похождения волшебного смычка

Jan 26, 2015 11:49

Уже не раз обещала рассказать о том, как у Вани проходят уроки скрипки. Выполняю обещанное. Ваня занимается скрипкой второй год, занимается с интересом. Инициатива исходила от ребенка, поэтому перед нами не стояла задача как-то его "замотивировать" на занятия музыкой. Но как только прошла эйфория первых уроков ("у меня есть настоящая скрипка!", "я играю на скрипке!") мы столкнулись с одной сложностью: часто Ване на уроке больше хотелось водить ногами по потолку, чем смычком - по струнам. При этом учиться ему нравится, и на наши вопросы, хочет ли он ходить в музыкальную школу, ребенок, не колеблясь, отвечает: "Да".
Наша учительница никогда не работала с такими маленькими детьми. Зато умеет играть на скрипке. Я не умею на скрипке. Зато люблю играть с детьми. И мы нашли друг друга :)
Я придумала, как сделать уроки скрипки интересными и эффективными (учиться ходить по потолку можно и не за 400 долларов в триместр, тем более, что урок длится всего полчаса, обидно тратить половину этого времени на раскачку). Все, что было нужно, - это помочь учительнице структурировать урок, придать ему форму, которая подойдет четырехлетнему ребенку.

Помимо скрипки, Ваня любит истории, которые я для него сочиняю. И я начала придумывать сюжеты для уроков. Урок у нас - это сказка, в которой ребенок играет самую активную роль. Вся моя подготовка, как водится, "на коленке", а вдохновение я черпаю в том, что в этот конкретный момент увлекает сына.

Покажу сначала то, что фотографировала.

Вот, это с прошлого четверга. Накануне Ваня играл в капитана корабля. Мы сделали из дивана корабль, прикрепили руль и якорь, повесили парус. Он сам нарисовал карту, повесил ее на стену перед штурвалом и тщательно с ней сверялся.
А на следующий день на уроке его ждала карта страны Домисолии. В этой стране, конечно же, живут нотки. Но вот беда! Налетел ужасный шторм, и нотки унесло из их уютной страны на необитаемый остров. Только одна нотка спряталась от шторма и осталась дома, она-то и придумала, как помочь своим подругам. Она вызвала на помощь волшебный музыкальный корабль. Этому кораблю не нужны ни мотор, ни весла. Чтобы плыть, ему нужна музыка. Каждый раз, когда кто-то играет красивую песенку, корабль успевает сплавать на остров и перевезти одну нотку в родную Домисолию.
Нотки у нас магнитные, а кораблик - из грецкого ореха. Ване очень понравилось класть нотки в кораблик и перевозить их домой.


А здесь злая морская волшебница переловила рыбок и посадила их в аквариум-тюрьму. От бедных рыбок остались только их песенки (у нас тут музыка, а не зоология, поэтому я себе позволяю такие вольности :)). И эти песенки нам  помогут вызволить рыбок. Надо только сделать так, чтобы песенки снова зазвучали!
Вот тут Ваня уже двух рыбок освободил:


С другой стороны на ленточку я подвесила бубенцы, и когда все рыбки обрели свободу, мы устроили оркестр: Ваня с учительницей играли дуэтом на скрипках, а мы с Алисой трясли досочку и гремели бубенцами.

А эта канва для урока скрипки появилась в результате Ваниного увлечения темой замков. Строили музыкальный замок. У нас тут целая тележка стройматериалов. Только цемента нет. А в музыке как? Вроде бы нотки сами по себе, как детали постройки, а сыграешь их одну за другой - и получится мелодия.


Строительство идет полным ходом:


А это с предновогоднего урока. Нотки расшалились и спрятали елочные игрушки. Но когда звучит красивая музыка, нотки отдают игрушки (наклейки) елочке. Вот какая у нас елочка получилась:


Каждый раз я придумываю что-то новое, отталкиваясь от текущей ситуации.

Это не обязательно история. Вот, например, скрипичный ключ с секретом. Склеены два листа бумаги, между ними - подложки из цветной бумаги. Прорезала макетным ножом окошечки и подклеила их скотчем. Ваня открывал окошечки, а оттуда выглядывают обозначения нот. Толкованием они с учительницей занимались. Сыграть песенку, в которой есть эта нота? Проиграть на этой струне определенный ритм? Угадать ее на слух? Окошечко с крокодилом обозначает песню про крокодила, которую Ваня тогда учил. Пустое окошечко - любая пьеса.


