Часть 3. Изучаем школьную программу в бой-френдли стиле
Глава 6. Помогаем мальчикам с чтением и письмом
Однажды, дожидаясь дочку из школы, Гуриан начал читать сочинения школьников и обратил внимание, что сочинения девочек длиннее и в них чаще встречаются слова, связанные с описанием эмоций и внутреннего мира. Тогда он предложил друзьям- психологам проанализировать сочинения в школах, где учатся их дети, и результатом эксперимента стал вывод, что девочки в среднем используют больше слов и деталей, относящихся к миру чувств.
Что могут сделать родители
Чтение, письмо и сенсорная детализация (sensory detail) высоко ценятся в современном образовании. В среднем в этих областях мальчики отстают от девочек приблизительно на год-полтора. Этот разрыв объясняется тем, что женский мозг просто-напросто лучше приспособлен для производства слов. Хорошая новость: есть способы сократить этот разрыв с полутора лет до несколько месяцев.
Но начинать надо не тогда, когда ребенок уже пошел в школу и начал страдать. Начинать надо не тут и не с этого.
Надо помнить, что первые и главные учителя ребенка - это его родители. Ребенок будет учиться лучше, если его дом - это место, где читают, пишут и говорят.
Языковое развитие тоддлеров
Можно подписать вещи в доме, расклеить карточки со словами. Это легко превратить в игру, например, давать карточку со словом ребенку и просить прикрепить ее на нужный объект. По мере того, как словарный запас растет, карточки надо менять.
Дошкольники
Если ребенок уже умеет читать, купить набор магнитных слов и играть с ними на холодильнике (по очереди с ребенком читать готовые предложения и составлять новые). Не забывайте, что это должна быть игра, она должна быть веселой!
Обыгрываем бытовые дела. Например, ребенок составляет меню, помогает вам составить список продуктов, необходимых для приготовления нового блюда.
Начальная школа
Главный принцип: все «учение» вписано в повседневную жизнь.
Перед тем, как пойти в магазин, попросите сына составить список покупок. Ошибки исправляем, просим переписать. Если все написано верно, разрешаем ему добавить в список какую-нибудь вкусняшку для себя. В магазине пусть он сам найдет нужные продукты и сложит их в корзину.
Купите иллюстрированный словарь. Такой словарь будет настоящим спасением, если ваш сын - визуал или кинестетик.
Заведите семейную традицию похода в библиотеку. Старайтесь, чтобы книг, которые вы читаете, были и книги, написанные мужчинами. Они могут стать для мальчика позитивной ролевой моделью в «вербальной» сфере.
Играйте всей семьей в словесные игры.
Привлекайте свою «родительскую команду». К примеру, пусть ребенок пишет письма бабушкам и другим членам семьи. Сделайте это семейным ритуалом, выделите особое время для написания писем родственникам. В эти письма можно вклеивать картинки (или рисовать их), а ребенок пусть пишет пояснения, обращая внимания на детали (какого цвета машина, какое небо и т.д.). А потом пусть сын сам отправит письмо: наклеит марку, бросит конверт в ящик. Родственники, естественно, должны потрудиться написать ответ.
Подключайте искусство. Музыка помогает детям развивать языковые навыки. Просто слушать хорошо, но лучше всего учиться играть на каком-либо инструменте. «Недавно это было доказано исследованием, проведенные в Китайском Университете Гонконга. Дети, особенно мальчики, которые хотя бы год учились музыке, лучше проходили тесты на вербальную память, чем дети, у которых не было уроков музыки. Китайское исследование показало также, что даже через год после того, как дети переставали заниматься музыкой, их вербальная память все еще была лучше, чем у немузыкальных детей».
Один из веселых способов помочь ребенку установить в голове музыкально-словесную связь - это купить недорогую установку для караоке (но не вздумайте критиковать его пение!).
Средняя и старшая школа
Если ваш подросток уже хорошо читает, то все, что вам нужно - это время, одобрение и хорошая книга.
Если подросток читает плохо, то ему может понадобиться помощь в трех сферах:
- защищайте его в школе, просите пересмотреть методы преподавания словесности.
- найдите книги, которые ему захочется прочитать,
- находите время и силы на чтение, даже если ему не хочется этим заниматься.
Делайте вместе домашнее задание. Не «за», а «вместе».
Количество времени, проведенное у экрана, - это вознаграждение за успехи в учебе.
