СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ, НИКОЛАЙ МАЗУРЕНКО: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЛИСТОК. 21 СЕНТЯБРЯ. Петербургский век. Анекдот.

Sep 22, 2014 17:11






ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕК
9 сентября ст.ст. - 21 сентября н.ст. 1899 года



Кулачный бой.
Художник Ф.Г.Солнцев. 1836 год.

КУЛАЧНЫЕ БОЙЦЫ
Прочитал в газетах нечто эпическое. Пишут о кулачных боях, происходящих на Шлиссельбургском шоссе. Что-то совсем в стиле лермонтовской былины о купце Калашникове и удалом опричнике… И в самом деле, - с одной стороны, полотно Николаевской железной дороги, так сказать, культура и цивилизаия, а с другой - бой на












Кулачный бой.
«Песня про молодого опричника и удалого купца Калашникова».

шлиссельбургском тракте, на овсяных и картофельных полях, кулачный бой, совсем как при царе Иване Васильевиче на Москве-реке. Собственно говоря, кулачные бои у нас никогда не прекращались. В Белокаменной они перешли с Москвы-реки на «Балканы», а в Петербурге были исстари на Неве, на льду. Бились тут с охтянами калашниковские крючники. Потом, когда невские берега обстроились, место боя постепенно передвигалось



Кулачный бой.
Художник Александр Сергеевич Кривонос.

вверх по Неве к фарфоровым заводам и, наконец, перешло на сушу, на Шлиссельбургское шоссе. Фабричные заменили доблестных охтян и богатырей-крючников. Примкнули к бойцам и жители окрестных сел… Прежняя потеха стала буйством и безобразием. Даже некоторые «благородные» правила боя, например, «лежачего не бьют», теперь утратились… Гармоника и водка подбодряют бойцов…
БОРЕЙ

МИМОХОДОМ
…У нас постоянно раздаются жалобы на неимение хороших мест для купания, даже на полнейшее отсутствие их. Вода в каналах признана местными светилами чуть ли не ядовитой, и даже вода в Неве не рекомендуется ими. А между тем в Петербурге существует кружок купальщиков, состоящий из 17 членов, задавшихся целью купаться круглый год невзирая на страхи, внушаемые светилами медицины. Вчера, 8-го сентября, кружок перебрался на свою зимнюю квартиру - в купальню против 1-го кадетского корпуса. Здесь они будут купаться с сентября по май… Зимняя купальня обставлена всеми удобствами, какие можно требовать.



Эмблема Слоновой партии России.
Художник Алексей Александрович Коцюбинский. 1996 год.

ИЗВЕСТНО:
При императрице Елизавете Петровне
в Санкт-Петербурге в 1742 году жило 14 слонов,
а при последних трех губернаторах - НИ ОДНОГО!

ПРОГУЛКА СЛОНА ПО ПЕТРОВСКОМУ ПАРКУ
Богатый и интересный зверинец г. Клейберга приютился в Петровском парке, что близ Тучкова моста. Когда бывали гулянья Городского попечительства о народной трезвости, из зверинца выводили громадного дрессированного слона и водили по всем



Служитель Санкт-Петербургского зоосада в вольере у слонов.
Фото 1910-х годов.

аллеям парка. Слон всегда очень охотно совершал эти прогулки, хлопал ушами и весело мотал хоботом. Гуляющая публика толпами провожала слона по всему пути его прогулки.
Петербургский листок,
1899, № 247, 9 (21) сентября.



Слоновая партия России (СПР)
уже много лет постоянно выступает в прессе.
Газетная вырезка:
Надежда Максимова.
Подарит ли Буш Петербургу слона?
- Смена, 2006, 17 ноября.

