К катамаранам всегда проявлялся заметный интерес со стороны рынка, хотя наступали времена значительного к ним охлаждения и снижения спроса. В последние годы спрос на катамараны вновь растет, на что производители реагируют оживлением производства и постоянным проектированием новых конструкций, а также попыток их улучшения.
При известных недостатках катамараны имеют явные достоинства: меньший крен, иной (более мягкий) характер качки, более высокие скорости хода по сравнению с однокорпусными водоизмещающими судами, большая открытая площадка для экипажа (образуемая либо трамплином между поплавками, либо бридждеком). К сожалению, для катамаранов небольшой длины (до 25 - 27 футов) невозможно организовать полноценную каюту и обустроить палубу. Перед нами фактически плот. Экипаж вынужден передвигаться по палубе подобно тюленям или морским котикам на берегу, переваливаясь друг через друга. Еще одной значимой проблемой является потеря трейлерности, что очень плохо. Попытка создания разборных конструкций (мы говорим исключительно о жесткокорпусных катамаранах, “надувные” ― не рассматриваем) приводит к большим сложностям со сборкой / разборкой, а также негативно влияет на прочностные характеристики изделия. Для примера я приведу несколько иллюстраций, чтобы читатель смог наглядно убедиться в истинности утверждений, приведённых выше...
Казалось бы, места - много, площадь трамплина большая, а удобно ли этому милому экипажу? Что, кстати, делать при смене галса - нырять под стремительно пролетающий гик?
Всё тоже самое...
Обратите внимание - уменьшение членов экипажа (до двух человек, в данном случае), проблему комфортного размещения никак не решает.
Здесь предусмотрены специальные боковые банки со спинками. Ну и что?
Перед нами довольно таки большой катамаран (около 7 метров). На этой 3D модели очень хорошо заметно, что виной всему - относительно небольшой размер. Да и как это перевозить по дорогам? Конструкция неразборная.
Эскиз скоростного 8-метрового катамарана-биплана. Площади более, чем достаточно, чтобы спокойно разместить 7-10 человек. И им не надо пригибаться каждый раз при смене галса, что удобно и безопасно. Ну так восемь метров! А вот каюты, камбуз, гальюн маленькие. Спальных мест максимум для троих. Можно разместиться на ночь и в четвером, если выкинуть камбуз. Кают-компания отсутствует.
К сожалению, особенности конструкции катамаранов крадут внутренние объёмы. Начиная с 9-10 метров катамараны превращаются в удобные и остойчивые «дачи» под парусами, но вот всё, что сильно меньше...
Это 40-футовый катамаран Isla 40 от Fountaine Pajot (самый маленький в их линейке).
Салон.
Другой ракурс. Хорошо виден камбуз.
Каюта на двоих, размещённая в одном из поплавков.
А это вид из каюты. Где-то в далеке виднеется гальюн : ) Настоящий дом!
Вот поэтому большие катамараны и пользуются такой популярностью, особенно среди чартерных компаний, поскольку при использовании чартера катамараны становятся доступны многим людям из среднего класса. Однако следует учесть, что мы рассуждаем о катамаранах, которые можно построить своими руками в разумные сроки и за разумные деньги, и не требующих значительных расходов на эксплуатацию, своё содержание и обслуживание. Да, обязательно трейлерных!
NB! Хотелось бы особо отметить, что я не критикую малые бескаютные катамараны, и даже не ставлю такую задачу. У таких катамаранов своя ниша и своё предназначение. Множество людей, сам грешен, с удовольствием ходят на них, используя для «пляжных покатушек» и не только. На открытых малых катах яхтсмены-любители отправляются в многодневные походы, путешествия, сплавы и т.п. Собственно, в одной из следующих статей, как раз будут рассмотрены такие маломерные суда, простые в постройке и использовании. Но данный пост - о принципиальной возможности спроектировать такой катамаран, который бы являлся трейлерным и вписанным в автогабарит, каютным, комфортным для экипажа или пассажиров с элементарным набором удобств на борту.
Надо сказать честно, что конструкторы не сдаются, время от времени создавая проекты, в которых пытаются обойти ограничения, принципиальные для небольших автогабаритных катамаранов, то есть пытаются совместить трейлерность, неразборность конструкции, удобную палубу, внутренние каюты и относительный комфорт в катамаранах малых размерностей.
Большинство попыток являются малоуспешными (как видно из иллюстраций). То голова вылезет, то хвост увязнет. Попытка поставить на маленький катамаран большую рубку делает судно уродским, а небольшая рубка ничего не даёт, разве что уменьшая и так небольшой кокпит. В целом такие катамараны получаются предельно негармоничными, несбалансированными и эстетически отталкивающими. Но не будем, прежде времени, расстраиваться, а наоборот, будем питать надежды, что кому-то удалось решить эту непростую задачу.
Удачные конструкторские решения существуют. Для того, чтобы полюбоваться такими, давайте отправимся, пожалуй, в Австралию, где катамараны очень любят, ценят, массово производят и используют, а потому имеют большой практический опыт в их конструировании и постройке. В компанию
Spirited Designs...
Катамаран
Seascape представляет собой наилучшее решение из возможных (во всяком случае из того, что я видел) для шести метров. Закрытый рубкой бридждек, образующий небольшой салон, внутри которого кают-компания со столиком и банками вокруг него, причем за ним может разместиться пять членов экипажа. Катамаран способен вместить до восьми человек, причем шесть человек будет себя чувствовать более, чем комфортно. На кате два полноценных спальных места, гальюн (биотуалет), камбуз (скорее полочка с газовой плитой), банки и рундуки внутри каютного пространства. По лодке можно перемещаться в полный рост, комфортно сидеть. Для двоих ― данный катамаран может служить в качестве крейсера для многодневных походов, для шумной компании ― он отличный дейсейлер.
