.
Сергей Лебедев:
НОМЕРНЫЕ ЗНАКИ
ДОМОВ ПЕТЕРБУРГА
ЗАМЕТКИ И НАБЛЮДЕНИЯ
Под редакцией Н.В.МАЗУРЕНКО
Санкт-Петербург. 2013 г.
Указательная табличка на здании Кабинета.
Невский проспект, дом № 39.
Фото 2007 года.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
По велению императрицы Екатерины II
В XIX веке
На рубеже столетий
В 1980-х годах
В наше время
Библиография
Примечания
Улица Савиной.
Фото середины 2000-х годов.
Набережная реки Мойки, дом № 100.
Фото 2008 года.
ВВЕДЕНИЕ
Таблички с указанием названий петербургских магистралей на стенах домов неоднократно менялись. Менялась и форма номерных знаков на зданиях. На них в дореволюционное время рядом с парадным подъездом писали номера квартир и этажей, а также имена жильцов. В годы «советской власти» имена «квартиросъемщиков» не писали, ибо в одной многокомнатной квартире могли жить разные семьи. Такое жилье именовалось коммунальным, а квартиры - «коммуналками».
Интересно отметить, что принцип установки номерных знаков на фасадах домов и табличек с названиями улиц на угловых домах, заложенный приказами императрицы Екатерины II, стал городской традицией и неукоснительно соблюдался Санкт-Петербургской Городской Думой впоследствии. Он и сегодня действует - правда, в конце 1980-х - начале 1990-х годов таких указателей становилось все меньше и меньше. Так, во время «горбачевской перестройки и после нее с угловых зданий Невского проспекта исчезли почти все бронзовые таблички с надписью «Невский проспект», установленные после войны, и все номерные знаки.
Номерной знак
Табличка-указатель на фасаде дома
по набережной реки Фонтанки.
Фото 2007 года.
Сегодня номерные знаки - привычный элемент городского пейзажа; правда, не всегда их можно считать знаками: иногда это просто надписи на зданиях, нанесенные краской по трафарету.
В исторической части города более привычны глазу знаки в виде полукруга, на который нанесено название улицы, площади, переулка, проспекта или линии (это, видимо, наследие XIX века) и номера дома, словно маленькой треуголкой «выпирающего» из стены. Имена магистралей на таких знаках видны похуже, чем номера домов, так как шрифт их мельче; зато номера видны с трех сторон.
В начале и конце квартала на угловых домах крепятся указатели с названием улицы, которое видно более отчетливо. В так называемых «спальных» районах на зданиях однотипной застройки укреплены крупные плоские панели с названиями магистралей, номерами домов и корпусов.
Табличка-указатель на фасаде дома
по переулку Джамбула.
Фото 2007 года.
Императрица Екатерина II.
Художник Ф.С.Рокотов. 1780 год.
ПО ВЕЛЕНИЮ
ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II
8 (19) мая 1768 года императрица Екатерина II повелела генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Н.И.Чичерину: «Прикажи на концах каждой улицы и каждого переулка привешивать досок с имяни той улицы или переулка на русском и неметском языке; у коих же улиц или переулков нет еще имян, то изволь оных окрестить. Форм же досок получе и почище зделать, хотя без многих украшений, но просто». (1)
Исполняя императорский приказ, в Санкт-Петербурге начали устанавливать на фасадах многих домов доски с указанием названия магистралей, а также знаки с обозначением городских частей и кварталов.
СПРАВКА
ЧИЧЕРИН Николай Иванович (1724-1782) (2) - генерал-аншеф, сенатор. Участник Семилетней войны. В 1760 году генерал-майор, киевский обер-комендант. Санкт-Петербургский генерал-полицмейстер, назначен на эту должность в 1764 году и исполнял ее до 1777 года. На своем посту много сделал для благоустройства Санкт-Петербурга, курировал в Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы полицейские и хозяйственные функции. Отставлен со своего поста императрицей Екатериной II, которая обвинила его в нерасторопности во время катастрофического наводнения сентября 1777 года, в результате которого погибло несколько тысяч человек, а городскому хозяйству был нанесен огромный ущерб. Жил в Санкт-Петербурге: в 1771-1782 годах в собственном доме на Невский проспекте (ныне дом № 15).
Доска с обозначением набережной Невы в XVIII веке.
Дворцовая набережная, дом № 34 - угол Зимней канавки.
Мрамор, установлена в 1768 году.
На табличках, установленных по приказу императрицы Екатерины II на угловых домах на перекрестках, кроме названий улиц, были проставлены номера первого и последнего дома, расположенного по линии данной магистрали. При этом направление движения от меньшего к большему числу указывалось стрелкой. Затем такие указательные знаки исчезли.
