В I квартале 2010 г. из-за разбирательств с Yukos Capital у «Роснефти» образовалась просроченная дебиторская задолженность на $1,3 млрд, следует из отчета госкомпании по US GAAP. На эту сумму были временно приостановлены «поступления денежных средств от экспортной выручки». В итоге общая дебиторская задолженность «Роснефти» на 31 марта выросла к декабрю 2009 г. на треть до $8,7 млрд, из них на расчеты с покупателями и заказчиками приходилось $5,2 млрд (+77,3%).
В 2009 г. бывшая «дочка» ЮКОСа забросала «Роснефть» исками в суды США, Великобритании, Ирландии и острова Джерси. Жалобы касались старых займов «Юганскнефтегаза» на 12,9 млрд руб. (около $420,2 млн по текущему курсу). Они были выданы еще в 2004 г., после чего контроль над «Юганском» перешел к «Роснефти». Yukos требует вернуть долги с процентами. «Роснефть» заявляла, что разбирательства не влияют на ее бизнес и расчеты с контрагентами. Но в марте стороны раскрыли, что Yukos удалось арестовать счета «Роснефти» на 425 млн фунтов ($617,5 млн по текущему курсу).
Как и когда эта сумма выросла до $1,3, не ясно. Но в любом случае этот долг в апреле был погашен, подчеркивает «Роснефть». Это стало возможным после того, как госкомпания заключила с Yukos соглашение и предоставила «взаимно согласованное» обеспечение для дальнейших разбирательств. Размер обеспечения в отчете не раскрыт, но ранее обе стороны заявляли, что речь идет о гарантии на 425 млн фунтов. Взамен Yukos согласилась прекратить разбирательства в США, Ирландии и на острове Джерси (все принятые ранее решения об аресте активов были сняты), а также не предъявлять новых исков по этому поводу. Теперь разбирательства продолжаются только в Англии и Нидерландах.
Замораживание экспортной выручки наверняка стало неприятным сюрпризом для «Роснефти», но в целом начало года было для нее удачным, считает аналитик Unicredit Артем Кончин. При росте цены Urals на 1,1% выручка госкомпании выросла к IV кварталу на 1,3% (до $14,8 млрд), EBITDA - на 10,7% ($4,4 млрд), чистая прибыль - почти на 48% ($2,45 млрд). Резкий рост прибыли объясняется тем, что в конце 2009 г. у «Роснефти» были большие бумажные потери, в том числе от курсовых разниц, объясняет Кончин: без них рост прибыли к IV кварталу составил бы 14%. Опережающему росту EBITDA и прибыли над выручкой «Роснефть» обязана Ванкору, который освобожден от уплаты экспортной пошлины и НДПИ, уверен аналитик. С учетом роста добычи на месторождении на 25% экономия на экспортной пошлине должна была составить около $700 млн, на НДПИ - еще порядка $200 млн, подсчитал он.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/05/18/234507