Представьте себе, что ваша парусная лодка стоит у причала в пункте “А”. Замечательный уединённый залив с пляжем, пологим чистым дном, прекрасными видами находится в пункте “B”. Расстояние между “А” и “B” ― 15 морских миль. Поскольку рассуждаем мы относительно отечественных ВВП (внутренние водные пути) и больших водоёмов (Селигер), то у нас очень небольшая парусная яхта или швертбот. Например, швертбот класса “Микро”. Характерные скорости для такого парусного судна ― не более 5 узлов (миль в час) под парусами в лучшем случае, а под мотором ― немногим быстрее. Таким образом, время прохождения дистанции между “А” и “B” составит около 3 часов только в одну сторону. А ведь нужно будет вернуться обратно. Ох... неудобно же. На отдых, любование видами и прочие удовольствиями остается не так уж много времени. Или надо идти на пару дней, что не всегда возможно. Конечно же, глиссирующий катер с легкостью преодолеет такую дистанцию туда и обратно, но мы то говорим о парусных и парусно-моторных лодках, которые если и ходят под двигателем, так только в водоизмещяющем режиме.
Можно рассмотреть другой вариант водного отдыха ― многодневный поход. Кажется, что скорость в данном случае не так критична, но предполагаемое время в пути необходимо подкрепить соответствующими запасами продовольствия, воды и прочими необходимыми вещами. Чем тише едем, тем больше припасов и времени нужно иметь про запас, а хочется увидеть как можно больше и пройти как можно дальше, желательно налегке, не обременяя себя большим грузом. Как же можно решить данную задачу?
Прежде, чем перейти к способам решения, хотелось бы определиться с некоторыми вводными. Разумеется, два выше указанных варианта отдыха совсем необязательны. Расстояние между “А” и “B” может быть небольшим, 3 - 5 миль, скажем. Тогда проблемы скорости не существует. Однако так бывает не всегда. В нашей стране есть большое количество людей, которые с радостью хотели бы иметь парусную лодку и использовать её в качестве рекреационного средства для отдыха и путешествий по ВВП. Что же им мешает?
1) Недостаточное количество больших по площади водных ресурсов (или “низкое качество” ВВП с точки зрения парусного спорта / туризма).
2) Большое транспортное плечо, затрудняющее маневр между ВВП.
3) Крайне ограниченный срок навигации, связанный с северным расположением нашей страны.
Если со вторым или третьим пунктами все готовы согласиться, то первое утверждение кажется невероятным! Ведь вся европейская часть бывш. Советского Союза перенасыщена реками, речками, озерами, прудами и т.п. К сожалению для походов под парусом или мотором эти водные ресурсы не всегда подходят. От одного берега оттолкнулся, пока поставил паруса или завел мотор ― в другой уткнулся (да и камыши с комарами вносят свою лепту).
На приведенной карте водных путей единой глубоководной системы России легко обнаружить все крупные, достойные туризма и рекреации водные ресурсы в европейской части РФ (обратите внимание на характерные глубины водных ресурсов и кол-во шлюзов). Не составит труда представить и расстояния между существующими рекреационными зонами и время на перемещение между ними.
Суровые погодные условия и ярко выраженная сезонность резко ограничивают общее время навигации. Рекреационный водный парусный спорт и туризм внутри России возможен не более 4,5 - 5 месяцев в году. С учетом возможных отпускных графиков и выходов на воду в течение лишь нескольких летних выходных, ходовых дней получается еще меньше. В результате мало парусных лодок. Мало парусных лодок ― нет необходимой инфраструктуры для их обслуживания (марин, причалов, клубов, слипов...). Нет необходимой инфраструктуры ― нет лодок. Замкнутый круг.
Получается, что наилучший народный ответ ― всевозможные надувнушки, в том числе с подвесным мотором. Но мы же не хотим ходить на надувнушках, правда? Мы хотим парусные лодки!
Итак, какие же лодки нам нужны? Ответ: скоростные, легкие, перевозимые на трейлерной тележке или вообще на установленном на крыше автомобиля багажнике. Лодки должны иметь возможность изменения осадки и подхода вплотную к необорудованному берегу и, конечно же, сброса на воду с необорудованного берега. Ах, да! По возможности не создавать проблем с их хранением. Такие лодки не должны бояться мелей и легко переноситься силами одного или двух человек. Вот одна из таких лодок ― Trika-540. Прошу любить и жаловать.
