Сериал «Гордость и предубеждение» 1995 года зацепил меня, конечно же, не сюжетом, который более-менее точно читается ещё «в первых строках сего письма», а своей атмосферностью.
Трудно не поддаться очарованию ампирной изысканности, в которой погрязали островные помещики начала девятнадцатого века, изнывающие под страшным гнётом свободного времени и потому столь внимательные к нюансам. Все эти, знаете ли, рюшечки и хохоряшечки, все эти бронзовые амурчики и дубовые стеллажики с фолиантами в кожаных переплётах. Ах!
Но главное - отношения. Как персонажи говорят, как мыслят, как ведут себя! Всё моё насквозь филологическое нутро пело и ликовало на протяжении шести серий, внемля многохитрым речевым конструкциям. Ведь всё это должно идти откуда-то изнутри, из мироощущения. Мне, вечно запаренному хомо сапиенсу двадцать первого столетия, трудно представить, что так можно чувствовать и думать.
Попробовал потом с женой разговаривать тем же манером, ан нет, не выходит каменный цветок - этому делу учиться надо, и не один год. Осталось только повторять чужие реплики: «Ребёнком мне прививали добрые начала, но я отверг их из-за тщеславия». Или: «В 21 год я встал на ложный путь».
На самом деле в моём понимании именно как-то так должны общаться все люди в принципе - связно и не без витиеватости, искусно пряча упрёк или колкость в словесных орнаментах (контуженная во всю голову Лидия не в счёт).
Посмотреть (а более того - послушать) такой фильм весьма полезно для контраста. Всё то, что в обычной жизни не замечается - все слова-паразиты, вся примитивность и предсказуемость распространённых речевых конструкций - всё это вдруг становится, если можно так выразиться, мучительно очевидным и вопиющим.
Не хватает в жизни утончённости, не хватает нюансов, полутонов, не хватает культуры общения. Наверное, вся причина в том, что мы живём не на острове. Эх, даже и не знаю, что теперь делать. Отвергну-ка я нынче вечером добрые начала и встану на ложный путь. Будет о чём пострадать утром.
И да, мне тут захотелось сопоставить фотографии актёров в период съёмок и в последнее время. Просто интересно взглянуть на них на всех ещё раз.
Дженнифер Эль - Элизабет Беннет. Год рождения - 1969. Правда, она классная?
Колин Эндрю Фёрт - мистер Дарси. Год рождения - 1961. Брутален и волосат.
Сюзанна Харкер - Джейн Беннет. Год рождения - 1965.
Дэвид Бамбер - мистер Колинз. Год рождения - 1954. Жалко, что с ним было не так много сцен, как хотелось бы. Сказочный слизень. Впрочем, ко времени съёмок "Рима" успел отрастить себе харизму.
Адриан Лукис - Джордж Уикхем. Год рождения - 1958. С возрастом явно стал косить под
Садальского.
Криспин Бонэм-Картер (двоюродный брат злобной
Беллатрисы Лестрейндж) - мистер Бингли. Год рождения - 1969. На редкость обаятельная улыбка, очень киногеничный актёр. Кудряшка.
Элисон Стэдман - миссис Беннет. Год рождения - 1946. Та самая тётка, которая профессионально выжирала мозги всему окружающему миру, начиная с мужа-хоббита.
Анна Чанселлор - Кэролайн Бингли. Год рождения - 1965. Ух, какая стерва, ах, какая заноза! Я аж залюбовался. Это ж надо так уметь!
Джулия Савала - Лидия Беннет. Год рождения - 1968. Та самая контуженная Лидия. Со своим Уикхемом, который не обломался похитить девушку и приехать потом к её папе-хоббиту за годовым содержанием.