Нефтяники дали оценку «60-66»

Nov 29, 2011 12:20

Прошло почти два месяца с тех пор, как вступил в силу новый режим расчета пошлин на нефть и нефтепродукты - система «60-66», призванная стимулировать добычу нефти и одновременно увеличить производство светлых нефтепродуктов. РБК daily узнала у компаний, как они оценивают действие нового налогового режима и сколько могут дополнительно заработать или потерять уже в ближайшем будущем.

Наибольшую выгоду, как ожидается, от введения нового налогового режима получит «Роснефть». Как рассказал РБК daily источник в компании, по предварительным расчетам, новый режим увеличивает удельную EBITDA по сектору на 3,8 долл./барр. при цене нефти 100 долл./барр. По оценкам аналитиков, если предположить, что в четвертом квартале будет добыто порядка 210 млн барр. нефти, то EBITDA «Роснефти» вырастет приблизительно на 800 млн долл. В целом годовой эффект на 2012 год оценивается в 1,2-1,3 млрд долл., сообщала ранее компания на встречах с аналитиками. «Дополнительная прибыль пойдет, в частности, на модернизацию НПЗ, что позволит улучшить структуру выпуска продукции и частично компенсировать потери от снижения маржи переработки в результате изменения ставок экспортных пошли на нефть и нефтепродукты», - отметил источник. Кроме того, значимо расширяется число рентабельных скважин, которые компания может пробурить в будущем: это означает, что, например, в Западной Сибири «Роснефть» сможет держать устойчивый уровень добычи дольше, чем планировали ранее, пояснил собеседник в компании.

Новый налоговый режим позитивно скажется и на ЛУКОЙЛе, добыча которого в традиционных регионах в настоящее время падает. При цене 95 долл./барр. дополнительная прибыль компании может составить 450-500 млн долл., заявлял вице-президент компании Леонид Федун. Для «Газпром нефти» в зависимости от цен на нефть положительный эффект от применения режима «60-66» составит порядка 100-150 млн долл. в год, рассказали РБК daily в компании. В ТНК-BP отказались сообщить, сколько компания дополнительно заработает от режима «60-66». Однако ранее финансовый директор компании Джонатан Мьюир отмечал, что реформа может повысить выручку компании на 500-600 млн долл. в год при средней цене нефти 75 долл./барр. После уплаты всех налогов это увеличит чистую прибыль на 200-300 млн долл. в год.

В «Башнефти» (единственной компании, которая несет непосредственные убытки от нового налогового режима) РБК daily сообщили, что еще не завершили оценку результатов за октябрь. Однако, как сообщалось ранее, потери «Башнефти» в четвертом квартале могут составить 50 млн долл. Всего же выпадающие доходы компании могут достигнуть 150-200 млн долл. в год. В то же время компенсации, одобренные Госдумой, более чем в два раза меньше этих потерь: налоговая льгота для «Башнефти» составит лишь 10 млрд руб. в течение пяти лет и будет введена с 1 января 2012 года.

В компаниях признают, что режим «60-66» - лишь временная мера. «Новый режим не решает фундаментальных вопросов развития отрасли и предоставляет лишь краткосрочную передышку для решения неотложных проблем стабилизации добычи в Западной Сибири, компенсируя уже объявленное увеличение НДПИ в 2012-2013 годах, а также рост тарифов естественных монополий на транспортировку и электроэнергию», - пояснили РБК daily в ТНК-BP.
Необходима дальнейшая разработка системы налогообложения нефтяной отрасли, считает финансовый директор «Газпром нефти» Алексей Янкевич. В частности, приводя в пример Мессояхский проект (включает Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское месторождения), он отмечал, что пошлина на нефть на уровне 60% даже в сочетании с введением каникул по НДПИ не выводит проект в зону окупаемости. По его мнению, необходим новый системный подход к изменению налогообложения добычи, в частности, введение налога на сверхприбыль и снижение экспортной пошлины на нефть до 55%.
По мнению партнера и руководителя практики «ТЭК и ресурсы» консалтинговой компании Strategy Partners Петра Панова, такие резкие изменения в нефтеперерабатывающей отрасли не слишком оправданны. «Вектор государственной политики определен правильно, однако необходима долгосрочная стратегия для всей нефтеперерабатывающей отрасли и планомерная работа по ее модернизации. Проводить ее должны последовательно государство совместно с бизнесом, ведь инвестиционный горизонт в отрасли составляет 10-15 лет», - поясняет эксперт. Кроме того, экономика нефтеперерабатывающей отрасли определяется совершено другими факторами, нежели цены на сырую нефть. Следовательно, и рычаги регулирования ее не должны быть привязаны к ценам на нефть, как это остается до сих пор в рамках предложенного режима «60-66», подытожил г-н Панов.



http://www.rbcdaily.ru/2011/11/28/tek/562949982152208

Заводы готовы переработать больше добытой нефти
Пять крупнейших нефтяных компаний должны в 2020 году поставить на внутренний рынок около 120 млн т светлых нефтепродуктов. При этом согласно планам по выпуску топлива производители готовы перерабатывать больше нефти, чем требует государство.

