Отчёт по выступлениям на Летнем психонетическом лагере '2014

Jul 09, 2014 14:51

Как и планировалось, поучаствовал в качестве гостевого лектора в Летнем психонетическом лагере с 29 июня по 2 июля. Спасибо организаторам, в первую очередь, Олегу Бахтиярову и Наталье Власовой, за приглашение и тёплый приём. Прекрасные люди, атмосфера лагеря и прекрасное обновляющее место на берегу Вилейки.

Прочитал там три лекции, три сказки на ночь:
1) Контекст и мотивы разработок, основные установки Телеономической теории (ТТ); конструктивизм и ТТ, как пост-конструктивистская теория.
2) Взгляд на целостность, концепции открытого телеономического цикла и теория базисов;
3) Варны, как приложение теории базисов в конструктивной социо- и антропологии. Это уже была не столько лекция, сколько прощальная беседа с вполне себе провокационной дискуссионной темой.

Ожиданий особых по поводу этого события у меня не было, но лекции слушало больше людей, чем я мог надеяться, на первый взгляд - почти весь состав лагеря, человек 40. И десяток человек оставались после для обсуждений, уходящих за полночь. Удалось поплотнее пообщаться на хорошие, нетривиальные темы с Олегом Бахтияровым, Михаилом Боярином, Натальей Луковниковой. Наташа - человек активный, по-питерски интеллектуальный и проницательный, и хочу выписать отдельную благодарность главарю Института психотехнологий за атакующий стиль: вопросов и обсуждений хватало, но хорошо поставленная критика - это бОльшая ценность. Неожиданным оказался так же заочный интерес к моим работам, а также много положительных откликов после выступлений. Отрицательные, видимо, остались в умолчании, что досадно. Даже повар Павел втихаря добрасывал мне в тарелку каши со словами "тебе больше положу" - видимо, надбавка за вредность для организма предельных тем в философии. :)

