Выкладываю вторую часть моей новой науч-поп дилогии. На этот раз говорим о тангутах и исчезнувшей империи Западного Ся.
Тангуты - народ тибето-бирманской группы, в эпохи Удай и Сун достигший стадии ранней государственности и доминировавший на северо-западных границах Китая.
Самоназвание тангутов - «ми». Название «тангуты» пришло в европейские языки из монгольского (термин восходит к названию, которым монголами обозначался регион проживания этого народа).
Традиционно считается, что тангуты являются потомками племенного союза «цянов» (羌) - одного из т.н. «пяти варварских племен» (五胡), захвативших северный Китай при династии Восточная Цзинь. В целом, термин «цян» относился ко всем западным «варварам», имевшим по большей части тибетское происхождение. Согласно китайской историографии, цяны, известные китайской истории еще с периода Шан, предки всех тибетских народов, причем их прародиной считается Сычуаньская котловина, и с древними цянами связывается существование великолепной археологической культуры Саньсиндуй (найдена на территории современного Чэнду).
Лев Гумилев возводил тангутов к другому народу из числа «пяти варварских племен» - «ди», что по всей видимости является ошибкой, так как под «ди» чаще всего понимаются оседлые народы, проживавшие в горной местности Шэньси и Шаньси. В другой монографии Гумилев называл «тангутами» племена, возглавляемые легендарным правителем Фу Цзянем (так он известен в китайских источниках), который в свое время навел шороху в северном Китае, пока не был наголову разбит в знаменитой битве у реки Фэй.
Тангутский язык, в отличие от тангутской письменности, не реконструирован (так как тангутское письмо является логографическим, и лишь 10% иероглифов отображают чтение). Существуют основания предполагать, что он относится к цянским языкам тибето-бирманской группы языков сино-тибетской языковой семьи.
Ранняя история тангутов связана с империей Тогон - одним из «варварских» государств, которое существовало около 4 веков (с 3 по 7 вв.; период расцвета - эпоха Северных и Южных династий в Китае) и занимало территорию нынешней провинции Цинхай. Государство Тогон (это тибетское название; по-китайски оно называлось Туюйхунь 吐谷浑) было основано после переселения в эти края 700 семей мужунов (одна из ветвей племенного союза сяньби). После объединения Китая при династиях Суй-Тан Тогон, населенный тибетскими племенами, но управляемый потомками монголоязычных сяньби, оказался «между двух огней», постоянно конфликтуя с Китаем и Тибетом, и в результате был захвачен тибетцами. Будущие тангуты были одним из народов, населявших Тогон; а их правители находились в родстве с сяньбийским аристократическим кланом Тоба («табгачами», по терминологии Гумилева). Как и правители Северной Вэй из рода Тоба, они в свое время поменяли фамилию, называя себя «Вэймин» (嵬名), при этом в китаеязычных источниках они были известны под фамильным иероглифом «Ли» (李), который был дарован роду танской императорской семьей (также Ли, что объясняется «кочевым» происхождением дома Тан из племени табгачей и рода тоба).
Реконструкция того, как могли выглядеть вельможи тангутского двора
Сяньбийские правители будущих тангутов в свое время оказали помощь танскому правительству в подавлении на северо-западных окраинах империи восстания Хуан Чао, в ходе чего фактически установили над этими землями (часть современных провинций Ганьсу, Нинся и Шэньси) свой контроль. После крушения Тан эта территория официально перестала подчиняться центральному правительству, войдя в состав «десяти царств» эпохи Удай. Однако до начала 11 века тангуты были данниками китайских династий (в т.ч. Северной Сун). Тангутская империя на месте фактически независимого государства была основана после успешного восстания против власти сюзерена в 1038 году. Основная заслуга в этом принадлежит правителю тангутов, который известен историкам под китайским именем Ли Дэмин (李德明), хотя первым императором был провозглашен его сын Ли Юаньхао (李元昊).
Империя тангутов получила название «Великая империя белого и высокого» (白高大国), однако в китаеязычных источниках она известна как “Великая Ся» (大夏), либо «Западная Ся» (Си Ся, 西夏) - по аналогии с хуннским (сюнским) царством Ся периода «шестнадцати царств пяти варварских племен», к востоку от которого находилось государство тангутов.
Согласно традиционной китайской историографии, тангутская династия Си Ся существовала с 1038 по 1227 год (почти два века). Государство Си Ся занимало современные провинции Нинся и Ганьсу, а также частично - Шэньси. Столицей был город Синцин (также Чжунсин; нынешний Иньчуань). Тангуты отличались отвагой и воинственностью. Ударную силу тангутского войска составляла тяжелая кавалерия и камнеметчики.
Образовавшись как империя позже киданьской империи Ляо, Си Ся, тем не менее, достаточно быстро добилась тех же целей - под угрозой военного вторжения заставила Сунскую империю выплачивать дань. В 1044 году соответствующий мирный договор был заключен - по нему император Си Ся формально объявлял себя вассалом Сун, но в обмен на это китайцы должны были выплачивать ежегодную дань в размере 130 000 штук шелковых тканей, 50 000 унций серебра и 280 000 унций чая. (Именно после этого в северосунском Китае под угрозой экономического краха началось реформаторское движение, закончившееся реформами Ван Аньши).
На карте обозначены китайская империя Северная Сун, киданьская империя Ляо и тангутская империя Си Ся
Бурные события начала 12 века в северо-восточном Китае, приведшие к уничтожению киданьской династии Ляо и завоеванию северного Китая чжурчжэнями, остались для тангутов практически незамеченными. Они продолжали получать свою дань, извлекая также выгоды из своего монопольного положения на коридоре Великого шелкового пути через Ганьсу (между горами Циляншань и Бэйшань, а также в более широком понимании между пустынями Гоби и Такла-Макан) - т.н. «коридор Хэси».
