"В 1950-1970-е гг. Cеверо-Восточный Китай находился в авангарде индустриализации страны. Но былое преимущество периода командно-распределительной системы превратилось в недостаток при переходе национального хозяйства к рынку. К концу XX в. регион стал местом концентрации крупных заводов тяжёлой промышленности, которые либо устарели и требовали больших вложений для своей модернизации, либо оказались избыточными в процессе преобразования экономики страны. Такие районы есть во многих промышленно развитых государствах, включая Россию. В западном общественно-политическом и научном языке они чаще всего именуются «ржавым поясом» (rust belt), в китайском - «старопромышленной базой».
«Северо-восточная старопромышленная база» интересна своими особыми характеристиками: большими размерами моногородов ресурсного типа (несколько миллионников); широким географическим охватом и высокой концентрацией устаревшей промышленной инфраструктуры; своей принадлежностью государству и - соответственно - опасностью политизации любых радикальных реформ старых заводов; зависимостью благосостояния миллионов людей от индустрий «ржавого пояса»; особой экономической культурой: символическими ассоциациями с быстрым экономическим взлётом прошлых лет и притязаниями с мест на государственную опеку убыточных предприятий с отсылкой к прежним заслугам.
В 2003 г. Пекин официально объявил о политике возрождения старопромышленной базы Китая с акцентом на северо-восточные провинции. И в КНР, и за рубежом не сомневались в успехе начинания. Однако вплоть до сегодняшнего дня задача «подтягивания» Северо-Востока до уровня развитых восточных провинций не потеряла своей актуальности.
Как показывают исследования, стратегия возрождения старопромышленной базы Северо-Востока не стала объектом масштабного финансирования Пекином. Налоговые преференции и административные послабления для Северо-Востока оказывались недолговечными и через несколько лет после их принятия распределялись на другие районы Китая. Пекинские чиновники были уверены: ключевые проблемы региональной экономики лежат в плоскости мышления местных элит, и достаточно навязать им передовую систему ценностей, чтобы подстегнуть социально-экономическое развитие. Местные власти оказались в сложной ситуации: с одной стороны, усилились требования Центра по ускоренному проведению реформ госсектора, с другой - быстрый перевод старых заводов на рыночные рельсы был невозможен из за угрозы социальных потрясений. В связи с этим реализация политики возрождения Северо-Востока сопровождалась фальсификацией отчётности, коррупцией (которая явилась не только средством обогащения, но способом обхода рыночных правил), игнорированием директив Пекина, ростом долгов местных правительств.
Положение Северо-Восточного Китая в начале нового столетия остаётся противоречивым. Нельзя сказать, что регион застыл и не может развиваться под давлением неконкурентоспособного госсектора, бременем моногородов и лавиной социальных проблем. Наблюдаются очевидные изменения: сократилась доля госсектора, некоторые моногорода нашли успешные пути для перепрофилирования местной экономики, получила развитие система социального обеспечения. Однако исследование показало, что проблемы Северо-Востока были обусловлены не конъюнктурными, а фундаментальными факторами: зависимостью экономики от траектории развития на индустриальный госсектор, периферийным географическим положением и ограниченностью внешнеэкономических связей с Россией и КНДР (в сравнении со связями южных и восточных провинций с Японией, Южной Кореей и Тайванем). В связи с этим стратегия возрождения старопромышленной базы Северо-Восточного Китая с самого начала была обречена на скромные результаты".
..
Монография о современной истории Дунбэя, подготовленная командой молодых китаистов Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН, доступна в электронном формате:
http://ihaefe.org/files/publications/full/svk-5.pdf Без мантр китайской пропаганды. Абсолютно бесплатно, без смс и регистрации ))