первый рассказ о хасидах ХАБАД
автор - Евгений Лобков
БИБЛИОТЕКА ШНЕЕРСОНА
Уже более 20 лет американские хасиды, члены движения ХАБАД, пытаются любыми путями «вернуть» из России в США так называемую «библиотеку Шнеерсона». В США состоялись два судебных процесса, в 2010 году окружной суд Вашингтона признал библиотеку собственностью Нью-Йоркского центра движения ХАБАД, и потребовал от России незамедлительной ее передачи в США или в Американское посольство. В январе 2013 года, в связи с невыполнением Россией этого решения тот же суд объявил о введении против России штрафных санкций в пользу ХАБАДа в размере 50 тысяч долларов за каждый «просроченный» день. Американский суд, как нас учит демократическая пресса, настолько независим, что управы на него нет. Отменить решение суда не в силах ни президент, ни правительство, ни конгресс…
Вряд ли большинство россиян понимают, что все это значит. Что это за библиотека? Кто такой Шнеерсон? Кто может претендовать на права ее собственника? Ответчик - Российская Федерация. А кто же истцы?
Проще всего разобраться с понятием «вернуть в США». Эта библиотека никогда не находилась на территории США, а большая ее часть никогда не покидала территории России.
Со всем остальным гораздо сложнее.
Прежде всего: это была семейная библиотека, поэтому опись не составлялась, регистрационный учет не велся. Кто и когда положил начало собранию - точно неизвестно. Установленным можно считать факт, что на рубеже 19-20 веков ее владельцем был 5-й Любавичский ребе Шолом Довбер Шнеерсон. Библиотека находилась в его доме в Любавичах (ныне - Смоленская область). В 1915 году, опасаясь военных действий или крестьянских бунтов, Довбер Шнеерсон перевез библиотеку в Москву. Сам он в том же году переселился в Ростов на Дону. Почему он оставил библиотеку в Москве, а не перевез в Ростов - неясно.
В 1918 году собрание книг было национализировано советской властью, тем не менее, оно не подверглось распродаже или раздроблению. Шолом Довбер занимал яростно антибольшевистскую позицию и гражданскую войну прожил в Ростове. Советская власть в Ростове установлена только в феврале 1920 года, а спустя месяц Шолом Довбер умер.
6-м Любавичским ребе стал его единственный сын Йосеф Ицхак. Йосеф Ицхак до июня 1924 года жил в Ростове, а затем - в Ленинграде. Пытался ли он вернуть библиотеку - не установлено. Тогда в принципе не было права наследования. Был ли Йосеф Ицхак единственным биологическим наследником? Не ясно…
В 1927 году Йосеф Ицхак Шнеерсон эмигрировал с семьей. При этом вывез часть библиотеки и личный (семейный) архив. Естественно, библиотека пополнялась и за границей. В 1939-40 году ребе Йосеф Ицхак с помощью германских спецслужб был переправлен в США. Большая часть его библиотеки и часть архива была оставлена в оккупированной Польше. Следует заметить, что нацисты уничтожали еврейские культурные ценности в массовом порядке, но библиотеки Шнеерсона это не коснулось. В 1945 году она была разыскана одной из трофейных команд Красной Армии и вывезена в Москву как боевой трофей. В последнее время в дружественных Хабаду СМИ постоянно высказываются мнения, что трофеи следует вернуть, как захваченные нацистами у жертвы холокоста. Скажем прямо, поведение ребе Шнеерсона как «жертвы холокоста», нисколько не напоминает поведение Януша Корчака. Обстоятельства, при которых ребе Йосеф Ицхак выехал из оккупированной Варшавы, остаются загадочными. Определенно можно сказать, что свою паству он оставил на попечение соответствующих структур Рейха. О его участии в борьбе с нацизмом сведений нет.
После войны 6-й и сменивший его в 1951 году на посту руководителя ХАБАДа 7-й ребе Менахем Мендл занимались в частности, организацией хабадного подполья в СССР.
Конец 1980-х, перестройка. Появилась возможность вывезти библиотеку из СССР в США. Но нужно было установить право собственности. Как у 5-го, так и у 6-го ребе было по нескольку прямых наследников. Завещаний или иных документов о передаче библиотеки и архива американской дирекции ХАБАДа не существовало. Следует отметить, что ХАБАД в каденцию Менахема Мендла невероятно разбогател. Создалась угроза, что после смерти седьмого ребе эти средства поступят в распоряжение биологических наследников. Поэтому в 1987 году группой лиц была проведены мероприятия по отстранению биологических наследников 5-го и 6-го ребе от власти и распоряжения семейным имуществом, ибо в случае передачи библиотеки в США она, естественно, должна быть поделена между наследниками. Американский суд, на котором ребе Менахем Мендл не присутствовал по болезни, а от его имени выступала жена Хая Мушка, признал библиотеку собственностью американской дирекции ХАБАДа.
Наступил 1991 год. В обстановке развала СССР сложились благоприятные условия для захвата библиотеки и ее вывоза в США. Делегацию американских хабадников поддерживали М.С.Горбачев, А.Н. Яковлев и их соратники. Перестроечная пресса пыталась настроить общественное мнение в пользу хабадников. И только благодаря слабости тогдашней власти руководство библиотеки не выполнило решение Росарбитража о передаче библиотеки американской дирекции ХАБАДа. Причем ХАБАД претендовал как на часть, национализированную в 1918 году, так и на трофеи 1945 года.
