Первое судно, построенное самостоятельно, без привлечения профессиональных кораблестроителей
В предыдущих постах я рассматривал разнообразные парусные лодки и моторные катера, постоянно присваивая им эпитеты типа: уникальная, интересная, необычная, выдающаяся и т.п. Чем же уникальны все ранее рассмотренные маломерные суда? Ведь, положа руку на сердце, не скажешь, что эти лодки в чем-то намного лучше остальных. Возможно я просто погорячился? Ничего подобного! Уникальность этих лодок заключается в том, что все они специально спроектированы для самостоятельной постройки частными лицами, не являющимся ни профессиональными кораблестроителями, ни хотя бы квалифицированными плотниками. Все эти лодки строятся собственными руками любителями-энтузиастами, не имеющих сколько-нибудь серьёзного специфического строительного опыта. И да, я - один из них.
Если бы мне кто-либо заявил лет так десять назад, что я смогу построить и построю самостоятельно лодку, я бы рассмеялся такому человеку в лицо. Ну да, честно лодку построил, честно на ней и утонул. И хорошо, если сам, в одного, а если утащил бы за собой друзей или родственников? Лодку наверное, думал я, построить непросто, хорошую лодку еще сложнее. А как лодку или катер спроектировать? А как правильно подобрать материалы? Из чего её делать-то? Полагаю, что меня стоит за такие мысли простить, ибо появлялись они не от чванства, а от невежества. Я просто был не в курсе...
Оказалось, что самостоятельная постройка лодок, катеров, швертботов, вообще маломерных судов - является уважаемым хобби, которым увлекаются десятки тысяч людей по всему миру вне зависимости от своих доходов и социального положения. Поскольку спрос определяет предложение, существуют сотни конструкторов (некоторые из них с мировой известностью), специально проектирующие свои лодки для таких любителей-энтузиастов, а попросту говоря - дилетантов. Конструкторы разрабатывают свои суда с учетом доступности тех или иных конструкционных материалов (как выразился однажды один из них - Дадли Дикс: “то, что можно купить в ближайшем гипермаркете”), с учетом доступной станочной и производственной базы, а также инструментов. Не забывают они и про практические навыки “самостройщиков”, поэтому конструируют основные детали и соединения так, чтоб это было по плечу любому человеку. Было бы желание, как говорится... И, разумеется, при правильной и тщательной постройке с соблюдением всех рекомендаций конструктора все эти лодки надёжны и безопасны настолько, насколько в принципе может быть безопасным отдых на маломерном судне с учётом того, что любой водоём является чуждой и враждебной для человека средой.
С чего начать?
Надо заметить, что существует два диаметрально противоположных подхода к самостоятельной постройке лодок. Кому-то очень хочется иметь маломерное судно и на нём ходить. Постройка лодки для такого человека - достаточно неприятный и нервный этап. Есть же те, которым само строительство лодки или катера приносит удовлетворение и служит сильнейшим релаксационным средством. Тут тоже могут существовать подводные камни, а именно: человек может надолго заиграться с постройкой, потонув в постоянных улучшениях, экспериментах и перфекционизме, так ничего в результате и не построив. Поэтому я рекомендую совмещать оба подхода: с удовольствием строить и очень желать приближение того момента, когда можно будет с удовольствием на построенной лодке ходить. Теперь осталось решить-то всего ничего:
1) Сможете ли вы построить лодку?
2) Зачем строить самому?
3) Выбор проекта
4) Где строить (или создание и обустройство рабочего места)
На самом деле пункты №1, №3 и №4 тесно между собой связаны и взаимовлияют друг на друга. Давайте рассмотрим всё по порядку.
Сможете ли вы построить лодку?
Источник: Постройка лодок из фанеры. Глен Л.Уитт , 3-е изд. , 1989
На русском языке не издавалась
Перевод: Сергея Баркалова
По силам ли вам построить свою лодку ? Сказать честно - никто не может дать ответа на этот вопрос, кроме вас самих. Для начала вам необходимы определенные возможности и качества, о которых мы еще поговорим позже. Постройка лодки своими руками является одним из увлекательнейших и благодарных занятий. Тем, кто делал сам мебель или перестраивал дом, знакомо это чувство гордости за свои руки. А в случае постройки лодки полученное удовлетворение будет еще выше - ведь законченное плавсредство предназначено для отдыха и развлечений не только самого строителя, но и членов его семьи и друзей.
