В последней главке третьей части книги Гуриана и Стивенс речь идет о раздельном обучении.
Раздельное обучение - это вопрос, который регулярно вызывает споры. В этой книге Гуриан и Стивенс говорят о том, как можно эффективно использовать преимущества раздельного обучения в рамках класса, не школы в целом.
Я не буду пересказывать то, что относится к Америке, потому что не знаю, применимо ли это к российским реалиям в принципе. Гуриан пишет о ряде успешных экспериментов с раздельным обучением в разных странах и разных школах США. Раздельное обучение особенно хорошо себя показывает в средней школе, помогая детям пережить начало подросткового периода в более спокойной обстановке.
Грэхэм Эйбл (Graham Able) высказал предположение, что раздельное обучение дает мальчикам больше преимуществ, опровергая популярный миф о том, что мальчикам лучше учиться в смешанных классах, где девочки подают им «хороший пример».
В школах для мальчиков мальчики занимаются только учебой, им не надо «выступать» с квазимужественными номерами перед девочками или стараться соответствовать гендерным стереотипам «мачизма».
Первый шаг на пути к успешной работе с «классами для мальчиков» / «классами для девочек» - это подготовка учителей и их готовность к сотрудничеству. Если учитель входит в класс, где сидят 28 мальчиков, и его бесит их энергия либо он не знает, как эту энергию направить в нужное русло, - такое «раздельное обучение» никакой пользы не принесет.
Очень многие родители и дети хорошо отзываются об обучении в раздельных классах. Оценки и поведение улучшаются, дети выглядят и чувствуют себя спокойнее. Хотя есть дети, которые предпочитают учиться в смешанных классах. Равно как и родители, которым идея раздельного обучения совершенно не близка. Нет универсального рецепта. Это исключительно вопрос личных особенностей и предпочтений.
Идеальная ситуация - когда школа может предоставить возможность выбора, учиться ли ребенку в смешанном либо в «однополом» классе.
Вопрос, который часто задают, когда речь заходит о раздельном обучении: а достаточно ли в этом случае мальчики и девочки общаются между собой? Имеющийся опыт раздельных классов дает определенный ответ: достаточно. Мальчики и девочки общаются друг с другом на элективных предметах (искусство, музыка, иностранные языки), во время перемен и любых внеучебных занятий.
Еще одно важное преимущество раздельных классов, наряду с лучшей успеваемостью, - это возможность более полноценного сексуального просвещения. Ребята часто стесняются задавать интересующие их вопросы в смешанной компании, а в группе, где все одного пола, чувствуют себя раскованнее.
Коротко говоря, у раздельного обучения есть ряд преимуществ, которые можно использовать, а учитель, работающий с классом, в котором сидят одни мальчики, может корректировать свои действия и методы и добиваться хороших результатов. В таких классах:
- чаще двигаются,
- мальчики могут держать в руках мячики (stress balls),
- чаще появляются диаграммы, графики, рисунки;
- больше задействуется искусство и музыка;
- читают «мальчиковые» книги;
- среди учителей и волонтеров много мужчин.