Между делом перевел колонку главного редактора консервативной "Польской мысли", русофила Яна Энгельгарда. Статья называется "Друзья" Украины". Что-то там покажется весьма наивным (в концовке материала), но статья ценна тем, как сами поляки относятся к украинским событиям. Тем более, что есть стереотип о повальной ненависти поляков к России, а материал показывает, что польское отношение к происходящему сложнее и не подводится под один трафарет. Конечно, "Польская мысль" - это все лишь одно из многих периодических изданий и далеко не самое влиятельное, но все же отражающее мнение части польской интеллигенции.
«Друзья» Украины
Мы переживаем в Польше так называемую украинскую горячку, часто принимающую масштаб комичный, гротескный, но и страшный.
Это потому что правительственные органы печати, медиа, самоуправление, и так называемые институты, формирующие общественное мнение, устроили нам спектакль, который в явном большинстве поляков вызывает отвращение и ужас. Прежде всего, эффективно зачищены все голоса против или даже ставящие вопрос о смысле такого ангажирования польским государством одной из сторон украинского конфликта. Это показательное морально-политическое единство воспринимается поляками с возрастающим негодованием и недоумением. Знаем об этом только потому, что есть интернет, который, пока еще, остается вне досягаемости нашего мейнстрима.
Даже поверхностный анализ комментариев на форумах самых крупных порталов (главный onte.pl) ясно показывает, что конкретное большинство интернет пользователей выступает против политики Польши на Украине, выступает против присутствия партийных политиков на Майдане, против перехода к порядку, игнорирующему тот факт, что главной силой этой «революции» были парамилитарные бандеровские формирования. Повсеместное неприятие официальной политики и пропаганды имело место в день, когда премьер провозгласил акцию по зажжению свечей в окнах в память о жертвах Майдана. Свечек поляки не зажгли. Повсеместное возмущение вызвала информация о том, что польские больницы открыты для «боевиков» Майдана, по большей части членов бандеровских военных организаций, таких как Правый сектор или Тризуб Ст. Бандеры.
Имеем здесь дело с тем, что можем определить как здоровый национальный инстинкт. Во-первых, вопреки 20-летней индоктринации среднестатистический поляк не убежден, что «добывание» Украины и направление ее против России является «польским национальным интересом» или «быть или не быть Польше». Этот шар надувают очень нахально, чего у нас не любят, несмотря на то, что в эти клятвы поляки обычно верят. Среднестатистический польский интернет пользователь высказывается о польских национальных интересах с большим пониманием дела чем десятки псевдоэкспертов и политиков. Поляк не верит тому, что мы постоянно живем во времена СССР, а Москва ни о чем другом и не думает как только о нападении на нас и новом захвате. Поляк удивляется тому, что упорно провоцируем государство, с которым имеем гигантский товарооборот, отсутствие пограничных и иных конфликтов - и единственным постоянно подсовываемым нам под нос «аргументом» является Катынь и война 1920 года. Одновременно поляк удивляется тому, что бандеровские преступления властями преуменьшаются, память о них неохотно затрагивается, а обычно вообще вычищается. Ну и, возмущает его факт, что наследников тех, кто совершили резню польского народа, представляют у нас как героев, сражающихся за свободу и демократию. И наконец, поляк знает, что наша «украинская горячка» является не выражением какого-то амока, но реализацией посредством Польши задания, которое было определено нам за пределами нашего Отечества.
События последних недель показали еще кое-что важное. Показали, что война между ПиС и Гражданской платформой является маскарадом. Обе эти партии реализуют один сценарий, проводят одну политику, имеют одинаковый взгляд на польскую восточную политику, наконец, одинаково презрительно относятся к народу, который ее не поддерживает. Оба эти формирования, происходящие из одного идейного корня, в течение 10 лет изображают между собой борьбу. Как только появляется кто-то, кто им угрожает, кто сформулирует иную программу для Польши, иные приоритеты, молниеносно объединяются для уничтожения чужака. Майдан показал нам эту суровую правду как никогда. «Газета Выборча» и «Польская газета» били в одни бубны, восхваляли тех самых бандеровских героев, клеймили совместно врагов как на Украине, так и в Польше, особенно «русских агентов», в состав которых зачисляли всех, кто не соглашался охотно вставать на крик «Слава Украине, Героям слава!».
Все эти действия происходили и происходят под лозунгом «Да здравствует Украина». Это мистификация - де-факто польская политика враждебна Украине, той, которая пока еще существует. А та реальная Украина - это государство, составленное из двух народов, рыхлое и конфликтогенное. Это хрупкое равновесие, которое - нравится это кому-то или нет - гарантировал Виктор Янукович, оказалось разрушено. Здесь не оцениваю Януковича как человека и политика, поскольку сейчас его никто не защищает и быть может правильно, но это он гарантировал единство Украины. Композиция была простой: бандеровская резервация на Западной Украине, центральная власть в Киеве и русскоязычный Восток. Бандеровская резервация была Киевом терпима, центральная власть много позволяла, с культом Бандеры и другими выходками. Все во имя сохранения хрупкого единства. Мы неоднократно в Польше удивлялись тому, что Киев такой пассивный. Почему это терпит? Сейчас, может быть, сам Янукович об этом жалеет, но тогда казалось, что этот статус-кво продлится долго. Не предвидел того, что бандеровцы двинутся на Киев, что будут главной силой, разбившей золотые ворота в Киеве, через которые варвары ворвались в город. Не предвидел, что они будут иметь разрешение Запада (в основном США и Польши) на вооруженное вторжение в центр украинской власти. Не предвидел того, что в решающую минуту будет предан теми, кто уже готовился к приветствию победителей.
Следовательно, длительно готовившаяся операция «Киев», имевшая целью не доставку Украине «свободы» или «демократии», но вбивание заостренного кола в живот России - является настоящим ударом по Украине. Она оказалась использована в игре в большие геополитические шахматы как обычная пешка, которой жертвуют для большей выгоды. США, которые выложили за последние 10 лет более 5 млрд. долларов на подготовку этой операции, уже, когда их человек, как его назвал посол США в Киеве в подслушанном телефонном разговоре с представительницей Государственного департамента, или Арсений Яценюк, стал премьер-министром правительства - пожертвовали Украине … 1 миллиард долларов на спасение экономики! Так же поступил ЕС. Украина была нужна только для того, чтобы навредить Путину, испортить ему Олимпиаду в Сочи, чтобы взять реванш за поражение в Сирии, за Сноудена, за «преследование геев» и Пусси Райот, за то, что не подчинился новому мировому порядку и возвращается к православию. Роль полезного идиота сыграли бандеровские организации, которые якобы идеологически враждебны западному либерализму, но де-факто исполнили роль его передового отряда. Польша в этой игре также была пешкой, которая не сумела определить наших реальных интересов, поступить как Венгрия или Чехия. Поддерживая бандеровский мятеж, она направила удар в украинское государство, в украинский народ. Еще недавно на восточной Украине поляков приветствовали как братьев, сейчас услышав польскую речь - стискивают кулаки. Это и есть первый настоящий «успех» этой «политики».