Как мальчики учатся-7

May 16, 2013 15:23


Глава 10. Что делать с неуспеваемостью и низкой мотивацией


«Мотивация в человеческом мозге работает, как цепная реакция света. На одном конце цепочки находится префронтальная кора, часть мозга, которая занимается принятием решение (decision-making part of the brain) и стимулируется учебной задачей, школой, семьей или природной средой, книгой или другой символической информацией. Эта стимуляция начинает свое невральное путешествие (neural journey) в сторону внутренних и внешних сокровищ эмоций, (internal and external treasures of emotions), памяти и понимания, задействуя также лимбическую систему. «О, прикольно!» - «говорит» префронтальная кора, - «Давай-ка посмотрим, что это такое». Этот огонек решения начинает разбегаться по всем «дорожкам» мозга, потому что высочайший мозговой центр, префронтальная кора, так решил. Он включает дорсальный стриатум, участок лимбической системы, который «загорается», если человек доволен или удовлетворен. Он проходит через лимбическую систему, через эмоции и память и возвращается наверх - к пониманию и осмыслению в лобной и височной долях. «Дайте мне еще, еще, еще этой книги (или задачи, или физического упражнения, или игры)», - может сказать лимбическая система. - Я хочу еще больше». Лихорадочно работают эмоциональные центры и химические реакторы - адреналин, кортизол, допамин, эндорфины. Тогда префронтальная кора и лобная доля говорят: «Да, можно и побольше». Так, процесс, который начался с искорки в префронтальной доле,  охватывает в конце весь мозг. Мотивация, таким образом, это сложный и в то же время хрупкий процесс, в котором биохимия, нейротрансмиттеры и невральные ткани работают вместе на понимание, осмысление, выполнение, достижение и успех.

Представив себе, как работает мотивация, мы можем яснее определить, что такое низкая мотивация (undermotication): это недостаточная функциональность (underfunctioning) префронтальной коры человека, центров эмоций и нейронных связок между ними».

Часто этот огонек мотивации начинает затухать уже в детстве, если ребенок находится под прессингом, от него ждут достижений, к которым он еще не готов, и у него постепенно копится сумма неудач, которая окончательно убивает мотивацию уже в начальной школе. Родители, оставляющие мальчика на лишний год в детском саду, поступают мудро, во многих странах шестилетние девочки и семилетние мальчики в первом классе - обычная практика.

Один из моментов, которые делают учебу в школе для мальчиков трудным делом, - то, что там нельзя без последствий проживать необходимые мальчикам состояния покоя (rest state) (о них речь шла в первой части). Схема простая: мозгу потребовался отдых - он «отключился» - кусок урока выпал из сознания - «не понимаю, не успеваю» - падает учебная самооценка и мотивация.

Глава 11. Что родители и учителя могут сделать, чтобы мотивировать мальчиков учиться

1. Учителя, мастера, помощники

Исследования показывают, что наиболее эффективное лекарство от недостатка мотивации к учебе - это регулярное, индивидуальное, полезное, один-на-один общение с наставником.

2. Внимание со стороны других членов семьи.

Подключаем всех дедушек-бабушек, теть-дядь и т.д.

3. Благожелательное отношения со стороны участников родительской команды и специалистов.

Излишняя критика только вредит детям, которые недостаточно мотивированы.

Напротив, надо поддерживать позитив в мальчике. Позитив - это не только одобрение, а еще и «островки компетенциии» (термин д-ра Говарда Шубинера). Надо подчеркивать эффективность мальчиков на этих островках. Мы показываем им те области, в которых они уже успешны, а они потом переносят свое чувство успеха и компетенции на те сферы, где им не хватает мотивации.

4. Контроль над тем, что он смотрит и ест

5. Делаем вместе домашние задания

Если у ребенка проблемы, этот тот случай, когда следует проигнорировать его «оставь меня в покое».

Но если родитель слишком авторитарен и не может провести этот час с ребенком в спокойном  и уравновешенном состоянии, то лучше найти другого помощника.

Еще один вариант - предложить ребенку делать домашнее задание не в своей комнате за закрытой дверью, а там, где он может общаться с вами и другими членами семьи. У слабо мотивированных детей развивается «учебная депрессия» (low-grade learning depression), и надо помочь им преодолеть чувство изоляции и одиночества.

6. Хоумскулинг

7. Используем этапные события для мотивации: водительские права.

Машина как знак особого доверия и расширение сферы ответственности.

Что могут сделать учителя

1. Десять эффективных стратегий:

- общайтесь с такими мальчиками каждый день, интересуйтесь, как идут дела с домашним заданием, в школе, дома, в жизни; потратьте несколько минут на то, чтобы выслушать и дать совет.

- вовлекайте этих мальчиков в жизнь класса,  организуйте групповую работу, попробуйте деление на группы по половому признаку;

- пересадите их поближе к доске;

- скорректируйте свои методики, чтобы дать простор экспериментальным методам обучения, используйте компьютеры;

- позвольте ученикам двигаться, когда они читают, пишут, учатся, разрешите им использовать компьютер;

- дайте им что-нибудь в руки, что можно сжимать, так они будут физически стимулировать свой мозг;

- измените расписание таким образом, чтобы оно подходило подросткам (например, уроки музыки можно перенести на начало дня, чтобы мозг «проснулся»);

- физическая активность необходима для поддержания мотивации, и одного урока физической культуры в неделю явно недостаточно для учеников средней школы;

- чем меньше класс, тем лучше;

- пусть у каждого ученика с низкой мотивацией появится наставник.

2. Не оставайтесь в стороне. Если ученик постоянно не успевает и у него всегда низкая мотивация, нельзя проходить мимо.

3. Помогайте талантливым остающим (gifted nonachivers). Дети, которым все легко и без усилий давалось в начальной школе, часто в старших классах словно натыкаются на стену: им не хватает привычки работать, правильно организовывать свое время и верно соотносить задание и свои силы. Им нужна помощь с организацией учебного процесса, сильная поддержка, видимые знаки прогресса, индивидуальное консультирование.

4. Знаки почета: особые программы и премии.

Ключевая роль мужчин в мотивации мальчиков. Сейчас, когда половина мальчиков растет в семьях без отца, нехватка «мужских мотиваторов» чувствуется особенно остро.

Необходимы мужские ритуалы типа рыбалки, где мальчик получает опыт пребывания в мужской среде, образец для моделирования своей мужской идентичности. У наших предков на каждого мальчика, особенно в период подростковости, приходилось минимум 2-3 мужчины-наставника, которые образовывали круг мужской заботы вокруг мальчика и помогали ему пройти через трудные периоды жизни.  Сейчас отцы могут договариваться друг с другом о совместной заботе о мальчиках.

книги, gurian&stevens, психология, мальчики

Previous post Next post
Up