Этот испытывает винтовой двигатель.
40. Еще раз Ил-76ЛЛ с очаровательной улыбкой. Ну разве можно спокойно пройти мимо?
41. А это новейший поршневой учебный самолет Як-152. И вот что точно просматривается в этой машине - так линии самолетов гениального Александра Сергеевича Яковлева времен Великой Отечественной. Лично я вижу контуры Як-7. Да, недаром Яковлев считался мастером компоновки и балансировки легких самолетов.
42. А рядом следующая "ступень обучения" в линейке Яковлевских самолетов. Если Як-152 - это первый "букварь", то серьезные реактивные машины начинаются с Як-130. Учебный. Но и боевой. Можно подвесить до 3500 кг боевой нагрузки. Вот такой вот "учебный" самолет.
43. Напротив же стоят самые последние летающие российские разработки. Точнее уже предпоследние (МС-21 взлетел, но, к сожалению, на МАКСе не присутствовал ввиду серьезной занятости в испытаниях). Итак, Сухой Суперджет - 100. Этот борт в цветах МЧС.
44. А этот Малыш принадлежит новой авиакомпании "Азимут". Пожелаем ей успехов и стремительного развития. Российские компании должны летать на российских самолетах. Да и нероссийские тоже.
45. Самолет сложной судьбы. Ил-114. Первый полет совершил в 1990. В серию должен был запущен в Ташкенте. Но благодаря нашим партнерам СССР был разрушен, самолет в серии практически не выпускался. И вот теперь планируется создание производства самолета на заводе МиГ в Луховицах. Пожелаем же самолету пусть трудной, но долгой дороги в небе.
46. А заканчивает нашу прогулку по статической экспозиции скромно стоящий в уголочке Ил-76. Точнее нет, не Ил-76, а Ил-76-76МД-90А. Или Ил-476? Ну, в общем, самая последняя модификация Ил-76, которая, по отзывам уже практически новый самолет, имеющий только общие черты с прародителем.