Тип лодки и ее размеры в случае любительской постройки большей частью зависят от возможностей человека. Если вы не мастер на все руки с большим опытом за плечами, тогда лучше будет начать с постройки чего-то небольшого. Причина здесь в том, что тогда дела будут продвигаться намного быстрее и вы обретете чувство уверенности, так необходимое для начинающего. При этом также будет приобретен опыт, который может понадобиться в будущем при строительстве большой яхты...
Добавлю от себя. Как только я узнал, побывав на форуме “Катера и яхты”, что постройка парусной яхты своими руками вполне возможна, я тут же загорелся проектом “Cape Cutter 19” конструктора Дадли Дикса.
Cape Cutter 19. Красавица, не так ли?
Но что-то меня смутило в своих возможностях. Может отсутствие опыта?
Решив быть скромнее, я остановил свой выбор на таком замечательном швертботе, как PocketShip конструктора Джона С. Харриса.
PocketShip-15. Тоже шикарен!
Уже почти решившись, я привлёк к участию своего товарища, который в самый последний момент убедил меня в необходимости еще немного “урезать осетра”. Тщательно проштудировав, в который раз, все доступные мне интернет-ресурсы, относящиеся к проблематике самостоятельной постройки маломерных судов, я нехотя согласился... И не разу не пожалел!
Northeaster Dory
Простая и удобная в постройке (не требующая много места, дорогих и многочисленных расходных материалов), нетрудоёмкая, эта лодка оказалась чрезвычайно удобной в эксплуатации. Впрочем, в моих постах содержится подробное описание как PocketShip, так и Northeaster Dory, для которой я не пожалел времени на написание двух статей (так я был ей и её эксплуатационными качествами очарован). Так что, не гонитесь за размером. Однако продолжим цитирование Глена Л. Уитта...
Независимо от размеров лодки, которую вы собрались строить, начинать надо с хорошего комплекта чертежей от известного конструктора или фирмы. Не пытайтесь подходить “творчески” и создавать нечто свое. Стоимость хорошего комплекта документации многократно себя окупит сэкономленным временем и трудом. К чему эксперименты с непонятным исходом, когда речь идет о вложениях в постройку лично вашего труда и заработанных вами денег. Непродуманная и полная ошибок лодка... будет оцениваться как дрова... С другой стороны, аккуратно построенное по хорошему проекту с соблюдением рекомендаций конструктора судно даже спустя годы будет иметь стоимость, многократно превышающую стоимость вложенных в него материальных затрат...
Я считаю, что выше еще очень мягко написано. Только известный конструктор и только хорошо продуманный и проверенный популярный проект. И никак иначе. Особенно если нет опыта в постройке. Да, такой проект стоит денег, но если вы не можете купить проект, то денег на постройку лодки вам тем более не хватит.
Stir-Ven. Конструктор Франсуа Вивье. По его словам он проектирует свои лодки :"для бабушек и их внуков".
...Берегитесь советов всяких “домашних экспертов”. Есть такие любители советовать, постоянно дающие “советы специалиста”. Если они будут приставать к вам с советами, отошлите их построить что-то свое и применить эти идеи там. А за время постройки вам скорее всего придется порядком их наслушаться: “У моего брата была точно такая лодка, только длиннее метра на два и чуть шире. И еще двигатель там был стационарный. Так вот могу тебе посоветовать ...”. Не верьте ни единому слову. Если у вас крепкие нервы, просто не обращайте на таких внимания. Если нервы так себе, предложите ему пивка, выкурите пару сигарет - делайте все, чтобы человек заткнулся. И опять же, если лодка строится по проекту профессионала, только к его советам и надо прислушиваться...