О НОВОМ ЗДАНИИ ЧИТАЛЬНОЙ И КНИГОХРАНИЛИЩ
ИМПЕРАТОРСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Постройка здания читальной и книгохранилищ быстро близится к окончанию. Освещаться читальня будет электричеством посредством вольтовых дуг, тогда как старый читальный зал освещался посредством лампочек накаливания. В новом читальном зале будет 8 больших электрических фонарей молочного цвета, каждый фонарь светом в 1500 свечей; свет от фонарей будет отражаться на потолке и стенах, а оттуда отраженные лучи будут падать на столы. Особенное внимание обращено на вентиляцию, которая будет незаметна и нечувствительна для посетителей библиотеки. 760 куб. метров воздуха будет заменяться в читальной зале в течение одного часа. Воздух для вентиляции будет подогреваться, увлажняться и пропускаться чрез особо приспособленные фильтры. Около читального зала будет помещаться аван-зал, в котором будут находиться многочисленные справочные издания, и где будут вывешены всевозможные географические карты всего мира. Особенно будет интересна единственная во всем свете стена - карта России. На бесконечно движущемся полотне, где посредством нажатия электрической кнопки карта начинает вращаться и моментально, при оставлении кнопки, карта останавливается на желаемом градусе. Длина всей карты 12 аршин (10 верст в дюйме), на которой будут подробнейшим образом обозначены города, местечки, села, деревни и поселки. Пол читальной вымощен метласскими плитками.



Уничтоженная в 1960-х годах коммунистами
петербургская Греческая церковь.
Открытка 1900-х годов.

НОВЫЙ СКВЕР
предположено устроить на площади перед Греческой церковью против Малой Итальянской улицы.



Здание Санкт-Петербургской консерватории.
Открытка 1900-х годов.

ГОДОВЩИНА КОНСЕРВАТОРИИ
С.-Петербургская консерватория справляла вчера престольный праздник своей церкви и годовщину своего основания. По этому случаю в 10.30 час. утра была отслужена божественная литургия, а затем молебствие. На торжестве присутствовали: почетный член Императорского Русского музыкального общества и член Государственного Совета Стояновский, директор Императорского общества г. Клименко, директор консерватории г. Бернгард, профессора и преподаватели. После молебна состоялся в залах консерватории завтрак, во время которого провозглашено много тостов. Между прочим, была приветствована г-жа Ирецкая, для которой вчерашний день был юбилейным днем ее 25-летней преподавательской деятельности в консерватории.
Петербургская газета,
1899, № 247, 9 сентября.

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО




ПЕТЕРБУРГСКИЙ АНЕКДОТ



Дом с башней на Таврической улице
(«Башня Вячеслава Иванова»).

ВОПРОС О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ
АНТИЧНОГО ЭРОСА
На «Ивановских средах» встречались люди очень разных даров, положений и направлений. Мистические анархисты и православные, декаденты и профессора-академики, неохристиане и социал-демократы, поэты и ученые, художники и мыслители, актеры и общественные деятели, - все мирно сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на темы литературные, художественные, философские,



Вячеслав Иванов.

религиозные, оккультные, о литературной злобе дня и о последних, конечных проблемах бытия. Но преобладал тон и стиль мистический. Сразу же создалась атмосфера, в которой очень легко говорилось. В постановке тем и в характере, который приняло их обсуждение, быть может, не хватало жизненной остроты, и никто не думал, что речь идет о самых жизненных его интересах. Но образовалась утонченная культурная лаборатория,  место встречи разных идейных течений, и это был факт, имевший значение в нашей идейной и литературной истории. Многое зарождалось и выявлялось в атмосфере этих собеседований. Мистический анархизм, мистический реализм, символизм, оккультизм, неохристианство, - все эти течения обозначались на средах, имели своих представителей. Темы, связанные с этими течениями, всегда ставились на обсуждение. Но ошибочно было бы смотреть на Среды как на религиозно-философские собрания. Это не было местом религиозных исканий. Это была сфера



Бог любви Амур (Купидон, Эрот, Эрос).

культуры, литературы, но с уклоном к предельному. Мистические и религиозные темы ставились скорее как темы культурные, литературные, чем жизненные. Многие подходили к религиозным темам со стороны историко-культурной, эстетической, археологической. Мистика была новью для русских  культурных людей, и в подходе к ней чувствовался недостаток опыта и знания, слишком  литературное к ней отношение.



Аполлон, Гиацинт и Кипарис,
занимающиеся музыкой и пением.
Художник А.Иванов. 1834 год.

