И в заключение темы классификации фантастики поговорим о фантасмагории и о жанрах, примыкающих к фантастике.
Что такое фантасмагория? Определить ее можно так: фантасмагория - это литература, в основе которой лежат грезы и фантазии, реализация которых в произведении представлена не через допущения наук и не через допущения эпоса, мифов и легенд, а через допущения, не имеющие какого-то регулярного основания, в том числе и просто потому, что так захотелось. По сути можно сказать: фантасмагория - это литература о воображаемой реальности, существование которой обосновывается допущением, не являющимся ни научным, ни мифологическим, причем подчас это допущение (или даже набор допущений) попросту абсурдно - достаточно вспомнить, как от героя повести Гоголя отделился его нос и стал самостоятельной личностью. Хотя системное описание этого жанра едва ли возможно (потому что, как шутили мы после первого знакомства с «Хрониками Амбера», «представить себе можно что угодно, хоть апельсины с ушами!»), тем не менее обратиться к нему вполне возможно просто потому, что именно к этому жанру относятся многие широко известные книги. Более того, по сути именно фантасмагория очень часто используется как фантастика-прием для сатиры на какие-то этически недопустимые тенденции и поступки (примеров полно, включая общеизвестную «Сказку о потерянном времени»).
Интересно, что фактически именно в жанре фантасмагории написаны многие детские книги примерно 70-х годов, определяемые как сказки, достаточно вспомнить повести Георгия Садовникова («Продавец приключений», и в большей мере «Пешком над облаками») - ведь сказки обычно основаны на волшебстве, а в этих повестях встречаются и вполне серьезные научные гипотезы (например, «вложенные Вселенные»), и хоть и не волшебные, но уже не характерные для НФ мотивы - мотив путешествия силой мысли, просто так, без использования каких-то волшебных средств (в отличие от фэнтези, где волшебные средства - драконы, Карты и прочее - являются необходимым средством передвижения), и мотив прямого воздействия мысли на мир (если представить, что толщина листа бумаги - расстояние от Земли до Солнца, то точно также силой мысли толщина нескольких пачек бумаги превратится в расстояние до далекой планеты, причем встав на эти пачки бумаги, можно реально достичь планеты). Отчасти можно отнести к жанру фантасмагории и описания «воображаемых путешествий», в которых фактически автор вместе со своими персонажами придумывает путешествие в далекие страны в подробных деталях (пример - повесть ««Мечта» уходит в океан» Леонида Почивалова, вполне сюда относится и «Моревизор» Надеждиной). К «воображаемым путешествиям» можно отнести и мотив, когда герой попадает в читаемую им книгу («Путешествие не кончается» Н. Внукова, а также множество фильмов-сказок, где читатели встречаются с литературными героями разных книг, например, «Приключения в городе, которого нет»). Близка к этому мотиву и «Пересадка» Урсулы, где главные герои попадают в воображаемые миры. Тонкий момент в этом смысле состоит в том, что в психологии хорошо известен такой эффект, как ложные воспоминания (более того, для человеческого мозга переживания, порожденные реальными событиями, и переживания, порожденные придуманными событиями, принципиально неотличимы, на что указывалось, например, в лекциях Т. В. Черниговской), в результате которого граница между реальными и придуманными событиями начинает стираться (на это же указывают сильные эмоциональные отклики на литературные произведения и спектакли), поэтому значимость воображаемых путешествий (а также воображаемых диалогов и т.д.) поднимается. Собственно, идею «путешествий силой мысли» вполне можно считать знаковой идеей фантасмагории. К этой же категории отчасти можно отнести и произведения, где события происходят во сне главного героя (достаточно вспомнить «Щелкунчика» Гофмана и еще множество сказок в подобном духе, например «Смех и слезы» Михалкова, где герой во сне попадает в страну, населенную игровыми фигурами, причем шахматные фигуры - персонажи положительные, а карточные - отрицательные; из классических примеров событий во сне стоит назвать и впечатляющий «Сон Попова» А. К. Толстого; нелишне напомнить, что во сне происходит и действие одного из путешествий Йона Тихого у Ст. Лема, что подчеркивает, что граница фантасмагории с НФ не столь резка, как кажется) - а во сне, как известно, может происходить что угодно, и это избавляет автора от обоснования реальности описанных им событий.
Помимо воображаемых путешествий и приключений во сне (что близко, ведь сновидения -- это подвид воображения, отличающийся от обычных грез лишь отсутствием "рационального" фильтра), можно отнести к фантасмагории и другие книги и фильмы (отнюдь не только детские), основанные на допущениях, не являющихся ни научными, ни волшебными. И «День сурка», в котором неясна природа зацикливания времени вокруг главного героя, и "Не возвращайтесь по своим следам" Владимира Михайлова, где по непонятной причине произошла глобальная инверсия течения времени, и события текут от будущего к прошлому, а люди живут от смерти к рождению, точнее, антирождению, и «Фильм на экране одного кинотеатра» Колупаева, в котором главный герой видит, что в кинотеатре показывают фильм об его обыденной жизни, и «Нос» Гоголя, в котором скорее всего представлены страхи главного героя (страх быть уродливым в глазах окружающих, подвергаться их презрению и т.д.), и фильм "Голос" -- иллюстрация известной юморески Михаила Мишина, в которой герой по непонятной причине время от времени вдруг начинает произносить монологи в стиле дикторов радио...
Стоит отметить, что фантасмагория в основном - типичный пример фантастики-приема. Причина состоит в том, что и сны, и воображаемые путешествия обычно ценны не сами по себе, а прежде всего как иллюстрация - либо как популяризация науки (например, к этой категории можно отнести книги Владимира Левшина про Рассеянного Магистра, где путешествие по придуманным странам используется для популяризации математики, да и тот же "Моревизор" Надеждиной) или каких-то классических художественных произведений (те же «Приключения в городе, которого нет»), либо как притча, написанная ради убеждения читателя в необходимости следовать каким-то правилам и принципам (простейший пример - повесть В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»), или, что весьма близко, как сатира на какие-то явления и события.
А для завершения этой темы (конечно, завершения весьма приблизительного) стоит сказать о жанрах, примыкающих к фантастике. Если у Георгия Гуревича в «Карте страны фантазий», у которого основным жанром представлена НФ, в эту категорию входит не только сказка, но и некоторые жанры реалистической литературы, например, романы об изобретателях, и научно-популярная литература, а также «ненаучная» фантастика, то если принять, что фантастика - это и НФ, и фэнтези, и фантасмагория, то примыкающими жанрами окажутся: а) научно-популярная литература, построенная по принципу «фантастика-прием» (например, те же книги Владимира Левшина про Рассеянного Магистра, или "Необыкновенные приключения Карика и Вали" Яна Ларри, а также книги, где герои беседуют, например, с животными, рассказывающими о том, как они устроены); б) «романы ужасов», готические романы и книги о контактах с потусторонним миром и тому подобное (сюда можно отнести, например, «Вий» Гоголя); в) сказки (отличающиеся от фантастики чрезвычайной условностью в описании мира, где происходит их действие). В принципе, на грани между фантастикой и реализмом лежат и книги, действие которых происходит в явно придуманных городах и странах - придуманных в такой мере, что эти события, хотя и реалистичны по сути, никогда не происходили и едва ли могли происходить в реальных городах и странах (пример - «Орсинийские истории» Урсулы). По сути же оказывается, что грань между фантастической и реалистической литературой не столь резка, как это кажется.