Полный текст статьи доступен по этой ссылке:
http://t22nm.ru/CanYouBuild.htm По этому же поводу приведу слова известного конструктора Дадли Дикса, которого я уже упоминал в этом посте: “Лучше спросите меня лишний раз, чем того парня из яхт-клуба”.
Зачем строить самому?
Источник: Строить ли лодку ? Размышления.
(Should I build a boat? Personal thoughts. Stuart Wier)
Перевод: Сергея Баркалова
Для этого есть два хороших повода. Первый, который в той или иной степени должен обязательно присутствовать - это то, что процесс постройки приносит радость независимо от всех прочих условий. А второй повод - если вам нужна именно такая лодка и никаким другим способом ее не получить.
Если у вас есть желание строить, вы это поймете сами и в убеждениях не нуждаетесь.
Если колеблетесь - этот пост для вас.
Не надо бояться того, что у вас отсутствуют необходимые навыки. Перед каждым новым этапом сядьте и хорошо продумайте, как это будет сделано и затем беритесь за инструмент. Если не выходит, пробуйте еще и еще, пока не получится как надо. Затем переходите дальше. Не пытайтесь следовать какому-либо графику постройки. Не экономьте на материалах и инструментах. Несколько отличных инструментов, которые точно отвечают данной задаче, гораздо полезней ящика, забитого горой дешевых и ненужных...
...Иногда постройка своими силами представляет собой единственный способ заполучить конкретную лодку. Либо ее просто не купить ни новой, ни подержанной, либо её цена вам не по карману. В любом из этих случаев вы можете построить в точности что вам нужно или нечто очень похожее...
...И наконец, могут быть особые причины строить самому - это может быть семейным проектом или постройка группой товарищей. Лодка может строиться и как подарок кому-либо, т.к. в этом случае она обладает особой ценностью как сделанная вашими руками. Людям, которые строят лодки, близки такие тонкости.
Полный текст статьи доступен по этой ссылке:
http://t22nm.ru/2buildornot.htm Выбор проекта
Во многом мы уже рассмотрели, что необходимо для верного выбора. Добавим те параметры, которые ранее не рассматривались. Во-первых, это деньги. Быть яхтсменом, очень не дешевое удовольствие. При самостоятельном строительстве вы реально можете получить лодку менее, чем за полцены от розничной стоимости подобного судна “в магазине”. Но ждать особых чудес не следует. Деньги нужны. И надо быть готовым к тому, что выигрыша в стоимости достигнуто не будет. Во-вторых, это время. У любого изделия есть такой параметр, как трудоёмкость. Как шутят опытные самостройщики, скорость строительства лодки “метр в год”. Метр, не метр, но если вы не профессиональный столяр, имеющий собственную мастерскую в шаговой доступности от места жительства, то рассчитывайте на 200 - 250 человеко-часов в год. И это оптимистично. Вот поэтому я и признателен своему другу за дельный совет начать с чего-нибудь попроще. Трудоёмкость Northeaster Dory всего 150 - 180 человеко-часов. Начав постройку такой лодки в августе-сентябре, вы, с высокой степенью вероятности, получите готовое изделие к следующей навигации. В-третьих, это водоём или отсутствие оного. Если вы живёте на берегу Онеги или Ладоги, то нужен один проект, если вы живете в отдалении от крупных водных ресурсов, то вам важнее наземная мобильность маломерного судна гораздо в большей степени, чем его мореходность. И последнее, но не менее важное - пассажировместимость лодки или катера. Например, мои близкие и родные уважают моё увлечение парусами и водным туризмом, но сами по себе особенного энтузиазма по этому поводу не испытывают. Поэтому для меня не особенно важно, сколько человек помещается в лодке. Но бывает и наоборот, где вся семья в равной степени разделяет подобное увлечение, а в этом случае хочется, чтоб никто не остался на берегу :)
Выбор за вами, а от себя я посоветую всё же что-то попроще и полегче. Допустим, что у вас не так много денег, времени и инструментов. Допустим, что площадь, которую вы можете выделить под мастерскую ограничена и, представим, что стремление к свободе или выбору места применения вашей лодки превышают ваши требования к комфорту. Тогда, вот ваш первый проект:
https://bandbyachtdesigns.com/spindrift от B&B yacht designs.
