Как мальчики учатся-6

May 14, 2013 01:17


Часть 4. Если мальчикам нужно больше помощи (Helping boys who need extra help)

Глава 9. Новый взгляд на трудности в обучении, СДВ/СДВГ и поведенческие расстройства

«На долю мальчиков приходится 80% мирового потребления «Риталина». За последние 10 лет рост его потребления составил 500%» (Мишель Конлин, Business week, 26 мая 2003 г.)


Ни для кого не секрет, что огромное количество американских детей «сидит» на «Риталине», а количество диагнозов СДВ/СДВГ растет год от года. Среди детей, которым поставлен этот диагноз, на одну девочку приходится 7 мальчиков.

Вопрос, приводит ли употребление препаратов вроде «Риталина» к атрофии мозга, остается открытым. Ясно лишь, что за всей этой печальной статистикой, стоит какая-то большая проблема.

В последние годы мы многое узнали о мужской уязвимости, мы узнали, что они вовсе не так крепки, как наши культурные мифы и стереотипы их описывают.

К счастью, современная техника позволяет узнать больше.

«В ходе сканирования мозга мальчиков и девочек, ученые заметили не только меньшую активность внимания (less attention activity) у большего количества мальчиков, чем девочек, но так же и меньший кровоток (less blood flow) у мальчиков между частями мозга, отвечающими за управление импульсами (parts of the brain that control impulses). Лобная доля, часть мозга, играющая важную роль в обучении и в управлении импульсами, у большинства мальчиков растет позднее и оказывается у них более уязвимой к нарушениям развития в детском возрасте, нежели у девочек».

Мы обратимся к исследованиям Нэнси Бэйли, которые проводились в конце 1990-х в университете Беркли. «Она исследовала влияние привязанности (заботы) на учащийся мозг мальчиков и девочек, и обнаружила, что дочери матерей, имевших проблемы с формированием надежной привязанности с детьми в детстве, не показывали какого-то значительно снижения интеллектуальных способностей в подростковом возрасте по сравнению с теми дочерьми, которые росли в атмосфере надежной привязанности (хотя у первых девушек наблюдались другие эмоциональные проблемы и проблемы во взаимоотношениях). Напротив, сыновья матерей, не сформировавших надежную привязанность, демонстрировали значительное интеллектуальное отставание в старших классах. Исследования Бэйли показывают, что в обучении женский мозг оказывается в той или иной степени сильнее мужского мозга».

Значимость исследований уязвимости мужского мозга для нашего общества очень велика. Каждый из нас, каждый родитель или учитель, должен использовать их аргументы для разрушения стереотипа о «крепком мужчине».

Часто за диагнозом «неспособен к обучению» на самом деле стоит «уязвим в обучении» (learning-fragile). Задача нашего общества сегодня - вместо навешивания ярлыков принять эту мальчишескую хрупкость и пойти навстречу их нуждам.

Но как же так, ведь мы живем в мужском мире, мужчины повсюду на топовых позициях! Современные исследования расширяют эту картинку:

1. Да, некоторые мужчины оказываются на вершине успеха, но большинство страдает так же, как и все остальные. Быть мужчиной вовсе не означает гарантированно добиться успеха.

2.  Школьные тесты показывают, что если мальчик начал отставать в начале обучения, он до конца школы остается в конце списка. Мы привыкли думать, что «мальчики справятся, они разберутся», но это не так.

3. В целом ряде сфер мужчины (не только мальчики) оказываются очень уязвимы. Они чаще совершают самоубийства. Среди мужчин выше уровень безработицы. Большинство пациентов психиатрических клиник - мужчины, равно как и большинство бездомных.

Мужчины более уязвимы, чем мы привыкли думать.

Первый шаг к изменению сложившейся ситуации - это правильная диагностика. Сейчас появилось оборудование, которое позволяет точно отличать мальчиков с расстройствами мозга от мальчиков, на которых просто повесили неприглядный ярлык.

Современная диагностика - это PET, SPECT и другие способы сканирования мозга, наряду с нейропсихологическими и аналитическими техниками.

Если вашему ребенку поставили диагноз, будь то необучаемость, СДВ/СДВГ, биполярное расстройство или поведенческое расстройство, сканирование мозга - это достоверный, современный способ диагностики для детей с особыми потребностями. Беседа с психиатром, устный или письменный тест, наблюдения учителя или ваши собственные - это важные шаги, но увидеть, что происходит с мозгом вашего ребенка, - это огромная помощь в правильной диагностике.

Помните, что среди ключевых симтомов СДВ/СДВГ: «короткие периоды внимания, импульсивное поведение, сложности с фокусировкой, неспособность сидеть спокойно». Из предыдущих глав книги мы знаем, что каждый из этих «симптомов» на самом деле нормален для миллионов мальчиков. И если кто-то пытается классифицировать их как «патологические», он или она могут совершить фатальную ошибку, которая повлияет на все будущее мальчика. Сканирование мозга не учитывает эти симптомы. Оно дает фотографию мозга. Что на ней можно увидеть?

1. Повреждения височной доли. Возможно, ребенок получил травму, и острые внутренние края черепа (sharp inner edges of cranium) повредили височную долю. Если сканирование показало это, то расстройство, от которого страдает ребенок, - это биполярное расстройство или трудности с обучением (learning disorder).

2. Неактивность или атрофия лобной доли. Если вы видите недостаток крови в определенных областях лобной доли, скорее всего, это СДВ.