История с урока может иметь продолжение.
Вот это - спасенный Ваней кактус. У доброго неколючего кактуса злые червяки украли что-то ценное. Что - мы не знаем. Червяки были вырезаны из цветной бумаги и держались нотками-магнитиками. Играешь - забираешь одну нотку, червяк отваливается. Победили всех червяков и обнаружили под ними прекрасную шляпу. Шляпу надели на кактус, дорисовали кактусу улыбку (и колючки, чтобы его впредь не обижали :)).
А кактус захотел показать свою прекрасную шляпу друзьям-кактусам. И мы сразу после урока поехали в Ботанический сад смотреть сад кактусов. Эта поездка, хоть и была спланирована, для Вани стала сюрпризом. Он давно просил съездить посмотреть на кактусы, и тут все удачно сложилось: папа наш взял несколько дней отпуска и можно было поехать в Ботанический сад в будний день. Отличный урок продолжили отличной прогулкой.


Все, фотографий больше нет.

Что еще помню.
- На той же волне увлечения кактусами на одном из уроков мы растили кактус. Вырезала из цветной бумаги кактус, разрезала его на части фигурными ножницами, чтобы получился паззл. Сыграли - достаем кусочек, кактус подрастает.

-Когда Ваня активно учился читать, я вырезала ему ноты из черной бумаги. Ноты прикрепила скотчем к стене, на обороте каждой ноты - буква или слог. Ваня отрывал ноты, а в конце урока мы сложили из них слово С-К-РИ-П-КА.

- Начиналось у нас все с рыцарской темы. Ваня тогда целыми днями носился в шлеме с мечом и поражал драконов. Я разрешила ему даже в музыкальную школу пойти в рыцарском шлеме. А там: три бумажных дракона охраняют вход в пещеру. В пещере наверняка что-то есть, не будут же драконы просто так сидеть. Шлем-то на голове, а меч мы дома забыли. Что же делать? Мой изобретательный мальчик вполне ожидаемо предложил, чтобы мечом стал смычок. (Учительница была немножко в шоке, ей еще не приходилось видеть,как мальчики смычком тыкают в бумажных драконов, но она уже второй год с нами, за это время ее адаптивные способности неплохо развились). Когда драконы были повержены, вход в пещеру открылся, а там - салют! (нарисованный) А т.к. на следующий день Ваня с папой собирались ехать смотреть настоящий салют с кораблика в честь пиратской недели (и Ваня об этом, разумеется, знал), мы решили, что это его билетик на завтрашний салют.

И т.д.

Мы все - Ваня, я и учительница - довольны тем, как у нас сейчас проходят уроки. Я готовлю сказочно-сюжетную канву урока. Ваня с удовольствием включается, т.к. эта канва перекликается со сферой его игровых или познавательных интересов. Урок начинается с того, что я вешаю на пюпитр магнитную досочку с заготовками и рассказываю историю. Дальше я не вмешиваюсь. Ваня с учительницей решают, что они играют, в каком порядке и как.
Уроки проходят очень эффективно не в последнюю очередь благодаря тому, что у ребенка есть зрительная опора. Его задачи на урок обозримы. Например, он видит, что два дракона уже повержены, остался один, и это его вдохновляет и мотивирует.
Урок естественным образом делится на короткие блоки, между которыми сами собой появляются игровые паузы (перевозим нотку на корабле и играем: может подуть ветер, могут подняться волны...). Эти игровые паузы не затягиваются и не разваливают урок, а, наоборот,  позволяют ребенку отдохнуть, переключиться на более свойственную этому возрасту деятельность и вернуться к учебе в хорошем настроении.
Каждый урок заканчивается ощущением успеха. Нотки вернулись домой, червяки повержены, счастливые рыбы плавают на свободе. И это он, капитан, добрый волшебник и рыцарь, всех спас! Ну и его волшебный смычок, конечно, куда без него :)

фото, сын, 4-5, легко в учении, музыка, скрипка

Previous post Next post
Up