Виктор Степанович Черномырдин (9 апреля 1938, село Чёрный Отрог, Гавриловский район, Чкаловская область, РСФСР, СССР - 3 ноября 2010, Москва, Россия), Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации (1992-1993), Председатель Правительства Российской Федерации (1993-1998), посол России на Украине (2001-2009). С 11 июня 2009 года до конца жизни - советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ.
Родители - Степан Маркович и Марфа Петровна Черномырдины. Отец работал шофёром. В семье было пятеро детей: Николай, Александр, Наталья, Виктор, Екатерина. После окончания в 1957 году Орского технического училища № 1 Виктор Черномырдин начал свою трудовую деятельность на Орском нефтеперерабатывающем заводе имени В. П. Чкалова слесарем, машинистом компрессоров и насосов. Отслужив в армии в 1957-1960 годах (г. Спасск-Дальний Приморского края), вернулся на тот же завод, где работал машинистом и оператором, а затем и начальником технологической установки.
В 1962 году поступил в Куйбышевский политехнический институт, который окончил в 1966 году, получив диплом инженера-технолога. По окончании института В. Черномырдин начал делать партийную карьеру и с 1967 по 1973 годы работал в Орском городском комитете КПСС инструктором, заместителем заведующего, заведующим отделом. В 1968-1972 годах учился в Всесоюзном заочном политехническом институте, по окончании которого получил диплом инженера-экономиста.
В 1973-1978 возглавлял Оренбургский газоперерабатывающий завод (в 35 лет - iv_g),
затем вернулся в органы КПСС (инструктор отдела тяжёлой промышленности ЦК). В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме «Углублённая переработка сероводородного газа с применением новых компонентов».
С 1982 года - заместитель министра газовой промышленности СССР. (в 44 года - iv_g)
В 1983 году назначен заместителем министра - начальником Всесоюзного промышленного объединения «Тюменгазпром».
В 1985-1989 - министр газовой промышленности СССР. (в 47 лет - iv_g)
В 1989-1992 годах - председатель Правления Государственного газового концерна «Газпром».
30 мая 1992 года назначен заместителем председателя Правительства России по топливно-энергетическому комплексу.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1984-1989) и депутатом Верховного Совета РСФСР (1985-1990). Член ЦК КПСС (1986-1990).
В 1980-х годах состоялось знакомство Черномырдина с Борисом Ельциным, в то время первым секретарём Свердловского обкома КПСС.
14 декабря 1992 года на VII Съезде народных депутатов России Президент Б. Ельцин, встретив неприятие большинством депутатов Е. Гайдара, поставил на рейтинговое голосование 5 из 18 кандидатур, предложенных депутатскими фракциями на пост Председателя Совета Министров, который был вакантен после отставки Ивана Силаева в сентябре 1991 года. Предложенная затем Президентом кандидатура В. Черномырдина была утверждена Верховным Советом России в должности Председателя Совета Министров Российской Федерации в соответствии с законом «О Совете Министров РСФСР» вместо исполнявшего обязанности Председателя Правительства Е. Т. Гайдара. Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1992 года № 1567 назначен Председателем Совета Министров - Правительства Российской Федерации.
После образования Совета обороны Российской Федерации 25 июля 1996 года и до его упразднения 3 марта 1998 года на Председателя Правительства РФ В. С. Черномырдина были возложены обязанности заместителя Председателя Совета обороны РФ.
19 сентября 1996 года Б. Ельцин подписал Указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации», передававший на время хирургической операции на сердце у Б. Ельцина все президентские полномочия в полном объёме В. Черномырдину после дополнительного указа, в котором будет сказано, с какого дня и часа В. Черномырдин станет по совместительству временно и. о. Президента Российской Федерации. Во время операции на сердце Б. Ельцина В. Черномырдин исполнял в соответствии с его указом обязанности Президента РФ с 7.00 5 ноября до 6.00 6 ноября 1996 года.