Через девять лет «Роснефть» произведет 38,4 млн т бензина, дизтоплива и авиакеросина. Если исходить из расчета, что это не менее 20% от добытой неф­ти в России, то к 2020 году госкомпания произведет 192 млн т. Такое требование прописано в соглашениях между нефтяными компаниями и госорганами, копии которых есть у РБК daily (см. номер от 22.11.11).
Реальные планы «Роснефти» по добыче скромнее. В сентябре вице-президент компании Гани Гилаев сообщил, что «Роснефть» планирует увеличить добычу неф­ти к 2020 году до 160-180 млн т в год. Таким образом, на производство светлых неф­тепродуктов пойдет 32-36% нефти.

Помимо «Роснефти» больше нефти согласились направить на переработку также ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорил о достижении добычи неф­ти к 2020 году около 94 млн т (с учетом зарубежных проектов). Выходит, что производство светлых нефтепродуктов (за вычетом добычи за рубежом) должно составить не больше 15 млн т, хотя подписанное летом соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Ростехрегулированием предусматривает около 30 млн т, то есть 40% от добычи компании внутри страны. По плану заводы «Газпром нефти» должны выпустить 23 млн т светлых нефте­продуктов. Исходя из прогнозов компании к 2020 году достичь уровня добычи 80-100 млн т, производство светлых видов топлива должно составить 16-18 млн т. Таким образом, «Газпром нефть» может направить на переработку как минимум 23-25% добытой в России нефти.

Соглашение с «Сургутнеф­тегазом» предусматривает выпуск 12,2 млн т топлива, то есть добыча предположительно должна составить 61 млн т (план на этот год - 60,7 млн т), ТНК-ВР - 13,3 млн и 67,7 млн т соответственно (добыча по итогам 2010 года - 72 млн т). Долгосрочные планы по добыче нефти эти компании не сообщали.

В итоге все крупнейшие неф­тяные компании обязаны поставить на рынок в 2020 году около 120 млн т светлых нефтепродуктов. Вместе с другими заводами, подписавшими в июле соглашения с регуляторами, они произведут 180 млн т светлых неф­тепродуктов, или 78% от всего объема переработки неф­ти (230 млн т, включая темные нефтепродукты), заложенной в генсхеме развития нефтяной отрасли до 2020 года.

В настоящее время нефтепереработка в России выгоднее, чем экспорт нефти, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Однако государство в последнее время сильно вмешивается во внутренний рынок, сдерживая цены на неф­тепродукты и искажая нетбэки. «Налоговое бремя на нефтепереработку будет увеличиваться. Если это будет сочетаться с жестким госрегулированием, то прибыльность переработки упадет, поэтому не факт, что в долгосрочном периоде она будет такой же высокой, как сейчас. При этом у предприятий нет гарантий окупаемости инвестиций в переработку в связи с постоянно меняющимися правилами игры», - говорит эксперт.
Пока же нефтяные компании вынуждены вкладывать в модернизацию своих НПЗ. С октября заработала новая налоговая система «60-66». Она предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть с 65 до 60%, унификацию ставок пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть, но с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на нефть.
http://www.rbcdaily.ru/2011/11/23/tek/562949982115973

РБК daily удалось ознакомиться с соглашениями о модернизации нефтеперерабатывающих заводов, подписанными между компаниями и госорганами. Уже через три года объем выпуска высококаче­ственных нефтепродуктов увеличится в полтора раза, на их производство пойдет не менее 20% всей добытой в России нефти. Нефтяники взяли на себя обязательство до 2020 года перейти на стандарт бензина Евро-5 и подписались под санкциями, которые последуют, если планы так и останутся на бумаге.

В июле между 11 нефтегазовыми компаниями, шестью НПЗ с одной стороны и ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом с другой были подписаны соглашения, согласно которым производители топлива взяли на себя обязательства постепенно перейти на производство более качественных нефтепродуктов. В документах (копии всех соглашений есть у РБК daily) содержатся детальные планы по модернизации НПЗ и производству моторных видов топлива в период с 2011 по 2020 год. Каждая нефтяная компания начиная с 2015 года должна будет производить светлых нефтепродуктов в объеме не менее 20% от добытой в России нефти и «поставлять их на внутренний рынок, обеспечив устойчивое, не допускающее перерывов предложение нефтепродуктов на рынке России в соответствии со складывающимся уровнем спроса».

