rbc.ru: Санкции и российская нефтедобыча

Sep 29, 2014 09:00

10.09.2014
Норвежская нефтесервисная компания продает бизнес в России после санкций

Норвежская нефтесервисная компания Petroleum Geo-Services (PGS) выставила на продажу долю в своем российском СП «ПГС-Хазар», занимающемся сейсморазведкой на шельфе. Это произошло спустя меньше месяца после того, как Норвегия присоединилась к санкциям ЕС, запрещающим поставку в Россию оборудования для арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектов. Но представитель PGS подчеркивает, что санкции не были «определяющим фактором» при решении о продаже компании.

PGS решила продать совместное предприятие «ПГС-Хазар», говорится в сообщении компании. Это делается в рамках сокращения затрат и инвестиций.

Представитель PGS Борд Стенберг и гендиректор и один из российских совладельцев «ПГС-Хазар» Владислав Долгов отказались уточнить детали сделки.

СП, выполняющее геофизические изыскания и полевые сейсморазведочные работы по технологиям 2D, 3D и 4С в Каспийском, Баренцевом, Черном, Азовском морях, было создано в 2006 году PGS вместе с российскими партнерами (Долговым, его заместителем по геофизике Владимиром Козловым и техническим директором Алексеем Зяблицевым), рассказал РБК источник, близкий к акционерам к «ПГС-Хазар». По его словам, среди клиентов компании ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Каспийская нефтяная компания» и азербайджанская Bahar Energy. Подрядчик также выполняет работы для «Южного потока», говорится на его сайте.

Норвежцы и российские партнеры получили в СП по 50%, но 40%, принадлежавших россиянам, заложены в PGS (в обмен на инвестиции), то есть на продажу фактически выставлены 90% «ПГС-Хазар», добавил собеседник РБК.

Источник, близкий к акционерам «ПГС-Хазар», рассказал, что поиском инвесторов занимается «Ренессанс Капитал». Это подтвердил РБК источник в PGS. Представитель инвестбанка отказался от комментариев.

По словам источника, близкого к акционерам «ПГС-Хазар», на подрядчика есть два претендента -нефтесервисные компании, один из которых - казахская «Данк» (сотрудник «Данка» сказал, что «были переговоры», но деталей не уточнил). Второй претендент (его название не раскрывается) предложил за 90% «несколько миллионов долларов», то есть всю компанию оценили менее, чем в $10 млн, сказал он. Одна из причин продажи доли норвежцами - санкции, предполагает собеседник РБК.

В конце июля США и ЕС наложили эмбарго на поставки в Россию некоторых видов оборудования, предназначенного для арктических, глубоководных и сланцевых нефтяных проектов. В середине августа к ним присоединилась Норвегия.

Это очень правдоподобная версия, считает директор Small Letters Виталий Крюков: из-за санкций западным компаниям сложно работать на шельфе и на сланцевых проектах в России.

Но Стенберг заявил Bloomberg, что санкции не были «определяющим фактором» при решении PGS продать долю в «ПГС-Хазар». «Это компания была не очень прибыльной для PGS, - утверждает он. - Это не основной бизнес с учетом нашего фокуса на 3D-сейсмику».

Источник, близкий к акционерам «ПГС-Хазар», сказал РБК, что санкции уже сказываются на бизнесе компании и необходимо думать над импортозамещением. У компании есть технологии геологоразведки, основанные на своих разработках, но они требуют значительных инвестиций, добавил он.
http://top.rbc.ru/economics/10/09/2014/948196.shtml

19.09.2014
Exxon и «Роснефть» остановили бурение на шельфе в Арктике из-за санкций

Exxon Mobile и «Роснефть» остановили разведочное бурение на морском шельфе в Карском море на скважине «Университетская-1» в связи с введенными против российских нефтяных компаний санкций ЕС и США, сообщает Bloomberg.

Совместному проекту Exxon Mobile и «Роснефть» - бурению на самой северной скважине России «Университетская-1» в Карском море - 9 августа 2014 года дал старт президент Владимир Путин из Сочи в режиме телемоста. Емкость месторождения оценивается в 9 млрд баррелей.

Европейские санкции, введенные 12 сентября, ограничили российским нефтяникам не только доступ к финансовым ресурсам, но и к технологиям и оборудованию для работы в Арктике, для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти. Одновременно с ЕС санкции ввели и США, причем с более жесткими формулировкаами, поэтому приостановка совместного бурения в Карском море ожидалась: после объявления о новых сакнциях у Exxon было две недели - до 26 сентября, - чтобы свернуть работу. Минфин США запретил американским фирмам предоставлять пяти российским компаниям, включая «Роснефть», любые товары, услуги (кроме финансовых) и технологии, если они будут использоваться в арктических, глубоководных или сланцевых проектах. В частности, больше нельзя оказывать буровые, геофизические, геологические, логистические и управленческие услуги.

Представители «Роснефти» прокомментировать ситуацию отказались. Но ранее, после второй волны экономических ограничений со стороны ЕС президент «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что решение о включении нефтяной компании в санкционный список является «необоснованным, субъективным и незаконным в силу отсутствия роли компании в кризисе на Украине». Чуть позже глава «Роснефти» обратился к правительству за финансовой помощью в размере 1,5 трлн руб. 10 сентября «Роснефть» сообщила, что государство готово помочь в условиях санкций, но пока не определилось как - деньгами из Фонда национального благосостояния или иными способами. «Мы получили положительный ответ, что нам окажут помощь», - сказал тогда РБК вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев, ссылаясь на заявление премьера Дмитрия Медведева.