Лодка не сложна в постройке, а на выходе вы получаете парусно-вёсельную лодку. Мотор ей не нужен. Для тех же, кто считает, что очень даже нужен, есть выделенное место на укреплённом транце под подвесной двигатель. Лодка представляет собой небольшой швертбот с парусным вооружением кэт. Имеет линейку размеров от 9 (2,756 м) до 12 футов (3,657 м). Всего четыре габаритных размера, выбираемых в зависимости от желаемой вместимости и грузоподъёмности. Масса наибольшего по размерам 12-футового швертбота ~ 55 кг. Два человека легко перенесут его от автомобиля к урезу воды даже по пересечённой местности.
Самое интересное и любопытное в этой лодке, так это то, что она может быть исполнена в двух вариантах: цельном и разборном. Да, лодка разборная.
Будучи разборной, такая лодка помещается в багажник универсала. Ещё и место для вещей остаётся, поскольку любая лодка имеет внутренний объем (как у корыта :). Обратите внимание, что у этой лодки даже вёсла составные, разбираются на две части и имеют специальные ниши-крепления с внутренних сторон бортов и абсолютно не мешают экипажу, впрочем как и швертовый колодец.
Если же строитель и будущий владелец предпочитает неразборную версию швертбота (а в этом может быть свой резон), то техническая документация предоставляет и иной вариант внутренней планировки:
Лодка ходкая, эстетически привлекательная, очень вместительная для своих размеров (конструкторы утверждают, в вёсельном варианте без труда помещаются четверо человек). Вещь! Такую не купишь. А вот сделать её запросто. Проект, как и положено, включает в себя техническую документацию, чертежи, шаблоны для корпуса и деталей, а также руководство по постройке. То есть ровно то, что нужно.
Где строить?
В зависимости от выбранного проекта, ответ на этот вопрос может варьироваться очень сильно. Но, если мы, скажем, выбираем вышеприведённый проект небольшого парусного швертбота или подобный, всё относительно не сложно. Строить можно на даче в сарае-мастерской. Если нет мастерской, можно соорудить простой навес. Конечно, непогода, дожди и морозы приостановят ваше строительство, но из-за малых размеров этой лодки вы всегда найдёте как и где её укрыть. Нет дачи? Сгодится любой гараж. Полагаю, что при желании можно договориться о коворкинге на разумных условиях с какой-либо столярной мастерской, куда с большой лодкой вас не пустят даже за большие деньги. Еще раз повторюсь: было бы желание. А эта лодка себя покажет!
А после окончания строительства лодки у вас появится отличный навес для автомобиля :)
Инструмент
Вот про это чуть не забыли. На самом деле ничего особенного не нужно. Лобзик, шуруповёрт, электродрель, отвёртки, пилы, ножовка, рубанок, нож-макетник, обычные ножницы, карандаш, набор линеек и лекал, крепёж и обязательно комплект струбцин (много струбцин). Вот собственно и всё и, одновременно, не всё. Начав с малого, вы будете расширять ассортимент своих инструментов, разменивая деньги на качество и сэкономленное время. Как бы мне не хотелось самому всё рассказать, но иногда лучше воспользоваться чужими словами. В этом посте я часто ссылаюсь на Сергея Баркалова. Это потому, что он самостоятельно построил большую яхту в 90-е годы, когда никакой информации по интересующему нас предмету практически не было. Сергей был вынужден самостоятельно прорабатывать эти задачи, в том числе переводя иностранную литературу. И хотя ряд положений на которые он указывает уже устарел из-за смены эпох, лучше, чем он, не напишешь:
http://t22nm.ru/Tools.htm P.S. Полезные ссылки:
Сайт Сергея Баркалова:
http://t22nm.ru/Форум Катера и Яхты:
https://forum.katera.ru/Видеоуроки по самостоятельной постройке лодок и каноэ
от Александра Холодникова:
www.youtube.com/playlist?list=PL5ovv-fLu8dS7mXi-sGrAmMTj2N350S5i Как строят каноэ в Америке:
Click to view