Trika-540.2 ― это универсальный парусно-весельный разборный тримаран для одного или двух человек. Он был разработан в качестве многофункционального, скоростного, маневренного спортивного судна, отличающегося простотой управления. Тримаран Trika-540 специально разработан и оптимизирован для отличного хода как под парусом, так и под вёслами. Конструкция судна представляет собой основной корпус-каяк с двумя поплавками-аутригерами по каждому борту. Такое решение придает судну стабильность и высокую остойчивость. Поплавки-аутригеры (амы) могут складываться параллельно корпусу, что позволяет тримарану легко маневрировать в узкостях, а также облегчает швартовку и высадку-посадку.
Тримаран может конвертироваться в простой гребной каяк. Оставляем аутригеры, рулевое устройство, паруса с мачтой на берегу ― и вперед! Наслаждаемся ходом под вёслами.
Установите поперечные балки с аутригерами, свободностоящую мачту, поднимите грот, ― и у вас будет остойчивое и скоростное парусное судно. Стаксель на закрутке и минимум дельных вещей позволяют без проблем управляться тримараном под парусами одному человеку.
И последнее, но не менее важное, оба аутригера в походном положении размещаются внутри основного корпуса. Это принципиально упрощает транспортировку тримарана автомобилем или его хранение вне сезона навигации.
Преимущества тримарана Trika-540:
- Скоростной (до 10 узлов) и остойчивый тримаран для одного или двух членов экипажа
- Сборка / разборка тримарана занимает не более 25 минут, никаких инструментов не требуется
- Складываемые / съемные аутригеры, размещающиеся при хранении или транспортировке в основном корпусе
- Конвертация тримарана в гребной каяк и обратно
- Настоящий, легкий картоп (перевозка на крыше автомобиля), не нужен трейлер
- Свободностоящая, двухсекционная алюминиевая мачта
- Грот с одним рифом и стаксель на закрутке
- NACA-профилированные руль и шверт
- Более 180 литров служебного объема для размещения грузов и вещей членов экипажа
- Не требует получения прав и регистрации в ГИМС
- Не требует дополнительного места в гараже
Trika-540 ― компактный разборный тримаран, предназначенный для использования на ВВП, идеально подходящий для озер, рек и заливов. Стройные и изящные пропорции корпуса и поплавков-аутригеров создают очень малое сопротивление, поэтому это очень быстрый маленький крейсер, способный развивать скорость до 10 узлов на умеренном ветру. В нашем первом примере такая парусная лодка спокойно преодолеет расстояние между пунктами “A” и “B” за полтора часа. Да и очень весело идти с такой скоростью (до 18 км/ч). Получается, что мы сделаем почти все парусные лодки, которые попадутся нам на пути, как “стоячих”! Особенно свойства этого тримарана раскроются во время похода. На большой воде идём под парусами. В реках, протоках и узкостях мы используем простое двухлопастное весло для продвижения вперед.
Не страшны нам и завалы, плёсы, переволоки. Тримаран в снаряженном состоянии весит 77 кг. А масса основного корпуса ― всего 35 кг. Перенести двум взрослым мужчинам это судно не составит никакого труда. А можно тримаран и разобрать. Тогда управится в состоянии и один человек.
Есть ли у тримарана Trika-540 недостатки? Да, есть. Во-первых, экипаж всего 2 человека. Больше не поместится. Во-вторых, есть ограничения по водоизмещению и грузовому объёму. В-третьих, этот тримаран не предназначен для серьёзных штормов. Но мы бурю переждем на берегу, в уютной палатке, а когда всё утихнет, пойдём дальше. Это парусное судно многофункционально, просто в использовании и предоставляет столько преимуществ, что требовать от него что-либо ещё просто излишне. Ему не нужны яхт-клубы, причалы, специально подготовленные выходы к воде и т.п. Тримаран Trika-540 очень дружелюбен к своему владельцу и помогает преодолевать все инфраструктурные ограничения, которые мы кратко обсудили выше по тексту.
Ну а если у нас много друзей-единомышленников или большая семья, и что делать если в лодку попасть хочется всем? Есть и другие варианты, но об этом в следующий раз...
Спецификация:
Длина корпуса - 5,4 м
Ширина корпуса - 0,7 м
Длина амы (аутригера) - 3,36 м
Max ширина (амы развернуты) - 3,28 м
Min ширина (амы сложены) - 1,30 м
Осадка корпусом - 0,12 м
Осадка швертом - 0,7 м
Масса корпуса - 35 кг
Масса снаряженная - 77 кг
Полезная нагрузка (max) - 200 кг
Экипаж - 1-2 чел.
Грот - 5,5 м2
Стаксель - 2,3 м2
Высота мачты: - 5,10 м
Click to view
Click to view