Размышления о творчестве Рэя Брэдбери

Aug 22, 2010 10:37

Сегодня исполняется 90 лет Рэю Брэдбери (здесь интервью с ним ). И это совершенно естественный повод поговорить об его творчестве. А точнее -- я расскажу о своих впечатлениях от его творчества.



Если сказать честно, до определенного момента, где-то до 19 лет, я мысленно откладывал его творчество в ящик с названием "Антиутопия". Этот жанр я никогда не любил -- в силу своей вечной нелюбви к пессимизму. Как антиутопию я воспринимал и "451 по Фаренгейту", и "Марсианские хроники".

Но именно в 19 лет, уже познакомившись с творчеством Толкиена, я перечитал "451", и меня посетила догадка: ведь "451" -- это не просто антиутопия! И эти люди, которые помнят наизусть книги, они хранят их не просто так, а с надеждой, что однажды наступит рассвет, что "день настанет вновь", и что этот мир, где всех людей пытаются превратить в предсказуемых роботов, уступит место миру настоящему. По сути я понял, чем творчество Брэдбери отличается от классических антиутопий -- это тем, что у него есть Эстель.

Очень хороша книга "Вино из одуванчиков" -- книга, которая по сути оказалась прообразом книг Крапивина, книга о детстве и чуде. И... о людях, которые вечно хмуры. Чем не сатирой на дурную взрослость оказывается образ миссис Бентли, которой "сейчас 72 и всегда было 72", и которую "всегда звали миссис Бентли". А ведь действительно -- момент, когда человек перестает верить в чудо, так нелегко зафиксировать, но самое страшное, что после него человек в чудо уже не верит. А можно ли вернуть эту веру в чудо? Может быть...

И очень необычна книга "Надвигается беда" (или "Что-то страшное грядет"). Эта книга -- повод задуматься о том, что такое страх. Просто -- в город приезжает цирк, но что такое этот цирк? Все его "аттракционы" -- это просто устрашение (это не выдумка автора -- я знаю немало людей, у которых клоуны вызывают неприязнь и страх). И кто не испугается, тот победит. И очень толкиеновский, эстельный мотив -- умение выстоять перед страхом приводит победе над ним. Это и вызов Стивену Кингу с его нагнетанием страха, и вызов нынешней культуре кошмара, когда люди готовы бояться, чтобы бояться. И не случайно у Брэдбери проскальзывает мотив, что есть те, кто питается страхами и испытывает радость от того, что заставляет бояться!

И, наверно, не случайно именно "Надвигается беда" считается лучшей из книг Брэдбери, и эта книга очень крапивинская, потому что в ней ключевую роль играют дети, и в этой книге, как ни в какой, бросается в глаза, что автор верит, причем верит не просто, а по-настоящему, и как актуальна эта книга во время нынешней моды на страхи, когда "новые сценарии конца света" появляются чуть ли не каждые три месяца, чтобы овладеть сознанием множества людей! И, может быть, умение сопротивляться страху -- главное умение, которое мы должны приобрести.

книжное

Previous post Next post
Up