Находите материал для чтения, который понравится вашему мальчику
Было проведено несколько исследований, которые показали, что успехи в чтении во многом зависят от того, с каким настроением ребенок читает. Скучная школьная программа вряд ли пробудит интерес к чтению. Те же самые мальчики, которые зевают над школьной хрестоматией, с интересом читают «Гарри Поттера», например.
Количественно средний мальчик читает меньше, чем средняя девочка, и тем важнее качественный аспект.
Мальчиков увлекают истории с динамичным сюжетом, им интересны книги, в которых есть дополнительная графическая информация, книги, где много действия (триллеры, шпионские романы, научная фантастика, биографии спортсменов).
Попытайтесь добиться того, чтобы в школе разрешали альтернативное чтение: вместо какого-то совсем уж неподъемного текста из программы ваш сын будет читать то, что ему интересно.
Будьте родителем, который начинает изменения
Главный постулат этого параграфа - родитель должен быть на стороне ребенка и защищать его интересы. Надо разговаривать с учителями и руководством школы, чтобы в методиках обучения учитывались потребности мальчиков. Например, на уроках можно чаще использовать мультимедийные формы подачи материала (видео, фильмы) - и это уже будет шаг к бой-френдли модели.
Добивайтесь возможности корректировать программу. Ничего страшного не случится, если вместо «Джейн Эйр» ваш сын прочитает «Гарри Поттера».
Пусть разрешат мальчикам больше использовать технические средства. Например, вместо доклада мальчик может подготовить презентацию в PowerPoint.
Проблему конспектирования лекций может решить разрешение использовать на уроках ноутбуки. Многим мальчикам письмо от руки дается труднее, чем девочкам, и ноутбук может стать настоящим спасением для них.
Дома и в школе разрешайте мальчикам двигаться во время занятий. Чтобы эта двигательная свобода не стала для учителей, разрешившим такое, кошмаром, организуйте группу родителей-волонтеров, которые первое время будут ходить на уроки и следить, чтобы мальчики не разнесли все вокруг.
Инициируйте дискуссии о времени начала уроков и количестве учеников в классе. Исследования показывают, что чем меньше класс - тем лучше себя чувствуют ученики всех возрастов.
Авторы призывают родителей постоянно быть на связи с учителями и администрацией школы, участвовать в волонтерских программах, быть в курсе происходящего в школе, продвигать идею, что успехи ребенка не исчерпываются оценками за тесты, ходить на все школьные мероприятия, чтобы быть рядом со своим ребенком.
Что могут сделать учителя
Как помочь мальчикам в начальной школе
Гуриан предлагает учителям пересмотреть критерии оценки. Сейчас, когда они знают, что у мальчиков меньшее количество деталей, касающихся чувств, связано с особенностями их мозга, сама собой напрашивается необходимость пересмотреть требование наличия таких деталей в работах с оценкой В. Тогда автоматически многие оценки C у мальчиков превратятся в В. Аналогичные корректировки можно провести для девочек и математики.
Используйте музыку на уроках
«Исследования показали, что в возрасте около 6 лет дети переживают скачок роста в лобной и теменной долях (growth spurt in the frontal and pariental lobes), которые поддерживают такие функции, как пространственное мышление (spatial tasking), языковое развитие и музыкальную восприимчивость ( musical attention). Таким образом, формирование связи между словами и музыкой - ключевой момент для этого периода развития мозга».
Используйте пространственные и визуальные средства
Отличным помощником может стать проектор, он задействует и визуальное восприятие, и пространственное мышление.
Очень полезно рисование. Точно так же, как многим мальчикам легче учить слова, если они соединены в их сознании с музыкой, для других мальчиков может помочь рисовать то, о чем они прочитали.
В институте Гуриана советуют обучать детей способам брэйнсторминга. Одной из такой техник является свободное письмо, которое предваряет письменную работу: «идите и просто пишите в течение 15 минут. Записывайте все, что вам придет в голову». «Мужской» вариацией этого метода может быть рекомендация фиксировать свои мысли при помощи рисунков: «Рисуйте машины, дома, самолеты и все, что может быть частью вашей будущей работы». А дальше пусть дети сами выбирают, какой путь им симпатичней.
Используйте работу в команде и соревнования
Есть мальчики-одиночки, но большинство предпочитает работать в команде. Учитель может использовать эту их склонность, равно как и соревновательность. Можно ставить общую оценку команде и сравнивать между собой не учеников, а команды. Работа в команде - это хороший стресс, подстегивающий работу мозга.