То было время кризиса и идейного перелома в русском обществе, в наиболее культурном его слое. На «среды» ходили люди, которые группировались вокруг журналов нового направления - «Мира искусства», «Нового пути», «Вопросов жизни», «Весов». Повышался уровень нашей эстетической культуры, загоралось сознание огромного значения искусства для русского возрождения. И как-то сразу же русское литературно-художественное движение соприкоснулось с движением религиозно-



Гомоэротическая сцена.
Роспись на чернофигурном сосуде.
Около 540 г. до н.э.

философским. В лице Вяч. Иванова оба течения были слиты в одном образе, и это соприкосновение разных сторон русской духовной жизни все время чувствовалось «на средах». Но ничего не было узко кружкового, сектантского. В беседах находили себе место и люди другого духа, позитивисты, любившие поэзию, марксисты со вкусами к литературе. Вспоминаю беседу об Эросе, одну из центральных тем «сред». Образовался настоящий симпозион, и речи о любви произносили столь различные люди, как сам



Любовники в парке.
Художник Михаил Александрович Зичи.

хозяин Вячеслав Иванов, приехавший из Москвы Андрей Белый и изящный проф. Ф.Ф.Зелинский, и А.Луначарский, видевший в современном пролетариате перевоплощение античного Эроса, и один материалист, который ничего не признавал, кроме физиологических процессов. Но господствовали символисты и философы религиозного направления. Частыми посетителями и участниками собеседований по средам были Е.Аничков, М.Волошин, Л.Габрилович, проф. Ф.Зелинский, Вяч.Г. Каратыгин, проф. Н.Котляревский, В.Мейерхольд, В.Нувель, проф. М.Ростовцев, Ф.Сологуб, Г.Чулков, К.Сюнненберг. Часто бывали, но сравнительно редко говорили А.Блок, Бакст, Добужинский, С.Городецкий, М.Кузмин, К.Сомов, А.Ремизов, П.Соловьев. Реже можно было встретить Д.Мережковского, З.Гиппиус, Д.Философова, А.Карташева, а также В.Розанова. Нередко Среды были посвящены поэзии, и многие молодые поэты впервые читали там свои стихи. Собрания по средам постепенно начали расширяться, появлялись все новые и новые люди. В Петрограде много говорили об



Поцелуй (Силуэт).
Художник Константин Андреевич Сомов. 1906 год.

«Ивановских средах», они вызывали к себе интерес в разных кругах, иногда очень далеких. На одной из сред, когда собралось человек 60 поэтов, художников, артистов, мыслителей, ученых, мирно беседовавших на утонченные культурные темы, вошел чиновник охранного отделения в сопровождении целого наряда солдат, которые с ружьями и штыками разместились около всех дверей. Почти целую ночь продолжался обыск, в результате которого нежданным гостям пришлось признать свою ошибку. В эту ночь из передней пропала шапка Мережковского, который написал на эту тему статью в газете. Политики на «средах» не было, несмотря на бушевавшую вокруг



Амур и Психея.
Скульптурная группа
в Летнем саду Санкт-Петербурга.

революцию. Но дионисическая общественная атмосфера отражалась на «средах». В другую эпоху «Среды» были бы невозможны. На третий год своего существования собрания по средам начали вырождаться, они потеряли свой интимный характер и стали слишком многолюдными.



«Книга маркизы».
Художник Константин Андреевич Сомов.



…И тут явилась полиция.
Карикатура начала XX века.

Николай БЕРДЯЕВ.
«Ивановские среды».

Подготовил
Сергей ЛЕБЕДЕВ




ОКОНЧАНИЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Александр Блок, Публичная библиотека, историк Сергей Лебедев, журналы, художники, историк Николай Мазуренко, Петербургский век, праздники, культура, мистицизм, Петербургский анекдот, десять лет назад, Николай Мазуренко, слоны, музыка, Соловьев, Нева, Слоновая партия России, Охранное отделение, полиция, Сергей Лебедев, анекдоты, Петербургский листок, библиотеки

Previous post Next post
Up