Путешествие наше по Армении продолжается, и не смотря на то, что не так давно мы провели увлекательные два дня, о которых я писал в прошлом посте, на следующий день мы всё-равно поехали дальше.
Приведя себя в порядок в гостинице, отдохнув, выспавшись насколько это возможно, вчера утром, как обычно к половине девятого утра, мы были готовы. Армен как всегда ждал нас в низу гостиницы. Кстати, не было ещё ни разу, что бы этот человек опоздал. Сказал едем в 08:30, значит едем в 08:30. Опоздал он, да и то не опоздал, а задержался лишь один раз по причине большого количества машин на заправке.
И так мы погрузились в машину, и отправились в село Гарни.
Отправились мы туда потому, что там расположился языческий храм-крепость Гарни.
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I (66-88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении (Μεγαλη Αρμενια) государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…» Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286-330 г.). Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали её неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет. Армянские цари очень любили это место - и не только из-за её неприступности, но и по причине хорошего климата - и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении - Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном. Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система - могучая крепостная стена На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 м друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13,5 м друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали еще с урартских времен. Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2,07-2,12 м и длину по всему периметру (вместе с башнями) 314,28 м. В отдельных местах сохранилось 12-14 рядов высотой до 6-7 м. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной. Получается, что не было никакого бетона естественно, всё строили из чего могли. В камнях прорубали углубления, и всё это заливалось железом. Сейчас в камнях есть отверстия, через которые просматривают состояние метала, и, в случаи чего, его обновляют.
После посещения этой крепости, мы проехали чуть дальше, что бы увидеть начало той самой горной реки, о которой упоминалось выше. Горная река, свежий воздух, разве может быть ещё что-то лучше?
Кстати практически все монастыри в Армении, не смотря на то, что построены они были очень давно, действующие, что очень приятно. Мало где встретишь такое. Очень часто по прошествию времени монастыри становятся музеями, и служб больше в них не проводится.
Второй остановкой, вторым монастырём у нас был монастырь Гегард.
Более полное название - Гегардава́нк (арм. Գեղարդավանք, [geghárdavánkh]), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина. Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении. Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.
Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.
Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков. Гавит (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов. За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошьянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошьяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошьяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары. Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи. До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.
В этом монастыре мы поставили свечи, набрали святой воды, посидели под его стенами, послушали колокольный звон. Но честно сказать, где бы я не бывал, всё-таки наши колокола звонят гораздо красивее. приятно слышать, когда всё переливается, и звуки выходят один из другого.
После Гегарда, мы направились в Цахкадзор. Это в основном горнолыжный курорт, с канатной дорогой, а так как кататься на этой дороге мы не захотели, то и останавливаться в общем-то особо в нём не стали, а повернули обратно в Ереван.
В Ереване мы заехали в автосервис минут на 10 - 15, и отправились пробовать по рекомендации Армена ламаджо. Она и была нашим обедом. Это замечательная, вкусная лепёшка с мясом и сыром, приправленная различными специями. Всё это конечно же завёрнуто не во что иное, как в лаваш. Те, кто мало едят, могут совершенно спокойно взять одну такую порцию на двоих.
Кстати вчера же вечером, в гостинице на ужин я попробовал долму, ту, что с виноградными листьями. Скажу вам честно, то ли ел я не там, то ли листья виноградные не по душе, в общем и целом не могу сказать, что очень понравилось.
После обеда мы посетили в Ереване Музей Геноцида армян расположен в парке Цицернакаберд. Если быть точнее, то мы посетили только парк. В самом музее расположены фотографии убитых армян, вещи, оружие. Картина не радужная, да и понятно почему, поэтому подробно останавливаться не будем тут. Одно лишь скажу, что каждый армянин приезжающий в ереван откуда бы, то ни было, особенно если они живут в других странах, обязательно посещают это место, что бы почтить память.
Ну а сегодня у нас был день отдыха, который мы провели на озере Севан, купаясь, загорая, и кушая замечательный шашлык из севанской форели, плюс сладкий арбуз.
Завтра нас ждёт новый город, и поэтому продолжение следует.
Всем всего самого доброго.
Всегда с вами,
Ваш русский француз!