На момент публикации представитель Exxon не ответил на запрос РБК. Ранее спикер Exxon Дик Кейл рассказал Bloomberg, что компания «все еще изучает санкции и их последствия, однако будет выполнять все требования закона и правила». По информации агентства Reuters, министр природных ресурсов Сергей Донской подтвердил вероятность остановки бурения в Карском море. «Я получил информацию, что бурение, возможно, остановлено», - сказал он. При этом на вопрос журналистов, связано ли прекращение разведки на шельфе с санкциями ЕС и США, министр ответил, что с «высокой вероятностью» такая связь существует.

По мнению преподавателя технологии нефтегазодобычи и прикладной геофизики в Норвежском университете Сигбьерна Сангесланда, бурение остановлено заранее, до обозначенного в условиях санкций срока, чтобы обеспечить безопасное закрытие скважины - компании должны установить пробку и закрыть задвижку на скважине.

Новые санкции ЕС и США, направленные на нефтяные и газовые компании, в отличие от предыдущих ограничительных мер, приведут к финансовым потерям и для западных компаний. По оценкам замгендиректора по инвестициям компании «Универ капитал» Дмитрия Александрова, потери Exxon от новой волны санкций составят около $1,5-2 млрд. «Главный удар по российским компаниям от этих санкций - это упущенная выгода от недостатка кредитного финансирования, а также по поставкам высокотехнологичного оборудования для геологоразведки и бурения», - добавил эксперт.

Кроме того, от санкций, по информации Bloomberg, пострадают и другие западные компании, имеющие бизнес-интересы в России - Total, Statoil и BP.
http://top.rbc.ru/economics/19/09/2014/950107.shtml

19.09.2014
Алекперов предсказал трудности с добычей 25% российской нефти

Одним из главных рисков для российской нефтедобычи в связи с санкциями станет отсутствие отечественного оборудования для гидроразрыва пласта, заявил, по информации Интерфакс, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Он уточнил, что с помощью этой технологии добывается четверть российской нефти.

«Вторая тема - 25% нефти сегодня добывается путем гидродинамических воздействий на пласт, это в основном гидроразрывы. Это агрегаты, которые не производятся практически нигде, кроме Соединенных Штатов… Они сегодня есть на территории России, они работают, но они постоянно требуют поддержки сервисной. То есть вот это сегодня самое тонкое место, которое может в первую очередь нанести ущерб нефтяной промышленности, потому что когда мы говорим о 125 млн тонн нефти, надо понимать, что эта нефть требует поддержки», - сказал Алекперов на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями крупного бизнеса в пятницу.

Алекперов призвал создать производство соответствующего оборудования на территории России.

Европейские и американские санкции третьей волны были введены 12 сентября 2014 года, причем американские санкции оказалиь гораздо жестче: они касаются нефтяных и газовых компаний, в том числе «Газпрома», ЛУКОЙЛа, «Транснефти», «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза». Компаниям ограничили не только доступ к финансовым ресурсам, но и технологиям, и оборудованию для работы в Арктике, для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти.

Как рассказал РБК директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крюков, из текста о санкциях ЕС следует, что ограничения на оказание сервисных услуг не должны коснуться уже действующих контрактов, но юридически определить, что является таковым, не всегда возможно. Поэтому предсказать эффект от санкций в этом вопросе сложно, отмечает он. «В любом случае ограничения в сервисном секторе нанесут существенный удар», - заявил эксперт.

Через неделю после объявления о санкциях глава ЛУКОЙЛа заявил, что его компания намерена справляться с возможными последствиями от санкций своими силами и на помощь государства не рассчитывает. «Считаю, что сегодня государству есть куда расходовать бюджет. Надеюсь, это будет направлено на социальные нужды», - сказал Алекперов.

С американской стороны контролировать исполнение эмбарго на поставку оборудования и технологий будет Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) - подразделение Минфина США, заведующее экономическими санкциями; оно же вправе выдать лицензию на передачу запрещенного оборудования в зависимости от конкретных обстоятельств. Еще одним контролирующим органом будет Бюро промышленности и безопасности (BIS) при Министерстве торговли США - ведомство, специализирующееся на экспортном контроле.

BIS добавило «Газпром», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» в особый список компаний (Entity List), в отношении которых действует максимально строгий режим экспортного контроля. Ведомство будет отказывать в поставке этим компаниям любого нефтегазового оборудования, если поставщик знает, что оно будет использоваться для разведки или добычи нефти на глубинных морских участках, на шельфе Арктики или в сланцевых формациях.

23.09.2014
Исполнительный директор французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери заявил о том, что компания приостанавливает сотрудничество с ЛУКОЙЛом по совместной разработке месторождений в Западной Сибири из-за санкций в отношении России.

«Совместное предприятие с ЛУКОЙЛом однозначно приостановлено. Однако этот проект (по сути. - "Ъ") не был запущен, так что на Total это никак не отразится», - приводит Financial Times слова господина де Маржери.

Ранее сообщалось о том, что Total ведет переговоры с ЛУКОЙЛом о создании совместного предприятия (СП) для реализации совместных проектов по добыче нефти в России.
http://www.kommersant.ru/doc/2573340

Арктика, гидроразрыв, бурение неудача, Норвегия, нефть добыча прогноз, Россия, шельф, бурение, exxonmobil, санкции, море Карское, нефтяные компании, нефтесервис

Previous post Next post
Up