Обеденный уголок может быть легко преобразован в дополнительную двухместную спальную кровать (таким образом, количество спальных мест увеличивается до четырёх). Также это прекрасная лодка для первоначального обучения, поскольку места хватит для всех: и для капитана-инструктора, и для его помощника, и для двух-трех обучаемых.
Катамаран может ходить довольно остро к ветру (для катамаранов, разумеется), быстр, как и полагается для катамаранов (8 - 10 узлов), а самое главное ― является трейлерным! Автогабарит.
Катамаран Seascape подойдет любому энтузиасту, причем не только опытному яхтсмену, но и начинающему. Его конструкция включает множество функций, которые можно найти только на больших крейсерских катамаранах. Форма подводных частей поплавков оптимизирована как для несения разумной полезной нагрузки (большая автономность), позволяющей осуществлять длительные плавания, так и для поддержания высокой скорости хода с сохранением мореходности, достаточной для плавания в прибрежных открытых водах при волнении. Паруса установлены так, чтобы сохранять как можно больше места и комфорта для экипажа, к тому же они сбалансированы, поэтому кат уравновешен. Названия поста: «“Большой” маленький катамаран» как никакое другое применимо к этому проекту. Seascape - многофункциональная лодка, предлагающая отличную альтернативу для тех, кто жаждет отправиться в плавание под парусом, но не может позволить себе по разным причинам иметь «идеальную» большую яхту. Поскольку катамаран трейлерный, владелец подобного маломерного судна может эксплуатировать его на любом ВВП доступном для автомобиля.
Доступ во внутреннее пространство поплавков осуществляется из рубки (по соображениям безопасности) и через рубочные люки на корпусах поплавков, ради уменьшения объема работ и минимализации сложностей, обычно возникающих при создании герметического водонепроницаемого входа. Тем не менее, сохраняется возможность сделать традиционный вход в корпус через полноценный брандер-щит и верхний рубочный люк. Кормовая балка бридждека не только вмещает в себя рундуки, но сама по себе является банкой, разделяющей кокпит и небольшие купальные платформы.
Как и любой водоизмещающий катамаран, рассматриваемое судно практически непотопляемо, а стало быть безопасно. И двигатель ему нужен не более, чем в 9,9 л.с.
Как же удалось совместить трейлерность, малый размер и эргономику с комфортом? Во-первых, правильная планировка, а во-вторых, подъёмная крыша рубки. Именно здесь находится верное решение.
Рассмотрим же теперь процесс самостоятельной постройки данного судна. Сразу отметим, что это будет не просто. Очень долго и очень дорого. Но всё же много-много дешевле, чем покупать такую лодку в розницу от коммерческой фирмы. Правда, необходимо заметить, ничего такого нам и не предлагают. А зачем, собственно? Что бы мы могли насладиться ходом под парусом и внушительными объёмами?
Вдруг, мы сочтём себя полноценными людьми... : )
Конструкторы этого катамарана полагают, что достаточно около 500 человеко-часов. Ну, не знаю. Я построил много маленьких лодок и не могу на основании этого опыта выносить окончательные суждения. Всё же мне представляется, что за 500 часов можно построить такой корпус, зашпатлевать, загрунтовать и подготовить под покраску. Плюс дельные вещи, плюс внутренняя отделка, плюс рангоут, такелаж, паруса, плюс двигатель, ходовые огни, радиостанция, камбуз, гальюн, генератор, элементы внутреннего интерьера... Но даже, если мы мы возьмём накруг ещё 100 - 150 человеко-часов, всё равно мы получим очень много лодки за небольшие расходы и усилия. Всё же интересно, отчего конструктор уверяет нас в столь малых трудозатратах? Рассмотрим “скелет” настоящего катамарана.
Легко заметить, что при постройке данного катамарана не нужно делать два отдельных поплавка и трамплин-бридждек между ними. На самом деле перед нами моноконструкция и все шпангоуты и стрингера - едины. Только к носу и корме начинают отделяться друг от друга поплавки. В районе же мидльшпангоута - корпус общий. Вот потому-то конструктор и утверждает, что трудоёмкость постройки такого судна невелика.
Мы тщательно приглядываемся к этому катамарану, очень хотим его построить и испытать его. Но нельзя объять необъятное, как говорил незабвенный Козьма Прутков. Может кто-то другой возмётся за это дело? И будет ему счастье!
Недостатки.
Мы не будем говорить о общих недостатках катамаранов. Ну да, они плохие лавировщики, они не очень ходят круто к ветру - истинному, притом, что почти всегда ходят круто к ветру - вымпельному. В данном случае мы получаем совершенно волшебную лодку: скоростную, трейлерную, вместительную. Очень трудно её перехвалить.
НО, самый главный недостаток этого катамарана, надеюсь, виден на поверхности. Нет фотографий! Только 3D-эскизы. Перед нами новый конструкторский проект. Как я не искал на просторах интернета, так и не нашёл никаких фотоизображений. А это значит, что не одного такого маломерного парусного судна еще не построено. А пока таких лодок не построено, все наши рассуждения эфемерны. Эй! Может кто-то, склонный к риску, найдётся, а?