Краткий конспект содержания выступлений:
  • Цивилизация, во многом неожиданно для себя, шагнула за порог в новую реальность, где всё нелокально и глобально, всё разнообразно и целостно, всё сложно и зависимо, всё многоаспектно и коммуникативно-зависимо, многореальностно и интерактивно.Чтобы как-то совладать с происходящим необходимо в том числе переорганизовать своё понимание, что в виду масштаба современного вызова приводит не менее к чем к необходимости перестроить и/или развить некие глубинные основания, на которых стоит рациональность и деятельность, которой рациональность руководит.
  • Телеономическая установка и телеономическая теория - это одна из множества попыток понимать новый мир с новой позиции. Есть претензия на определённую ценность этого подхода в ряду других, но по факту она определиться через деятельность естественным отбором - если сможет выйти за пределы индивидуальных исследований и воплощений. "Естественный отбор" здесь может пониматься в контексте "мира сражающихся групп" ( С. Морозов): группа, способная понимать мир лучше других и организовывать на этом основании свою деятельность лучше других, выживет и опередит другие. Претензия состоит в том, что телеономическая установка - ядро такого понимания, а различные теории/усмотрения определяемые таким основанием могут предоставить разрешение многим проблемам в рациональных дисциплинах и "междисциплинарных" теориях, которые являются следствием несоответствия их оснований той сложности мира, куда они пришли в процессе развития.
  • Телеономическая установка - это новое соглашение, а не реконструкция следствий или оснований и всего накопленного множества костылей старого соглашения, потому понимание ТТ - это прыжок в новую реальность. "Макиавелли не оспаривал те правила, которые связывали тех, кто приходили до него, он просто игнорировал их" (Jonathan Powell, The New Machiavelli). Телеономическая теория не оспаривает правила позитивизма, постпозитивизма, постмодернизма или каких-либо других эпистем, парадигм и подходов, включая более близкие конструктивизм и системную инженерию; она беззастенчиво изымает из них жизнеспособные и нужные компоненты/паттерны/практики, которые можно адаптировать к своим новым основаниям без потери общей непротиворечивости и управляемости, и использует их для своего роста.
  • Поэтому, для философов и инженеров, которые погружены в свои текущие разработки, ТТ " контринтуитивна", так как требует сделать усилие и совершить некоторый когнитивный прыжок, ценность чего в сопоставлении с затратами совсем не очевидна. При том, что конкурирующих "новационных" теорий со столь же неясной и нелокальной ценностью хватает. Даже в Минске их более чем одна, упоминая только поиски " универсальной модели интеракции".
  • Потому, главным фокусом моих исследований здесь является не создание стройной теории или агитационных-маркетинговых текстов, а разработка на фундаменте ТТ оригинальной когнитивной архитектуры с особыми характеристиками и способностями. Цели этой работы не столько в том, чтобы наконец-то создать "сильный искусственный интеллект", а в разработке подхода к реализации ряда высших когнитивных функций, которая может [потенциально] быть развёрнута на широком спектре (или вообще - на любой?) достаточно развитой операционной платформе, такой как компьютер, вычислительная сеть, личность, социум, а также их сопряжений (экзокортекс, социотехнические системы). И, собственно, реализация такой частной функции в рамках, желательно коммерчески оправданного, программно-инженерного проекта.
  • "Телеономическая установка" может быть сформулирована в виде "кибернетической редукции", одна из частных формулировок которой - "мир есть управление", что после принятия её в качестве основания становится предельной тавтологией. Всё есть управление, потому квалификация "нечто есть управление" есть тавтология и теряет смысл, а приведение "нечто" к предельному масштабу общности или предельному содержанию становится предельной тавтологией, или Предельной Опорной Тавтологией. Другая формулировка кибернетической редукции, симметрично феноменологической редукции Гуссерля, может звучать как "воздержание от суждений о неуправляемом". "Мир" сводится к "управляемому миру" к пространству целеустремлённого действия.
  • В данном контексте последнюю формулу полезнее выразить как "целеорганизованное действие", т.к. сам термин "телеономия" (телеос - цель и номос - порядок) интерпретируется именно как "целеупорядоченность" или "целеорганизованность". Телеономическая установка - рассмотрение мира, как целеупорядоченного действия и пространства для целеупорядоченного действия, если отталкиваться от наличия индивидуального сознания/агента действия.
  • В этом же смысле ТТ "пост-системна", т.к. выводит понятие "система" за скобки основного дискурса, в бутстрап, а определение конкретных "систем" (систем, как композитов-холархий, как иерархий обобщения - таксономий и пр.) полагается конфигурируемым процессом управления [вниманием], контрарефлексивной ситуацией.
  • Понятие "управление", соответственно, толкуется предельно широко. В сопряжении с понятиями "движение", "цель", "изменение" и пр. образует рекурсивно сопряжённый конструкт, где каждый из терминов может интерпретироваться только через другие: "изменение - целеустремлённое действие", "движение - изменение в действии" и пр. При этом явно подразумевается наличие денотата (живого действия некоего активного агента) или, в данном предельном случае, Денотата - [кибернетически редуцированной] Вселенной, как действия вне определений.
  • Управление всегда целеориентировано, потому "цель" - ещё один предельный концепт. Для избавления от рефлексивных оттенков "цели", как факта сознания, можно говорить об аттракторах - окрестностях сходимости поведения. Предельную опорную тавтологию в этом аспекте можно отразить формой "мир целеустремлён", что раскрывается концептом Предельного императива.
  • Телеономическая теория "пост-конструктивна", в том смысле, что идёт за пределы конструктивистской установки и конструктивистской философии в любом её виде. Это можно вкратце и схематично показать на следующем ряде онтологических формул: 1) До-конструктивисткая (позитивистская): "Объект существует" (нецелеорганизованный неконфигурируемый процесс); 2) Конструктивистская: "Субъект [активно] наблюдает объект" (нецелеупорядоченный конфигурируемый процесс); 3) Телеономическая: "Из когнитивной позиции с конфигурацией А целесообразно констатируем [ситуацию управления, где] окрестность с конфигурацией Б циклично взаимодействует с окрестностью с конфигурацией В, что в проекции на дискурс с конфигурацией Г1 проецируется конструктом 'субъект наблюдает объект', а в проекции на дискурс с конфигурацией Г2 проецируется как конструкт 'объект существует'" (конфигурируемый процесс с управляемым/целеорганизованным движением между конфигурируемыми когнитивными позициями).
  • Целостность, как категория, требуется, опять же, только для бутстрапа, в виде положения "мир полносвязен, всё влияет на всё/управляет всем". Выражением целостности процесса/мира выступает понятие открытого телеономического цикла (для краткости - торсион) и понятие возгонки материи в циклах эволюции, как онтологическая и космологическая модель. Торсион предельно обобщает на телеономических основаниях концепции рефлекторного кольца и функциональной системы Анохина (биология), систем с обратной связью (кибернетика) и цикличные усмотрения из философии, при этом а) вводя ось целеустремлённости для цикла; б) рассматривая субъект-объектное взаимодействие в цикле, как конфигурируемое усмотрение (хорда объективации). Такой концепт позволяет непротиворечиво включать в цикл управления процессы, которые традиционно распознаются как совершенно различные по природе и масштабу, и преодолеть ограничения циклов из специальных дисциплин, нуждающихся в частных онтологиях, где объективация отконфигурирована слишком узкоспециально, интуитивно и таким образом, что практически исключается сопряжение с другими онтологиями.
  • Теория базисов - подход к работе с эволюционирующими целеустремлёнными целостными системами. Каждый базис соотносится с когнитивной позицией, из которой происходит различение целостности/управление целостностью цикличного процесса с мощностью различения/управления, определяемой, как "арность" базиса. Одна из интерпретаций/специализаций 3-базиса - троичная задача, которую можно выразить афоризмом "выжить, победить, превзойти".

Все эти сложности я пытался излагать более-менее доходчиво, на пальцах, что, если судить по реакциям, в какой-то мере удалось. Надеюсь, добрые отношения с минским интеллектуальным клубом "Эйдос" продолжаться осенью, когда планируется продолжить публичные лекции, и у меня будет возможность ещё пообщатся с публикой на эти темы.
Previous post Next post
Up