Согласно документам с 2015 года автобензин, производимый большинством крупных российских заводов, должен соответствовать стандарту Евро-5. Пока ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Газпром нефть» со следующего года будут производить бензин четвертого класса и выше. «Роснефть» по итогам текущего года выпустит бензин лишь второго и третьего классов в объеме 5,5 млн т (см. таблицу на с. 5), а по итогам 2014 года увеличит объемы до 9,2 млн т, из которых 3,4 млн т пятого класса, 2,5 млн т четвертого класса. Дизтопливо ЛУКОЙЛа уже соответствует классу не ниже четвертого, в 2012 году к нему должны присоединиться ТНК-ВР, «Башнефть», «Газпром нефть», Ярославский НПЗ (владеет «Славнефть»).

На Киришском НПЗ (принадлежит «Сургутнефтегазу») сейчас только половина из производимого бензина в 2,3 млн т выше второго класса. Через девять лет завод должен будет выпускать 3,2 млн т бензина пятого класса, но полностью перейти на производство дизтоплива высшей, пятой категории компании к этому времени не удастся: только 5,8 млн из 7 млн т будет выше второго класса. В этом году восемь крупнейших компаний планируют произвести 107,5 млн т светлых нефтепродуктов, к 2020 году объем должен составить 154,3 млн т.

Соглашения с нефтяниками были подписаны после того, как в конце прошлого года и первом полугодии 2011 года сложился дефицит нефтепродуктов, который привел к росту цен на них. Одной из причин дефицита, как объяснили в Федеральной антимонопольной службе, стала неготовность ряда нефтяных компаний исполнять технический регламент о выпуске нефте­продуктов более высокого класса. Изначально предполагалось, что с этого года бензин класса Евро-2 канет в Лету. Ведомства пошли навстречу нефтяникам, отложив дей­ствие техрегламента еще на четыре года, но поставили им «поведенческие условия», документально закрепив планы по переоборудованию НПЗ.

Объем инвестиций в модернизацию перерабатывающих мощностей «Роснефть» не раскрывает, но в компании говорят о «100-процентном выполнении планов модернизации» по итогам текущего года. «Недавно началась пусконаладка на крупном объекте - установке замедленного коксования на Комсомольском НПЗ. Также есть уверенность в реализации планов на 2012 и последующие годы. Большую часть объектов планируется ввести в 2013 году», - пояснили в компании. В ближайших планах ЛУКОЙЛа ускорить темпы производства бензина выше четвертого класса за счет строительства еще одной установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ, а в перспективе перейти на безмазутное производство, отметил представитель компании.
В «Башнефти» заявили, что выполняют условия четырехстороннего соглашения, напомнив, что инвестиции до 2016 года в модернизацию заводов составят до 27 млрд руб. «Газпром нефть» также подтверждает выполнение взятых на себя обязательств. Получить комментарий в ТНК-ВР и «Сургутнефтегазе» не удалось.

Следить за выполнением соглашений должны госорганы. В ФАС пояснили РБК daily, что результаты выполнения соглашений о модернизации НПЗ станут известны в конце года. По словам представителя ведомства, в настоящее время никаких допсоглашений в эти договоры вносить не планируется. В то же время, по данным Минэнерго, ремонт на российских НПЗ идет по графику. Какие-либо санкции в соглашении не прописаны, но чиновники готовы применить административные ресурсы. Как уже писала РБК daily (см. номер от 25.08.11), Роснедра могут отказать «задержавшимся» в выдаче лицензий на месторождения, а Федеральная таможенная служба - лишить права отсрочки по уплате платежей. ФАС готова возбуждать административные дела с наложением штрафов. Возможно также изъятие необоснованно полученного дохода.
Полностью выполнить программу государства вряд ли удастся всем компаниям. Но за оставшиеся три года они вполне могут улучшить качество нефтепродуктов, если не поскупятся на инвестиции, полагает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Сложнее для компаний увеличить выход нефтепродуктов, поскольку инвестиций на это потребуется гораздо больше, чем на оборудование, необходимое для производства топлива более высокого класса. По его словам, большие усилия для выполнения программ придется приложить «Роснефти» и «Сургутнефтегазу».



http://www.rbcdaily.ru/2011/11/22/tek/562949982105288

rbcdaily, Роснефть, управление, налоги, нефтяные компании, бензин, финансы таблица, правительство, финансы, Россия, планы, Башнефть, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, нефтепереработка

Previous post Next post
Up