23 марта 1998 года Б. Ельцин своим Указом отправил в отставку Правительство и возложил исполнение обязанностей Председателя на С. В. Кириенко.
C 24 августа 1998 года повторно исполнял обязанности Председателя Правительства, но дважды не был утверждён Государственной думой, и на третий раз Б. Н. Ельцин внёс в неё кандидатуру Евгения Примакова, с утверждением которого на посту Председателя Правительства закончилось кратковременное возвращение В. С. Черномырдина к власти.
Другие факты
18 февраля 1993 года Правительством Российской Федерации в лице Виктора Черномырдина и Правительством Соединённых Штатов Америки в лице Альберта Гора было подписано «Соглашение об использовании высокообогащённого урана, извлеченного из ядерного оружия». Соглашение предусматривает поставку в США в течение 20 лет низкообогащённого урана (НОУ) в количестве 500 тонн, произведённого предприятиями Росатома из высокообогащённого оружейного урана (ВОУ), для использования в качестве топлива американских атомных электростанций (АЭС).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Черномырдин У них с папой были особенные отношения. Я бы, пожалуй, так сказала, среди всех, с кем папа работал все года президентства, Черномырдин стал ему самым близким человеком. И это несмотря на то, что папа любил, когда рядом с ним работала молодая команда, он искал и приглашал к себе людей, гораздо моложе себя, рядом с ним работали те, кто принадлежал уже к другому, новому поколению политиков, экономистов. Он помогал им, поддерживал их, покровительствовал им, сражался за них. И при этом совсем другой человек был ему наиболее дорог и близок. Такой странный парадокс. Ни Гайдар, ни Чубайс, ни Бурбулис, ни Немцов, ни Кириенко, ни Степашин, ни один из министров или помощников президента, ни один глава его администрации, никто не сравнится по степени человеческой близости папы с Виктором Степановичем. Они были одним целым, они понимали друг друга с полуслова, они делали одно общее дело. Гигантское, неподъемное. Они пытались изменить страну к лучшему, и, на мой взгляд, они смогли сделать это.
У них столько было в жизни драматических эпизодов, когда их отношения самой судьбой проверялись на прочность, на порядочность, но никакие обстоятельства, политические или экономические кризисы не смогли поколебать самое ценное, что было в их отношениях - доверие, честность по отношению друг к другу.
Я перечислю только некоторые из этих эпизодов, те, что были на виду. А еще десятки, что остались не рассказанными и не описанными, о них знают только самые близкие коллеги, или вообще, только они двое. Да, пожалуй, с самого начала, когда в 92-м году на съезде народных депутатов вместо Егора Гайдара, папа предложил Виктора Степановича на должность руководителя правительства, этот момент был сам по себе драматический. Вся демократическая общественность была против Черномырдина. Считалось, что Ельцин сдает страну красным директорам. Но вот дальновидность и предвидение Егора Гайдара. Когда папа спросил у Егора Тимуровича совета, кого он считает нужно выдвинуть на пост премьера, Гайдар твердо ответил - Черномырдина.
Или 96-й год. Когда многие среди политической элиты, переставшие верить в шансы Ельцина, стали активно советовать Черномырдину выдвинуться в президенты. Наверное, ему хотелось. Но он и виду не подал. Каждый момент предвыборной кампании он был с папой, поддерживал, помогал ему, и радовался победе в июле 96-го, как своей собственной.
А когда папе делали операцию, и именно Виктор Степанович Черномырдин возглавлял страну те часы, пока папа был без сознания. А потом все те недели, когда президент восстанавливался, именно на Викторе Степановиче была вся нагрузка. Он отвечал за все, и за экономику, и за политику. Я это хорошо знаю и помню, потому что при Черномырдине тогда был создан неформальный совет, состоявший из бывших членов аналитической группы, работавшей до этого на выборах. Мы встречались с Виктором Степановичем пару раз в неделю. Это был, конечно, не тот сумасшедший ритм и режим как во время выборов, но, тем не менее, работа была похожая. Анализ текущей ситуации, предложения для премьера, как реагировать на те, или иные события или угрозы. На тех наших, в основном, глубоко вечерних посиделках Виктор Степанович как всегда бурлил остротами и афоризмами. Потом папа вернулся к работе, и работа этой временной аналитической группы была завершена, и, я видела, с каким облегчением Виктор Степанович вздохнул. Хоть и был он огромной политической фигурой, глыбой, но политику не любил.
