Aug 16, 2013 23:01
В июле этого года стало известно, что Венгрия решила выставить Международный валютный фонд из страны. Национальный банк Венгрии попросил МВФ, который выделил стране в ходе последнего кризиса многомиллиардный кредит, закрыть представительство в Будапеште. Председатель венгерского центробанка Дьердь Матолчи в письме директору МВФ Кристин Лагард сообщил, что в связи с истечением срока кредитного соглашения отпала необходимость в сохранении представительства организации в Будапеште.
Дело в том, что Венгерское правительство погасило выданный МВФ во время финансово-экономического кризиса в 2008 году кредит (более чем $ 15 млрд ) на год раньше, осуществив в августе последний транш. Лично для меня такая резкая публичность просьбы о закрытии офиса кажется демонстративной дерзостью - переговоры уже нового правительства с фондом шли тяжело, премьер министр Виктор Орбан обвинял его во вмешательстве в дела европейских стран, в сговоре с международными рейтинговыми агентствами против Венгрии, а публикации в правоконсервативных провластных СМИ бесперебойно костерили фонд. (Стоит отметить, что и Украина ведёт переговоры с фондом о предоставлении кредита точно на такую же сумму - $ 15 млрд, имея встречное требование о повышении тарифов на газ для населения).
Просмотрел близкие к правящей в Венгрии политической силе газеты, и там главные обвинения такие: обратная сторона помощи МВФ - передача прибыльных отраслей в руки глобального капитала; фонд стал финансовым институтом экспансии глобального капитала, проводником идей «Вашингтонского консенсуса» с набором политических рекомендаций - приватизация собственности, дерегуляция рынков, либерализация торговли. И на всякий случай по поводу критики читателям напомню: речь идёт не о левых политических силах и левых СМИ, а самых что ни на есть правоконсерваторах. Более того: они же напоминают, что социалисты («леволибералы») всегда и были просителями кредитов у МВФ (в 1981-ом, 1988-ом, 1995-ом, 2008-ом).
Интересно, что в сообщениях СМИ о разрыве отношений Венгрии с МВФ неразрывно содержится история противоречий и с Евросоюзом. Валютно-кредитная политика венгерского правительства вызывала в Брюсселе большое недовольство, отмечалось, что решение премьера об объединении Нацбанка с системой финансового мониторинга и его одновременное выведение из-под контроля ЕЦБ удостаивалось повышенной критике. Но и некоторые положения нового текста венгерской Конституции обеспокоили евробюрократов: совершенно неприемлемы при нынешних трендах такие места, где говорится об объединительной для венгерского народа роли христианства, а уж тем более (при повальной моде на гей-парады) - трактовка брака как «союза мужчины и женщины». (Хотя для меня более сомнительным выглядит попытка запретить бродяжничество и ужесточить меры наказания по отношению к бездомным - за ночевку на улице они могут быть приговорены к крупному штрафу или даже получить тюремный срок).
Как мы можем догадаться, в сердцах венгерских правых зарождается некое разочарование и охлаждение любви к Европе - а может, и к Западу в целом. А она, любовь, была, и выражалась весьма бурно. Ранее тем же Орбаном - в одобрямсе крупных крестовых походов против мировых врагов демократии. Вспоминается и остановка на венгерской границе российских гуманитарных грузов во времена бомбёжки Югославии. Я как-то запомнил его слова во времена первого премьерства о том, что восточнее границ Венгрии «начинается Азия». Во времена пребывания в оппозиции Орбан активно выступал против присоединения к проекту Газпрома «Южный поток». Активно призывал (правда, также будучи оппозиционером) защитить Грузию во времена известных событий и критиковал правящих тогда социалистов за недостаточно активную позицию в грузинском вопросе. По отношению к России ранее часто руководствовался историческими комплексами - даже в ущерб экономическим отношениям.
Но с какого-то момента такие жесты перестали приносить дивиденды, более того - нынешний венгерский премьер сам становится порой объектом критики и поучений Брюсселя и Вашингтона. И при этом правительство не скрывает заинтересованности и в расширении экономических связей с Россией. И тогда вполне ожидаемо, что ранее далеко не симпатизирующие России правые венгерские массмедиа пытаются, тяжело и кряхтя, сменить пластинку - представить порой Россию в сколь-нибудь выгодном ракурсе. И вот то в городском парке Будапешта откроется памятник Льву Толстому, то иной журналист на страницах ранее русофобской «Мадьяр Хирлап» восхитится выступлением «Русских Витязей». Тяжело всего выкрутиться со Второй мировой - курс на героизацию хортистской армии считается абсолютно необходимым, при обязательно негативной оценке Красной Армии. Впрочем, лучше всего высказался один из читателей по данной теме на сайте «Переводика».
«А ведь тенденция. Что-то происходит на наших глазах. Эйфория от чувства принадлежности к "цивилизованному братству" рассосалась. Выяснилось, что "братство" чрезвычайно напоминает "братву" и место Венгрии в иерархии как-то уж очень близко к последнему. Перспективы окончательно стать периферией задворков Европы вполне реальны. А ведь Венгрия имеет богатую историю и когда-то играла очень не последнюю роль в Европе. Это в коллективном сознании хранится.
Жаль, если это выплеснется в виде националистических взбрыков в виде апологетизации «героев походов на восток» (на сайте я ранее выкладывал некоторое количество статей венгерских СМИ по освещению событий Второй мировой, как раз и героизировавших хортистскую армию), куда их никто не звал. И тогда - окончательные похороны, что было бы очень жаль...»
P.S. А тем временем подоспело продолжение истории. "Руководством Евросоюза принято решение временно заморозить финансирование нескольких общеевропейских программ на территории Венгрии, передает Financial Times. Подобные меры в ЕС объяснили недостаточным контролем за использованием средств, выделенных организацией".
По словам представителя Евросоюза Джонатана Тодда, Еврокомиссия подтверждает факт временной приостановки перевода денег из структурных фондов ЕС в Венгрию из-за проблем, выявленных комиссией в рамках проверок системы управления и контроля. По сообщениям, Венгрия рискует в этом году остаться без двух млрд евро.