Никак нельзя сказать, что нефтяной конфликт возник неожиданно и непланово. Дело в том, что в декабре 2009 года истек срок действия соглашения, подписанного в январе 2007 года после тогдашней "нефтяной войны", которое и регламентировало поставки нефти в Беларусь в течение минувших трех лет. Последнее предполагало ежегодное поэтапное повышение пошлины на нефть, с тем, чтобы к концу его действия страны смогли перейти на мировые цены во взаимной торговле. Соглашение не предполагало автоматической пролонгации и, таким образом, сегодня можно констатировать отсутствие юридической базы для поставок российской нефти в Беларусь.
Предложение российской стороны сводится к беспошлинной поставке в Беларусь нефти для внутреннего потребления (это 6,3 млн тонн), и обложения 100%-ой пошлиной так называемой "коммерческой" нефти, которая экспортируется Беларусью в виде продуктов нефтепереработки и нефтехимии на Запад (это еще порядка 15 млн. тонн). В пересчете на мировые цены это означает фактическую дотацию Россией Беларуси на сумму в 1,8 млрд. долларов в год - ровно столько в сегодняшних ценах получила бы Россия в случае, если бы обложила эти 6,3 млн. тонн пошлиной.
Белорусская сторона настаивает, что в рамках Таможенного Союза сам факт взимания нефтяной пошлины является отрицанием смысла Таможенного Союза. В случае, если эта позиция становится принципом решения проблемы нефтяных поставок в Беларусь, фактическая российская дотация Беларуси, в виде неполученной пошлины за весь поставляемый в Беларусь объем нефти (21,3 - 21,5 млн. тонн) составит в сегодняшних ценах сумму порядка 6 млрд. долларов.
Наконец, при варианте пролонгации соглашения 2007 года еще на год, когда пошлиной облагается весь нефтяной объем, но эта пошлина - льготная, фактическая дотация Беларуси составила бы сумму порядка 3 млрд. долларов в год.
Таким образом, вопрос совсем не прост, а его решение - не очевидно. Как мы видим, при предлагаемом Россией варианте Беларусь проигрывает, по сравнению с прошлым годом, сумму порядка 1,2 млрд. долларов. В условиях кризиса, когда экспортные доходы в Беларуси упали только в первом квартале минувшего года наполовину, а три четверти белорусского бюджета формировалось именно за счет экспорта, понести такую потерю белорусское руководство просто не может себе позволить. Это вполне объясняет его жесткую позицию на сегодняшних переговорах.
Однако и российская позиция не была изначально столь жесткой. Насколько можно судить по появлявшейся ранее информации, при подписании соглашения о Таможенном Союзе и несколько ранее, обсуждался вариант участия российских компаний в основном капитале белорусских НПЗ, их два - Мозырский и Новополоцкий. Вероятно, это и было условием получения нефти Беларусью на иных основаниях, в том числе, возможно, и в беспошлинном варианте, на котором ныне настаивает Беларусь. Эти договоренности, впрочем, если они были, так и остались не исполненными, и на сегодня не определяют позицию российской стороны.
Таким образом, очевидного решения нефтяного конфликта не предвидится. Очевидно, Минск будет ожидать исхода президентской кампании в Украине - в случае, если вдруг обострится вопрос газового транзита через Украину, полноценная нефтяная конфронтация с Минском станет для Москвы неподъемной ношей. Тогда Минск сможет рассчитывать на смягчение позиции Москвы, если не до принятия беспошлинного варианта, то, как минимум, до пролонгации действовавшего в минувшем году соглашения еще на год-два.
Но кроме конъюнктурно-политического, есть и еще одно соображение, которое делает для Минска нефтяную конфронтацию с Москвой "до полной победы" максимально осмысленной именно в этом году. Дело в том, что уже в начале 2011 года может быть запущен в эксплуатацию ныне сооружаемый нефтепровод БТС-2, который должен пустить основные объемы транзитируемой сегодня через Беларусь нефти вокруг Беларуси. Это в значимой мере лишит Беларусь ее транзитного потенциала, равно как и снизит транзитную зависимость России по нефти. И тогда шансы Минска на успешный торг с Москвой по нефтяному вопросу будут существенно ниже сегодняшних, когда взаимная зависимость Москвы и Минска остается довольно высокой.
http://kommentarii.ru/comment.php?f=3&t=68947&p=68953