НЕМНОГО О "ПОСЛАХ" ГОЛЬБЕЙНА
Когда заходит разговор о "Послах" Гольбейна, прежде всего вспоминают "странное пятно на переднем плане картины", которое под определенным углом обретает очертания черепа.
Деталь броская - но в "Послах" интересна не только она.
Два слова о позирующих. Название "Послы" картина получила довольно поздно - искусствоведам удалось установить, кто именно изображен на этом двойном портрете, сличив работу Гольбейна с рисунком французского художника Жана Клуэ, на котором с обратной стороны было указано, что моделью послужил Жан де Динтевиль [Jean de Dinteville (1504-1555)]:
В 1533 г. Жан де Динтевиль, которому было "всего" 29 лет, заканчивал свое пребывание в качестве посла при английском дворе. Проездом на родину, во Францию, к нему заехал друг, епископ Лаворский Жорж де Сельв, 26 лет от роду. Епископство он получил в 1526 г., когда ему было лишь 17 лет. (Согласно всем правилам, обязанности епископа не мог исполнять человек моложе 25 лет - но король был заинтересован в переводческих и дипломатических талантах де Сельва, - и церкви пришлось смириться).
Необычна сама композиция двойного портрета Гольбейна, написанного по заказу Жана де Динтевиля. Очевидно, в составлении программы для этой картины и "настройке" (о чем ниже) астрономических инструментах, разложенных на столе, Гольбейну помогал его друг, астроном и математик Николаус Кратцер, работавший при английском дворе.
На стеллаже (или столике), о который опираются портретируемые, разложены: внизу - предметы, связанные с земным, дольним миром, вверху - предметы, связанные с миром горним, небом и астрономическими наблюдениями: 2 гномона
Квадрант:
и трикветер:
а также небесная сфера:
Их показания позволяют точно установить момент, к которму привязана представленная на картине сцена: это 11 апреля 1533, Страстная Пятница, 4 часа пополудни.
Тем самым становится понятным присутствие Распятия в верхнем левом углу картины:
В таком случае, композиция, избранная Гольбейном для портрета, явственно соотносится с предстоящими Кресту Богоматерью и апостолом Иоанном:
Грюневальд. Распятие. 1523 - 1524
По сути, композиция "Послов" строится на эффекте значимого отсутствия: в центре ее предполагается, но не изображен, - Крест на Голгофе.
Смелость решений старых мастеров порой поразительна. Решение, выбранное Гольбейном в чем-то сродни тому, что задействовано Мемлингом в его "Диптихе Мартина фон Ньювенхове", где донатор, представленный на правой створке, написан отражающимся в зеркале, висящим за спиной Богоматери.
Мемлинг. "Диптих Мартина фон Ньювенхове". Деталь
Если представить, что портретируемые на картине Гольбейна предстоят кресту, станет понятно, в силу чего в композиции картины присутствует череп.
Гольбейновский череп ясно "прочитывается" внутри картины, если смотреть на него под определенным углом, стоя справа от полотна:
Оптический эффект, использованный здесь Гольбейном - анаморфоза, был довольно известен живописцам той поры. Так, в одном из францисканских монастырей можно видеть фреску, которая, если разглядывать ее фронтально, воспринимается как пейзаж:
И только при определенном угле зрения она обретает свой "истинный" вид:
На ней представлены Спаситель, Богоматель с Младенцем, апостолы Петр и Павел, св. Франциск, принимающий стигматы...
Анаморфоза здесь призвана показать тем, кто духовно слеп: они имеют дело лишь с видимостями, не постигая духовную суть вещей. На самом деле, есть лишь ОДИН способ истинного видения. Нет множественности мнений и точек зрения - подлинный облик мира раскрывается только с одной из них.
Как анаморфоза работает, можно представть из рисунка венгерского художника Иштвана Оростца:
А вот как это выглядит de visu, когда плоский рисунок, нанесенный на лист бумаги, лежащий на столе, "собирается" в объем в зеркальном цилиндре:
Современные художники и дизайнеры довольно часто прибегают к этому эффекту. Например вот так - надпись есть только на блюдце, а зеркальная чашка просто "собирает" ее:
А здесь анаморфированный образ "собирается", когда подставка отражается в бокале пива:
Ряд современных художников специализируются на этой технике, как, например, Курт Веннер:
Или Джулиан Бивер: