Оригинал взят у
sri_bavavsenahu в
Рик Скарс «ЭКОВОИНЫ. РАДИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫЭковоины. Радикальное движение в защиту природы. Рик Скарс. Предисловие Дэвида Броуэра. Сокращенный перевод с английского Е.Б. Мигуновой
Rik Scarce, 1990. Eco-warriors. Understanding the radical environmental movement. The Noble Press, ink., Chicago, 291 p.
Скачать полный текст книги >>> здесь:
http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/ecowarriors/Предисловие
Более четверти века назад я писал: «Нам по-прежнему нужны такие защитники природы, которые попытаются сделать невозможное и достигнут его, поскольку не будут знать, что это невозможно». Сегодня некоторые активисты природоохранного движения ясно представляют себе невозможность выполнения своей задачи, и всё же они упорно продолжают её выполнять. Они - совесть этого движения, хотя некоторые, молча наблюдающие уничтожение природы, предпочитают клеить к ним ярлык «радикалов» охраны природы. Однако экологическое прочтение современной истории показывает, что по-настоящему радикальные действия осуществляются теми, кто принёс нам кислотные дожди, парниковый эффект, истребление целых видов растений и животных, кто грабит и присваивает сокровища наших древних лесов, гор и океанов, не думая о том, какой непоправимый ущерб они наносят Земле и её будущему.
Те, кто расточает богатства дикой природы, истребляет диких животных, встречает всё возрастающий гнев новых активистов охраны природы. Старая гвардия природоохранного движения ожидает в бездействии, когда же вернётся то, что давным-давно покинуло её. Тем временем новая гвардия генерирует оживление, движение вперёд внутри этого движения. Она постоянно вносит в него новое дыхание, которое так нужно людям, свежесть новаторских подходов, стратегий, требований и решений. Такова энергия любого движения. Если мы откажемся от творческого противостояния возникающим проблемам и не захотим учиться новому, как сможем мы привлечь других? Ничего не происходит, - даже мышь не придёт в возбуждение - в стоячей воде Общепринятого Благоразумия. Нам нужны новые идеи, поднимающиеся снизу - бьющие родники свежей воды.
Новая гвардия, несомненно, несёт в себе некоторые черты старой в той степени, в которой она стремится быть услышанной и договориться с законодателями о чём-нибудь более существенном, чем очередная шарада. Но в отличие от своих предшественников, она избегает следующего шага - компромисса. Это - выбор каждого. Им гораздо больше нравится сидеть перед бульдозерами или на верхушках деревьев, нарушать привычно-вежливую форму поведения и вмешиваться, чтобы показать жестокость ко всему живому, жестокость, которая скрывается под личиной прогресса и безопасной продукции. Они полны решимости защитить и возродить Землю.
Новая гвардия ставит Землю на первое место, а неумеренные человеческие потребности - в самом конце списка. Она признаёт сложность жизненных сетей и жизни в них, а не вне их. Их слишком мало, и пришли они слишком поздно для того, чтобы повернуть вспять прошлое разрушение, но эти люди не заламывают страдальчески руки по этому поводу. Те, кто называет их Кассандрами, забывают, что Кассандра говорила правду. Худшие эпитеты этим людям не подходят: трус, неверующий, сомневающийся, нигилист, реалист («Мы маршируем навстречу аннигиляции под знаменем реализма» - Ричард Барнет). У них хватает оптимизма считать, что что-нибудь ещё может быть сделано. Они не хотят быть похожими на того практичного человека, «который принял все свои решения, но потерял способность слушать и будет повторять все ошибки своих предков».
Кто-то в этой книге называет меня пессимистом, потому что в своё время я любил цитировать предсказание Аллена Моргана: «Сохранится только то, что нам удастся уберечь в ближайшие несколько лет». Оптимисты природоохранного движения замечают на этом заявлении почти тридцатилетний слой пыли. За последние четверть века были заповеданы миллионы акров ещё неиспорченной земли, однако ещё миллионы были расчищены под застройку, и атака на дикую природу продолжается. Ещё можно найти несколько прекрасных дам, но слишком слабы сердца окружающих их, и некому одержать над ними победу. Мы теряем эти прекрасные места и их законных обитателей из-за всё возрастающих объёмов сплошных рубок, перевыпасов скота, строительства плотин и жилых домов, трубопроводов, дорог, разливов нефти, кислотных дождей, озоновых дыр и самодовольного спокойствия.
