Дзета / Z, Франция-Алжир, 1969

Jan 11, 2017 22:15




Посмотрел фильм интернационального режиссера Коста-Гавраса, с творчеством которого я ранее был не знаком, и это стало для меня, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений последнего времени. Потрясающее кино. По жанру это политический триллер/детектив, но «европейского» толка, в противовес «американскому». Если бы к этой теме подошел Голливуд, то почти наверняка получился бы типичный остросюжетный фильм с беготней и стрельбой, обязательной любовной линией, карикатурно-злобными злодеями и непременным торжеством справедливости в финале, где подлые заговорщики покараны (или как минимум вынуждены отступить), а демократические ценности побеждают. Не то дело здесь… Все куда ближе к реальности.

Действие происходит где-то в «условной европейской стране», которая конкретно не называется, но, как гласит вступительная надпись на экране «все совпадения с реальными лицами и событиями НЕ случайны». Понятно, что имеется в виду в первую очередь Греция времен диктатуры черных полковников, но сюжет фильма настолько универсален и актуален для столь многих стран, в т.ч. и ныне, что даже нет смысла уточнять. Все, кому надо - как тогда поняли и оценили, так и сейчас поймут и оценят.

В неназванной стране правит псевдо-демократический, а на деле авторитарный режим консервативного толка. Действие оппозиционных партий дозволяется, но неугодные силы правительство активно щемит с помощью всяких административных мер, издевательски оставаясь более-менее в рамках закона. Даже вполне умеренная левая партия сталкивается с жесточайшим давлением из-за своей социальной и антивоенной программы. Арендованный ими зал собраний закрывают «за нарушение пожарной безопасности». Под разрешенный митинг городские власти выделяют заведомо недостаточное пространство, куда все участники не влезут - чтобы повязать их потом «за шум и нарушение общественного порядка». Не пренебрегают и неформальными методами: агенты полиции в штатском, провокаторы, молодчики с дубинками из ультраправых организаций - масса средств сорвать любые неугодные властям мероприятия. У оппозиции в народе много сторонников, но они опасаются выводить людей на улицы - это чревато массовыми арестами, военным положением, репрессиями и т.д. Игра идет не на равных и по правилам оппонента, но иного выхода нет - приходится вести борьбу сугубо в правовом поле, в заведомо невыгодном положении.

И вот однажды, обстановка резко накаляется. Во время одновременных митингов, проводимых оппозиционными и про-правительственными партиями, было совершено нападение на популярного левого депутата, восходящую звезду политической сцены. Вскоре после происшествия, политик скончался в больнице, а прокуратуре было поручено провести расследование и в сжатые сроки покарать виновных. Дело громкое, действовать надо быстро, а то может и до массовых беспорядков дойти. На первый взгляд, взявшемуся за дело прокурору кажется, что все очевидно: покушение совершено членами ультра-правой организации «Роялистское Общество Западных Христиан», на почве неприязни к политическим взглядам покойного, по собственной инициативе и без ведома руководства. Виновные задержаны и дают показания. Но что-то не сходится. Честный чиновник продолжает упорно распутывать клубок и подвергать сомнению официальную версию, невзирая на настойчивые предупреждения с самого верха. Нет, он не испытывает ни малейшей симпатии ни к погибшему политику, ни к его идеям. Просто принципы не позволяют ему бросить расследование, не докопавшись до истины. А истина такова, что став достоянием общественности, может обрушить весь государственный строй.

По-настоящему захватывающая картина, в которой, по большому счету, мало чего серьезного происходит на протяжении большей части сюжета (после самого покушения). Расследование, допросы свидетелей, сопоставление информации, мелкие пакости (а потом и более серьезные гадости) от невидимых недоброжелателей, а потом… БУМ! Финальный сегмент фильма заставляет испытывать весь спектр эмоций: удивление, ехидный смех, триумфальная радость, разочарование, отчаяние, шок и ужас, решимость и надежда. Не обязательно именно в таком порядке (а может и в таком), но по мозгам бьет здорово.

1960s, кино

Previous post Next post
Up