Ну, и конечно, два самых тяжелых эпизода во взаимоотношениях президента и премьера. Первый, в марте 98-го года, когда папа принял решения отправить Виктора Степановича Черномырдина, своего друга, товарища, соратника, ближайшего помощника в отставку.
Про это решение папы я подробно писала. Он считал неправильным, чтобы следующим президентом был Черномырдин. Думал, что их поколение, тех, кто родился в тридцатые, должно уйти с политической сцены. Папа был твердо настроен на то, что он должен найти кого-то из нового поколения, он хотел доверить страну молодым, новым политикам, которые доведут те реформы, которые они начали с премьером до конца. И он знал, что если Черномырдин останется премьером до конца срока, то в 2000-м году он обязан будет поддержать Виктора Степановича на предстоящих выборах. То, что Черномырдин выиграет, никого сомнения у папы не было. Чтобы разрубить этот узел, который терзал его, он принял решение отправить в отставку своего премьера. Он выдвинул на пост председателя правительства Сергея Кириенко, папа считал, что это молодое правительство сделает рывок, как когда-то рывок сделало молодая команда Гайдара. Но случился дефолт в августе 98-го года, и рывок не получился.
http://t-yumasheva.livejournal.com/23141.html Борис Немцов
История № 6. Черномырдин и газоснабжение
Весь 97-й год я боролся за то, чтобы вернуть 38% акций «Газпрома» государству. Акции эти были переданы в трастовое управление Рему Вяхиреву, тогдашнему председателю правления компании. Рыночная стоимость 38% в нынешних ценах - около 70 миллиардов долларов. А по договору их отдавали по цене виллы на Рублевке, где-то миллионов за 10 долларов. Я считал, что это грабеж России, акции надо вернуть, Черномырдин считал иначе и долго сопротивлялся разрыву трастового договора. И вот один раз прихожу я к Виктору Степановичу, говорю ему: «Виктор Степанович, ну давайте же уже заканчивать. Вернем акции, восстановим позиции государства и будем ответственно управлять компанией». Черномырдин, глядя на меня в упор: «Послушай, ну что ты привязался к этому трастовому договору? Объясни, как это скажется на газоснабжении страны?» Я не знал, что ответить.
История № 7. Черномырдин и наука
Последняя моя научная статья называлась «Акустический лазер». Я ее закончил уже когда стал губернатором в 91-м году. Она была сначала опубликована в России, а потом я ее отправил в швейцарский журнал «Акустика аква». Речь в этой статье шла о генерации мощного инфразвука в перегретом паре, который охлаждают и тем самым вызывают интенсивную конденсацию. В статье масса уравнений в частных производных, контурные интегралы, римановы поверхности. В 97-м году, через шесть лет, статью журнал публикует. Звонок от Черномырдина: «Немцов, зайди». Прихожу, на столе у Степаныча журнал «Акустика аква» с уравнениями, интегралами и еще все на английском языке. Черномырдин грозно: «Что это такое? Чем вы занимаетесь на работе? У нас шахтеры, учителя, врачи, пенсионеры, а вы тут интегралы в рабочее время рисуете». Я ему объяснил, что это было давно, Черномырдин не мог поверить и сказал: «Чтобы я это безобразие видел в последний раз». По факту это действительно моя последняя научная статья.
http://www.nemtsov.ru/?id=706400&PHPSESSID=b74c65db5313211018443ef9c001172c