Используйте физические упражнения
Вы уже заметили, что то новое, что мы предлагаем учителям использовать в помощь мальчикам, - это подкрепление вербальной деятельности занятиями, задействующими другие области мозга. «Т.к. у многих мальчиков пространственные, кинестетические, визуальные или музыкальные центры мозга развиты лучше, чем вербальные, мы можем улучшить их вербальное и языковое развитие, «подключая» их сильные центры к слабым. Эта техника хороша и для мальчиков, и для девочек, а для мальчиков, мозг которых функционирует по максимально «мужскому» типу, может оказаться настоящим спасением.
Тело не существует отдельно от мозга. Тело может быть сильной стороной мальчишеского, да и любого детского мозга. В мужском мозгу больше цереброспинальной жидкости (spinal fluid) в стволе мозга, чем в женском». Это одна из причин того, почему у мальчиков учеба непосредственно связана с движением. Используйте физические упражнения не только для того, чтобы сбросить напряжение, но и для того, чтобы стимулировать мозг.
В одной из школ учитель, прошедший тренинг в институте Гуриана, провел эксперимент: перед тестами по грамматике, он спускался с детьми в спортзал и давал им побегать. После этого у многих мальчиков улучшились оценки.
Как помочь мальчикам в средней и старшей школе
Все, о чем говорилось раньше, применимо и к подросткам.
Институт Гуриана настоятельно советует делать программу чтения гибкой, предоставлять детям выбор, что читать.
Разрешайте мальчикам двигаться
Если разрешить мальчикам, которые уже утомились от письма, сжимать во второй руке резиновый мячик (nerf ball), это поможет держать мозг в тонусе. Такой мячик или возможность перемещаться по классу могут очень помочь. Учителя, которые начали пользоваться этими приемами по советам института Гуриана, отметили, что это не вызывает серьезных дисциплинарных проблем, а писать и читать мальчикам явно помогает.
Искусство в помощь
Замечательный способ помочь мальчикам развить свои вербальные навыки, глубже понять литературное произведение - это школьный театр и любые представления, в которых дети принимают участие.
Проводите опросы
«Выше уже говорилось об исследованиях, которые показали, что мужчины демонстрируют более высокие учебные результаты, если учебные материалы пересекаются с областями их личного интереса и сферами, в которых они успешны. Это особенно верно для мальчиков-подростков.
Это знание можно использовать: отправьте мальчиков (и девочек) брать интервью. Ученики, у которых при письме возникают проблемы с использованием деталей, часто пишут лучше после того, как они взяли интервью у кого-то, кто им интересен. К примеру, вы можете предложить своим ученикам взять интервью у пяти человек из их окружения (родители, родственники, сиблинги, учителя, тренеры, видные общественные фигуры) и составить список любимых слов каждого из этих людей. Эта установка на слова - еще один способ поддержать ученика в использовании разных слов. Ученик может подготовить опросные листы с простыми вопросами вроде:
- Вы можете назвать 5 любимых слов7
- Что каждое из этих слов значит для Вас?
- Почему Вам нравятся эти слова?
- С этими словами у Вас связаны какие-то особенные воспоминания?»
Часто интервьюеры используют слова «любовь», «справедливость», «мир» и т.д., и это может быть поводом для обсуждения в классе. Дальше с материалами интервью можно работать по-разному: обсуждать, предложить ученикам составить свои предложения, используя слова из интервью, проиллюстрировать их, сделать плакаты и развесить в классе.
Объединяйте слова и чувства
Предложите ученикам сделать две коробки с картинками. Первая коробка - «Действия» (tasks), вторая - «Мысли и чувства». Для первой коробки пусть ученики найдут картинки, на которых люди чем-то заняты. Для второй - картинки, в которых главное - выражение лица, поза и другие знаки невербальной коммуникации. Исследования показывают, что мальчикам-подросткам труднее считывать невербальные знаки, чем девочкам, и это упражнение поможем им научиться говорить о том, какие чувства, по их мнению, испытывают другие люди.
После того, как в обеих коробках будет достаточно материала, предложите ученикам закрыть глаза и взять по одной картинке из каждой коробки, положить их рядом и написать небольшое эссе. Не обязательно человек с фотографии должен быть героем истории, это скорее история о действиях и чувствах, которые их сопровождают.
Экспериментируйте с раздельным обучением
Мальчики свободней себя чувствуют на уроках словесности, если в группе одни мальчики.
Читают ли герои?
На экране мальчики не видят читающих и пишущих геров. Значит, мы, учителя и родители, должны предоставить им ролевые модели. Это могут быть как великие люди прошлого, так и наши современники.
В следующей главе речь пойдет о том, как помочь мальчика с математикой и естественными науками