После поражения на повторном процессе 1992 года ХАБАД занялся более важными делами в России, - открытием десятков центров по всей территории, а с 1999 года фактически установлена монополия ХАБАДА под именем ФЕОР (Федерация еврейских общин России) в еврейских религиозных общинах СНГ. Осуществлен захват зданий синагог, ранее не принадлежавших ХАБАДу. В течение этого времени ХАБАД не обострял отношения с руководством России.
Резкое обострение отношений наступило в 2010 году, когда американский судья вынес решение в отношении российской собственности, находящейся на территории России. К сожалению, отсутствие специалистов и удручающее положение с контрпропагандой привели к разногласиям в обществе по данному вопросу. А среди российских хабадников разногласий нет. Их позиция - библиотека должна быть «возвращена» в США. Власти России в ответ на демонстративно антироссийское поведение ХАБАДа проявляют сдержанность.
Хотя следовало бы задать несколько вопросов.
Первый: кто истцы? Почему, якобы, по их поручению действует комитет из 4-х раввинов, ни один из которых не носит фамилию Шнеерсон и не является наследником кого-либо из ребе. Более того, один из «представителей истцов» - главный раввин московской синагоги на Бронной Ицхак Коган.
Но подлинные «истцы» вовсе не Шнеерсоны, и не американская дирекция ХАБАДА. Откроем №1 журнала «Лехаим» за 2001 год, и прочтем материал Леона Фюрта на интересующую нас тему. Леон Фюрт - не безответственный журналюга, он - советник вице-президента США по вопросам национальной безопасности (курсив мой - Е.Л.). Цитирую: «Начиная с 40-х годов, правительство США настаивает, чтобы Москва вернула эти книги законным владельцам. В начале 90-х годов Альберт Гор активно ратовал в сенате США за последовательную политику в этом направлении. Его поддержала администрация президента Буша. Возглавив кампанию, в результате поддержанную обеими партиями, Гор добился принятия законопроекта о том, что часть американской помощи России будет предоставлена при условии возврата этих книг. Позже он добился решения о возвращении Москве архивов города Смоленска <…> только после возвращения коллекции Шнеерсона». «Перед поездкой в Москву в 1993 году вице-президент Гор подтвердил, что занимает в этом вопросе твердую позицию, и ясно дал понять русской стороне: он надеется на немедленный сдвиг в этом деле». «Американское правительство продолжает настаивать на возвращении всей коллекции, и мне хорошо известно, что в этом мы опираемся на поддержку обеих партий. <…> будучи сенатором, Гор стал инициатором законопроекта, способствующего возвращению русскими всей коллекции. Коспонсором этого законопроекта был сенатор Джозеф Либерман». Вот кто подлинные «истцы», а вовсе не хасиды в черных лапсердаках.
Второй: а где же российский патриотизм российских хабадников? Неужели они согласились с своей второсортностью? Вовсе нет! Просто почти все раввины ФЕОР - это граждане США, Израиля, Канады и др. стран, временно проживающие в России. Естественно, выбирая между Отечеством и местом командировки, они предпочитают Отечество. Движение ХАБАД ведет антироссийскую деятельность не позднее, чем с 1917 года. В перестроечные и последующие годы оно при активной помощи своих «агентов влияния» завоевало в России сильные политические позиции, и практически бесплатно получило большое количество зданий и др. объектов. Тем не менее, его американские «коспонсоры», видимо, не вполне удовлетворены результатами его работы, и решили расходы по его содержанию частично переложить на российский бюджет.
Президент России В.В. Путин предложил передать библиотеку новому еврейскому музею в Москве, но руководство музея солидаризировалось с решением американского суда, продемонстрировав, кого оно считает своим начальством.
Г-жа Гениева, директор библиотеки иностранной литературы, проявила щедрость в распоряжении народным достоянием, выразив готовность передать в США документы из личного архива Шнеерсонов (как раз то, что жаждут захватить американские структуры).
Смысл этой атаки весьма глубок. США - страна закона, Россия - страна беззакония, поэтому на ее территории могут действовать американские законы.
Метафорически можно сравнить «Библиотеку Шнеерсона» с яйцом, в котором заключена смерть Кощеева. И Кощей никогда не прекратит попытку заполучить это «яйцо».
Колумнист газеты «Еврейское слово» Борис Соколов не теряет оптимизма: «Но, согласимся, как-то неудобно считать трофеями Красной армии имущество, которое было изъято у владельца нацистами под угрозой смерти. Проблему этой части коллекции тоже можно было бы решить при наличии доброй воли с обеих сторон. Но, похоже, решать ее будет уже другой российский президент». Я считаю, - едва ли стоит ждать, пока Хабад подберет для России более сговорчивого президента. Следовало бы незамедлительно начать публикацию документов из семейного архива Шнеерсонов, - сделать их достоянием человечества. А чтобы американские партнеры не обижались, - вместо библиотеки отправить им обратно всех «посланников ребе».
Евгений Лобков. Челябинск, март 2013.