Вчерашние бойцы самодовольно откидываются на спинки своих кресел и повторяют, что только медленный, тщательно продуманный курс действий по охране природы будет правильным. Они говорят - спасено девяносто миллионов акров дикой природы, и ведётся успешная работа для её дальнейшего спасения; белоголовый орлан и буйвол возвращены в природу, хотя были на грани полного уничтожения; китобойный промысел сокращается. Такие успехи требуют времени, говорят они, времени и компромиссов. Прямые действия, - когда новая гвардия направляет свои усилия непосредственно к источнику экологического зла и пытается немедленно прекратить творящиеся там безобразия, - только мешают компромиссу. Те, кто выступает с протестом, неся плакаты, сидя на верхушках деревьев или становясь живым препятствием на пути уничтожения природы, является в глазах сторонников умеренных действий пустыми мечтателями.
Мой более чем полувековой опыт участия в природоохранном движении не позволяет мне согласиться с холодной риторикой слишком самоуверенных людей. Не думаю, что мне это когда-нибудь удастся. Белый шум за их словами звучит как мантра материалистов: «Больше, больше, больше, - бездушно и монотонно бубнит она, - больше денег, больше удобств, больше микроволновок. Мы можем иметь больше, больше, больше, сохраняя всё больше, больше дикой природы».
Нет, не можем. В равенстве, приводимом оптимистами, имеется какой-то серьёзный просчёт, и, я думаю, он коренится в экологии, особенно в той степени изменения, которую может, не разрушившись, выдержать экосистема Земли. Естественные изменения в природе происходят медленно, - за редкими и обычно местными исключениями, как, скажем, падения астероидов. Антропогенные же изменения, как мы теперь знаем, могут происходить с поразительной скоростью. Миллионы лет требуются для того, чтобы превратить растения давно ушедших геологических эпох в залежи нефти или угля. Однако всего за две продолжительности жизни пустынной черепахи мы, люди, заварили свою смертельную кашу из ископаемых, выбрасывая яды в воздух и осыпая ими моря и берега. Это наше «больше, больше, больше» приводит к неустойчивому энергоснабжению, к расточению невосполнимых запасов редких и драгоценных минералов, деградации сельхозугодий, к загрязнению воздуха и воды, которые становятся непригодными более для человека, - ко всё бoльшим и бoльшим жертвам, приносимым природой во имя всё большего количества всякого барахла. Всё это делает недостижимым устойчивое общество, о котором мы так любим поговорить.
Если мы не можем согласиться с «оптимистами» природоохранного движения, каков же тогда наш выбор? Прежде всего, не поддаваться им. Присоединиться к ведущим природоохранным организациям, тем, которые описываются в этой и других книгах. Помочь «оптимистам» увидеть разницу. Отдавать им должное, писать им письма, и подталкивать их в нужном направлении. Они же могут содействовать сотрудничеству с системой, внутри которой они работают.
Во-вторых, принять альтернативу, предлагаемую новой гвардией. Как показывает Рик Скарс, эти активисты вовсе не подвержены пессимизму. Они хотят искоренить его источник. Мой опыт показывает, что они любят славно проводить время не меньше всех остальных. Они - не мрачные провозвестники конца света. Они не считают, что непрерывное разглагольствование со своими современниками что-нибудь изменит. Они активно действуют и добиваются результатов. Они громко смеются, много работают и не против пропустить кружку- другую пива. Выпьем за них! Они жаждут с улыбкой войти в обетованную землю, такое место на Земле, где все разделяют высочайшие человеческие идеалы. Они самоотверженно и с глубокой преданностью борются за содружество, духовную близость, свободу, красоту, любовь и справедливость ко всем - людям, другим животным, земле, воде, растениям, и, быть может, ещё нескольким планетам. Зелёный волчий огонь в их глазах свидетельствует об их свирепой решимости, ещё невиданной за двадцать пять лет общественной борьбы, защитить другие существа, которые живут ныне или могут появиться через десятки лет, в грядущие века и эры.
Настала пора начинать новый образ жизни, который приведёт в равновесие искажённое, однобокое отношение человека к природе. Нынешнее индустриализованное общество привержено Силе через Опустошение. Оно замещает незаменимость невозобновимостью. Как и люди сороковых с их поспешным желанием добиться богатства и жить сегодняшним днём, мы слишком часто губим богатства, которые могли бы способствовать нашей устойчивости, и оставляем после себя бросовые земли. Возобновление их источников будет чудовищно дорогим, но пусть за него платят наши дети. Наш вызов, - и он звучит в самом сердце воззвания, с которым обращается природоохранное движение, - жить в изобилии и всё же воздерживаться от горных разработок, вырубки лесов, не забывая о наших потомках и о большинстве других видов, живущих на Земле.