В экономическом плане империя процветала. В культурном - также как и другие соседние государства, она находилась под мощнейшим влиянием Китая. В системе управления были заимствованы многие достижения китайцев. Тангутская логографическая письменность была очень похожа на китайскую иероглифику, хотя была значительно более усложнена (считается самым сложным письмом из тех, которые когда-либо было созданы человечеством). Особенностью государства Си Ся является доминирующее значение буддизма как государственной религии и государственной идеологии.
Зацените, насколько далеко ушло от китайской иероглифики тангутское письмо
Благополучию империи Си Ся пришел конец в тот момент, когда на него обратило свои взоры молодое, бурно развивающееся монгольское государство. Тангуты вошли в число «первых целей» Чингисхана: после соседних народов Южной Сибири и чжурчжэней.
Монголы в течение двадцати с небольшим лет совершают шесть нападений на Си Ся. Весной 1226 года начался последний поход монголов против государства тангутов. Си Ся выставило 100-тысячную армию, но даже ее не хватило, чтобы противостоять натиску завоевателей. Летом 1227 года столица тангутов пала. Примечательно, что под стенами осажденной столицы или же непосредственно после ее взятия (единого мнения на сей счет нет) гибнет и сам Чингисхан. Согласно «официальной версии», от болезни (в возрасте 65 лет). Есть версия, что от раны, полученной в ходе одной из битв с тангутами. По одной из легенд, при осаде Чжунсина он принял с дарами тангутского правителя, но вскоре почувствовал недомогание и уже после взятия города умер, будучи по всей видимости отравлен. Согласно другой легенде, ставшей со временем своего рода «историческим анекдотом», великий завоеватель скончался от потери крови после «бурной» ночи с захваченной в плен тангутской принцессой - якобы, дабы отомстить завоевателю, она спрятала во влагалище бритву, которая и была пущена в действие в соответствующий момент.
Как водится, монголы были безжалостны к народам, посмевшим оказать им сопротивление. Тангуты были в основном уничтожены физически. Их города, и культурное наследие (за редким исключением) также было уничтожено. Выжившие тангуты со временем стали подданными монгольской империи Юань. Будучи инородцами по отношению к китайскому большинству, они вошли в привилегированную группу населения - т.н. «сэмужэнь» («цветноглазые»). Со временем остатки оседлых тангутов растворились среди китайцев и монголов.
Считается также, что часть тангутов после монгольского завоевания бежала в Тибет, где составила основное население земли, называемой Амдо. Будучи частью тибетского этноса, в конце 19-начале 20 веков жители Амдо, забывшие (или никогда не знавшие) язык тангутов, тем не менее, воспринимались западными путешественниками как далекие потомки Си Ся и часто назывались "тангуты Амдо" или "амдоские тангуты".
Это бедное кочевое племя было принято русскими путешественниками начала ХХ века за остатки былого могущества тангутской империи.
Народность «цян», проживающая в наши дни на западе Китая (Сычуань, Ганьу, Цинхай) вряд ли относится к потомкам тангутов - скорее, это их ближайшие родственники, произошедшие от общих с ними предков.
Сам топоним «Ся» жив до наших дней, обозначаю территорию, на которой находилось древнее царство тангутов. Сейчас здесь проживают дунгане (китайские мусульмане; хуэй). Полное название территории - Нинся (宁夏), что может быть переведено как “Спокойное Ся».
Цивилизация тангутов - одна из многих, уничтоженных монгольским нашествием - так бы и осталась в числе исчезнувших без следа, если бы не случайная находка, сделанная в начале 20 века нашим соотечественником Петром Кузьмичем Козловым. В 1909 году в рамках этнографической и археологической экспедиции в Монголию и Тибет в развалинах мертвого города Хара-Хото на самом севере нынешней Внутренней Монголии он обнаружил самый крупный сохранившийся архив тангутских письменных источников (всего около 2000 свитков). Свитки были схоронены в субургане, запечатанном в 1225 году перед самым нашествием Чингисхана. Помимо буддийских икон и скульптур, священных книг и досок для их печатания, там оказался городской архив приграничного тангутского города Эдзины, тангутско-китайский словарь и свод законов империи Си Ся. Об этой экспедиции читайте увлекательную
статью в журнале "Вокруг света".
Грандиозная находка позволило тангутской цивилизации как бы родиться заново; благодаря ней родилась новая отрасль знания - тангутоведение (на основе тангутских, а не китайских источников). Причем ключевые успехи в изучении наследия тангутов принадлежат русским востоковедам.
В 1925 году выдающийся японист, историк и этнограф Николай Александрович Невский начал расшифровку тангутских рукописей, найденных Козловым. Незадолго до своего ареста в 1937 году он закончил свою выдающуюся работу по тангутской филологии, изданную только в 1960 году. Евгений Иванович Кычанов, главный научный сотрудник Института восточных рукописей РАН, продолжил дело Невского: им совершено несколько переводов тангутских источников, написан фундаментальный труд
«Очерк истории тангутского государства» (1968 год; в 2008 году в Санкт-Петербурге также выпущена монография «История тангутского государства»). Другим видным тангутоведом являлась Ксения Кеппинг (1937-2002 гг.), известная своими работами по грамматике тангутского языка и ритуальной сфере тангутской культуры. Активное изучение наследия Си Ся также ведется в Китае: прежде всего, университетах в Иньчуане и Ланьчжоу.