Доска с обозначением набережной Невы в XVIII веке.
Дворцовая набережная, дом № 34 - угол Зимней канавки.
Изначально из мрамора, установлена в 1768 году.
Воссоздана в мраморе в 1969 году с новой редакцией текста.
С Екатерининских времен, то есть со второй половины XVIII столетия, в Санкт-Петербурге на фасадах городских зданий сохранился лишь один такой номерной знак - он укреплен на здании Старого Эрмитажа, на углу фасада, выходящего на Дворцовую набережную (дом № 34) и набережную Зимней канавки. Эта мраморная доска, установленная в 1768 году, сообщает на двух языках, что здание стоит на Почтовой набережной. (3)
Вторая доска с обозначением набережной Невы «Дворцовая», изначально из мрамора, установлена в том же году там же, но со стороны Дворцовой набережной. Ее воссоздали в мраморе в 1969 году с новой редакцией текста. (4)
Таким образом, с именем столичного обер-полицмейстера Н.И.Чичерина связана самая первая развеска указательных уличных знаков. Обычай указывать названия улиц на досках был введен при императрице Екатерине II Великой - при Петре I улицы «Санкт-Питер-бурха» названий не имели. Первые официальные названия городских магистралей появились только в 1738 году - в конце царствования грозной императрицы Анны Иоанновны. (5)
Описывая в 1721 году Санкт-Петербург времени Петра Великого Фридрих-Христиан Вебер сообщал: «Однако удивительно, что ни одна улица в Петербурге не имеет названия, а один другому описывает место, о котором спрашивают, называя того или иного, живущего в этой местности, пока не назовут такого человека, которого знают, а затем приходится продолжать расспросы». (6)
Арка Зимней канавки и Старый Эрмитаж.
Угол Дворцовой набережной и бывшей Почтовой улицы.
Фрагмент акварели Карла Кольмана. 1820-е годы.
В свою очередь, ганноверский резидент при дворе Петра Великого писал: «При справках один другому описывает место, о котором спрашивает, называя того или иного, кто живет в этой местности, пока не нападет на того, кого знает». (7)
Замечательный краевед Санкт-Петербурга М.И.Пыляев в книге «Старый Петербург» пишет: «При Петре, улицы не имели названий; впервые они получили названия в 1737 году». (8) В другом месте он указывает: «По рассказам современников, во времена Петра в Петербурге, если нужно было найти чью-либо квартиру, то необходимо было описать местность, причем расспросам не было конца, пока не попадался сосед, хорошо знавший дом». (9)
Действительно, еще и в XIX веке дом порой находили по описанию местности. Так, Родион Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского определяет свой адрес так: «в доме Шиля, в квартире № 14, в С-м переулке близ К-на моста. Рядом с Сенной». (10)
По мнению краеведа Анатолия Иванова, в числе благих деяний генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга (с декабря 1777 года) Д.В.Волкова следует прежде всего назвать введение поквартальной нумерации зданий (ранее дома не имели номеров) и приказ установить в 1782 году «42 печи или комелька из дикого камня и из кирпича» на площадях и перекрестках Санкт-Петербурга для обогрева прохожих и ночных сторожей. (11)
Генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга
Дмитрий Васильевич Волков (1718-1785).
СПРАВКА
ВОЛКОВ Дмитрий Васильевич (1718-1785) (12) - государственный деятель. В 1740-х годах служил в Коллегии иностранных дел под руководством А.П.Бестужева-Рюмина. Любимец Петра III, «поклонник Вольтера». С 1755 года секретарь «Конференции при Высочайшем дворе» и доверенное лицо наследника престола великого князя Петра Федоровича, который, став императором под именем Петра III, назначил Волкова членом и тайным секретарем Императорского Совета. Один из участников составления манифеста, подписанного 18 февраля 1762 года императором Петром III, «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству», согласно которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы и могли покинуть ее в любое удобное для них время; те же, кто служил в армии и гвардии, увольнялись с оговоркой: «…служащие по военной части не могут просить отставки или отпуска ни во время кампаний, ни за три месяца перед открытием ее». При императрице Екатерине Великой был Оренбургским губернатором, затем занимал посты президента Мануфактур-коллегии и наместника в Смоленске. Генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга с декабря 1777 года. Масон, в 1774 году посещал ложу «Урания».
Историк А.Дубин связывает появление нумерации домов (первоначальной, поквартальной) с введением в действие в 1785 году «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи»: с тех пор домовладениям стали присваивать номера, а до того они различались лишь по фамилиям владельцев. Номера ставились не порядковые по улицам, а по полицейской части, что создавало значительную путаницу и трудности при поиске домов. (13)
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ
ЗДЕСЬ