3. Низкая активность префронтальной коры. Если она к тому же сопровождается низкой активностью поясной извилины в лимбической системе (что снижает способность сидеть спокойно и фокусироваться на задании), то перед вами мозг мальчика с СДВГ.

Что делать, если Вы услышали: «У вашего сына, вероятно, мозговое нарушение»?

Во-первых, понаблюдать за обстановкой в школе и дома, изучить семейную историю:

- Что мы делаем правильно и неправильно дома в отношении учебы?

- Что в школе делают правильно и неправильно?

- Что делает мой сын, чтобы саботировать учебу?

- У кого еще в семье были проблемы с учебой?

- Как они решили эти проблемы?

Такое наблюдение может занять до трех месяцев, и его надо проводить до начала медицинских диагностических процедур. Это поможет понять, являются ли проблемы «симптомами» либо ненадлежащей организацией учебного процесса (как дома, так и в школе)

Если симптомы не исчезают, следует обратиться к профессионалам. Но если специалист проводит час с вашим сыном и ставит ему диагноз «мозговое нарушение», вам следует попросить его уделить ребенку больше времени, провести больше исследований либо порекомендовать специалиста для «второго мнения».

Важно помнить, что многие доктора не советуют сканирование мозга. В медицинской профессиональной среде нет единого мнения об этой процедуре.

Бывает ли так, что специалист поставил диагноз «мозговое нарушение», а сканирование его не подтвердило? Да, бывает. В этом случае несоответствие мальчика учебной среде, его учебная уязвимость «маскируется» под симптомы расстройств. Для устранения их может потребоваться семейная терапия, со стороны школы - пересмотр отношения к мальчикам, или и то и другое. Мальчику, вероятно, не понадобятся никакие инвазивные процедуры.

Может ли сканер ошибиться? У ребенка есть расстройство, но сканер его не замечает? Да, это может случиться. Все может случиться. Волшебных методов не существует. Именно поэтому Гуриан и Стивенс советуют, чтобы в ходе диагностики использовались и экстернальная диагностика, осуществляемая профессионалом, и, если необходимо, сканирование мозга.

Если диагноз подтвердился, лечение необходимо. 5 основных лечебных процедур:

1. Медикаментозное лечение.

2. Альтернативная медицина и коррекция диеты (снижение количества сахара и увеличение доли полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 в рационе).

3. Психотерапия и арт-терапия.

4. Учеба по особой программе в школе.

5. Изменения в заботе о ребенке, которые касаются родителей и родительской команды.

Что могут сделать родители

Больше внимания. Чем более «проблемный» ребенок, тем больше ему нужно индивидуального внимания. Лучше, если это будет команда взрослых, чем один суперродитель.

Проанализируйте питание и уберите все продукты, вызывающие мозговой стресс (brain-stressing food). Многие симптомы СДВ/СДВГ обостряются из-за фастфуда, сахара и кофеина.

Диетолог, осведомленный о связи питания и мозговых расстройств, составит для вашей семьи программу питания.

Предупредите всех, с кем общается ребенок, о новых стандартах питания в семье, чтобы избежать встречи ребенка с вредными ему продуктами за пределами дома.

Сократите время перед телевизором и компьютером.

Избегайте конфронтаций с сыном. Если  у него СДВ/СДВГ, его мозг постоянно находится в поиске адреналина (adrenalin-seeking brain system), поэтому дети с СДВ/СДВГ сами провоцируют конфликты, чтобы поддерживать необходимый им уровень стимуляции мозга.  Установите границы, за пределы которых не могут выходить конфликты.

Избегайте хаоса, структурируйте пространство. В комнате мальчика избегайте ярких красок и образом. Таким детям необходима скорее сенсорная «дестимуляция», нежели стимуляция.

Поддерживайте баланс между независимостью и ответственностью. Такие дети обычно больше зависят от родителей (даже если много бунтуют), им нужна помощь.

Таким детям необходимы физические упражнения, они помогают им расслабиться.

Помогите мальчику взглянуть на его состояние не как на «расстройство», а как на его особенность, личную задачу.  Пусть он увидит в своих «слабостях» вещи, которые делают его сильнее.

Помогайте ему заметить и оценить свою индивидуальность (у детей с СДВ/СДВГ бывают сложности с формированием представления о собственной идентичности).

Что могут сделать учителя

Работа с таким детьми - трудная задача. Обращайтесь за помощью к профессионалам.

Работайте в команде. Регулярно встречайтесь с другими учителями и родителями.

Убедитесь, что учителя в вашей школе осведомлены о различиях в функционировании мужского и женского мозга.

Используйте раздельные классы и учебные команды. Раздельное обучение позволяет снизить количество дисциплинарных проблем и улучшить успеваемость детей с особыми потребностями.

Введите практику перипатетического (разговора во время прогулки) обучения (peripatetic counseling) как альтернативный формат для мальчиков с особыми потребностями.

Стимулируйте и дестимулируйте мозг мальчиков при помощи мячиков Nerf (nerf balls) и других предметов, которые можно сжимать.

Анализируйте особенности восприятия детей с особыми потребностями.

Уберите из школьной обстановки отвлекающие факторы, быстро движущиеся образы, исключите звуковую перегрузку.

Старайтесь использовать практические способы обучения.

Пусть у каждого мальчика со сложностями в обучении появится наставник (его ровесник или взрослый). Индивидуальное внимание - это лучшая помощь при таких расстройствах.

книги, gurian&stevens, психология

Previous post Next post
Up