Эти перемены в образе жизни не могут ждать. Если для того, чтобы подтолкнуть общество к более здоровой, экологически безопасной жизни, требуется ломать бульдозеры в гуще древнего леса, - что ж, так тому и быть. Это касается и конфискации сорокамильных дрифтерных сетей, которыми рыбаки хищнически грабят океан. Если освободить шимпанзе, она погибнет в вашем родном городе. Покончим с практикой уничтожения их. Экологический грабёж должен быть остановлен, поскольку ни один самый изобретательный механик не сможет вернуть наши древние леса.
Время компромиссов в природоохранном движении давным-давно прошло. Плюралистическое общество должно находить компромиссы, но эти компромиссы должны быть между защитниками, а не между соглашателями. Общественность устала от летаргической реакции правительства и предприятий на происходящие у нас экологические катастрофы. От древних лесов секвойи до вечных ледников люди берут решение задачи выживания планеты в свои руки, выступая с мирными прямыми акциями. Вы и я - мы все должны стать эко- спасателями. Место, которое мы должны спасти - вся Земля. Результатов наших действий ждут деревья, водопады, каждая песчинка и новые поколения людей и других очаровательных созданий, которые ещё придут на эту Землю, но чьи гены находятся здесь сейчас уже и нуждаются в нашей защите.
Важно, чтобы старая гвардия - наши современники и люди помладше на десяток-другой лет - поняла, откуда пошла новая генерация активистов охраны природы, и что ими движет. Новая гвардия видела, как деликатные попытки умерить грабительские нападения на Землю ни к чему не привели. Они помнят ещё по Нюрнбергскому процессу, что молчаливые наблюдатели таких нападений считаются соумышленниками. Новой гвардии надоело смотреть, как те, кто обязан исполнять законы, превращают процесс защиты свободы каждого в защиту имущества немногих. Они видели, как процесс обращения с призывами превращался в шараду, как за закрытыми дверьми принимались решения ещё до начала их формальных открытых слушаний.
Если из-за огорчений и возмущения новые активисты природоохранного движения время от времени теряют чувство юмора или забывают добавить чуточку остроумия в свои акции протеста, - они заслуживают того, чтобы их простили и напомнили им, что остроумие может быть их главным активом. Если возмущение может привести к безрассудству, и их протесты являются ранним предупреждением, что безрассудство не за горами, - те, кто отказывается предотвратить это безрассудство, становятся опасной движущей силой. Они - соумышленники насилия, которое, как говорит нам история, должно за этим последовать. В истинном смысле, чрезмерная осмотрительность является соучастием в заговоре.
Относительно небольшая группа людей борется сейчас в надежде, что их усилия по спасению природы ещё не являются слишком запоздалыми. Этот дух надежды вдохновляет их. Простые люди это чувствуют и поднимаются на его поддержку. В отличие почти от всех революционеров прошлого, эти активисты пропагандируют жизнеутверждающие стратегии и методы, которым изначально присуща любовь ко всему сущему. Речь не идёт о благородстве и великодушии. Их дело необходимо. И если вам приятно видеть любовь, сочувствие, красоту и немного радости, если это доставляет вам удовольствие, то их дело полезное и благодарное, - и не невозможное.
Дэвид Р. Броуэр, Йосемитская долина, 13 мая 1990 г.
Скачать полный текст книги >>> здесь:
http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/ecowarriors/ Материалы по теории и практике радикальных природоохранных действий.
ТЕОРИЯ
МАНИФЕСТ ЗЕМЛИ
КОНЦЕПЦИЯ «ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ» - Эво Моралес, президент Боливии
ФИЛОСОФИЯ ГЛУБИННОЙ ЭКОЛОГИИ
Билл Деволл, Джордж Сэшнс «ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Родерик Нэш «ПРАВА ПРИРОДЫ. История экологической этики»
Д. Ортон «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕВОГО БИОЦЕНТРИЗМА»
А. Бурковский «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БИОРЕГИОНАЛИЗМА»
Мюррей Букчин «МЫ - ЗЕЛЕНЫЕ, МЫ - АНАРХИСТЫ»
Андре Горц «ЭКОЛОГИЯ И СВОБОДА
С. Фомичев «РАДИКАЛЬНЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ»
В. Борейко «ПРОРЫВ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭТИКУ»
* * *
ПРАКТИКА
Рик Скарс «ЭКОВОИНЫ». РАДИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫ
Дэйв Формэн, Билл Хейвуд «ЭКОТАЖ. Руководство по радикальной природоохране»
Религия и политика движения «EARTH FIRST!»
Дэйв Формэн: СТАВЛЮ ЗЕМЛЮ НА ПЕРВОЕ МЕСТО
* * *
Ян Лундберг «НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНОМУ И ПЕРСОНАЛЬНОМУ КОЛЛАПСУ»
Крис Хеджес «НАЧАЛО СИСТЕМНОГО КОЛЛАПСА»
http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/