Сказка и фэнтези -- где грань?

Dec 01, 2024 09:13

Над этим вопросом я снова стал думать после воспоминания о сказках Андерсена, большая часть из которых едва ли может считаться фэнтези, потому что совсем на похожа на классические примеры фэнтези, не говоря уж о том, что часть сказок Андерсена по сути являет собой эссе в поэтической стилистике (как, скажем, тот же “Тернистый путь славы”, который я ( Read more... )

книжное

Leave a comment

Comments 54

girafanya December 1 2024, 12:29:30 UTC

Все очень хорошо ты проанализировал
Добавлю, что волшебство - это чудо и это врывание свободы в закон и норму. Это делает для меня сказки и фэнтези совершенно божественными историями

Reply

istanaro December 1 2024, 12:31:29 UTC

Да, все правильно, Кыс.

Reply


gorrar December 1 2024, 12:41:37 UTC

Очень познавательно и интересно. Спасибо!

Reply

istanaro December 1 2024, 12:46:24 UTC

Очень рад, что понравилось!

Reply

gorrar December 1 2024, 14:18:19 UTC

Я все перевариваю. А можно ли такие книги как серия "Сталкер" считать фэнтези? Вроде и продуманный мир, не один автор уже пишет о/в нем. Но почему-то мне кажется не фэнтези. А вы как думаете?

Reply

istanaro December 1 2024, 14:34:32 UTC

"Сталкер" - скорее НФ, там развитие образов "Пикника на обочине" (как я понимаю), а это вполне себе НФ.

Reply


marinta December 1 2024, 12:43:23 UTC

Наслышана, что анализ народных сказок выполнил некто Пропп. И сказки нашего времени для детей - это совсем не те, что были сочинены изначально. Старые сказки были страшные. Часто.

Сказки понятны. Фантастика понятна.

А вот фентези я так и не раскусила...

Reply

istanaro December 1 2024, 12:49:06 UTC

Про Проппа я читал (но пока не его самого). И да, изначальные народные сказки были очень жестоки. Но я их здесь и не рассматриваю.

А про фэнтези - собственно, меня фэнтези интересует давно, с 1986 года, когда мои родители попросили для меня книгу на английском для практики в языке, и это был сборник фэнтези, купленный в книжном на Кузнецком мосту.
А потом еще кто-то из писателей упоминал фэнтези в интервью.

Reply

melbaa December 2 2024, 00:43:04 UTC
Насколько я понимаю, если сказки интересны именно как жанр, Пропп обязателен: у него исчерпывающий анализ того, как построены мировые сказки, как в них работают архетипы и т.д.

Reply

istanaro December 2 2024, 09:47:24 UTC

Пропп писал все же про народные сказки, а литературные заметно более рафинированы, и кроме того, в литературных помимо заимствований из фольклора могут быть заимствования из "обычной" литературы. Более того, во времена Проппа жанр фэнтези как таковой в нашем литературоведении еще не был известен (и кажется, первые работы по анализу книг Толкиена - это уже конец 80-х годов).

Reply


alfare December 1 2024, 14:25:36 UTC

Сперва я хотел написать, что не совсем так писал. Не действиям персонажа, а ему самому. Персонаж, то есть, главный герой в сказке - это то, ради чего всё. Сама история и вообще весь мир сказки затеян. Причём, как я писал, из этого не следует, что у этого героя всё будет хорошо, он может и погибнуть и остаться несчастным, но при этом он всё равно будет центром этой вселенной. Сказка - ради героя. Для того, чтобы что-то для него сделать. Например, научить восприятию Чуда. Или воспитать. Или показать какие-то его свойства.

...Но потом подумал, что может быть всё правильно сказано, но другими словами. Может быть, "действия персонажа" здесь равны "собственно персонажу". Этот нюанс я сейчас не пойму, значим он или нет.

Reply

istanaro December 1 2024, 14:36:28 UTC

Мне кажется так - персонажа в литературе мы определяем в основном через его действия, так что разграничить персонажа и его действия практически невозможно. Но да, разумеется, можно уточнять формулировку.

Reply

alfare December 1 2024, 14:39:11 UTC

Ну вот я тоже потом так подумал, что вы в общем-то закономерно использовали "действия".

Хотя всё же разница есть. Поскольку я всегда говорю о сказке в демиургическом дискурсе, то там важен именно персонаж. А вот если переходить в литературный дискурс - то можно заменить на "действия персонажа". Но тогда выползает другой момент: в литературном дискурсе "сказку" определяют не так, как это делаю я.

В общем, тут всё хитро...

Reply

istanaro December 1 2024, 14:42:06 UTC

Скажем так, это уже вопрос "системы координат". Но определение сказки в любом случае где-то более или менее близкое, во всяком случае, разные определения обширно перекрываются.

Reply


timofeikoryakin December 1 2024, 14:33:24 UTC

У Волкова надо разделять "Волшебник изумрудного города" (который сказка, как "Хоббит") и последующие романы (которые фэнтези, как "Властелин колец"). Там и временной разрыв примерно такой же. Недавно обсуждали в КЛФ "Эстель" этот вопрос и я процитировал сцену, которую помню с детства:

===При осаде Изумрудного города Урфин Джюс строит мост.

В эту ночь Дин Гиор и Фарамант тоже не спали: у них был свой дерзкий план. Когда глубокая тьма окутала землю, они бесшумно выбрались за городские ворота. С охапками соломы и горящими факелами два героя бежали к мосту, чтобы сжечь его. Но, добежав, бессильно остановились: пламя факелов отразилось в темной воде. Урфин и медведь сняли крайнее звено моста!

Да, противники были достойны друг друга.

===

Вот последняя фраза никак не может прозвучать в сказке, сказка вся вокруг одного персонажа строится. Перед нами уже история, а значит - фэнтези.

Reply

istanaro December 1 2024, 14:40:00 UTC

В-1-х, очень рад, что ты заглядываешь ко мне!
В-2-х, вполне похоже - "Волшебник" еще несет заметные черты сказки, по аналогии с "Хоббитом" (мир тот же, что и в продолжениях, но стилистика рассказа заметно более сказочная), а последующие книги вполне фэнтези (а "Тайна заброшенного замка" вообще то ли НФ, то ли как минимум Science fantasy).

Reply


Leave a comment

Up