“And we keep driving into the night
It’s a late goodbye, such a late goodbye…”
Должен сказать сразу, вторая часть мрачных приключений Макса произвела на меня куда большее впечатление, чем первая. Хотя встречал не раз негативные отзывы, еще много лет назад - мол, «второй Максимка опопсел и уже не торт». Вот уж чего не сказал бы! Как по мне - куда более эмоционально-мощная история, пусть и серьезно отличающаяся от оригинала по духу.
Да, здесь действительно нет той отчаянной ярости загнанного зверя, что пропитывала сюжет
первой части: когда нечего терять и некогда рефлексировать - только вперед по трупам врагов, к отмщению! Нет фаталистической усмешки психопата на лице Макса. Нет завываний сильнейшего за сто лет снежного бурана, предвещающего наступление Рагнарека. Много чего нет…
Но есть нечто иное. Щемящее чувство тоски и меланхолии, серое осеннее небо и вечный дождь, да невеселые размышления о бренности бытия, от которых хочется то ли напиться, то ли застрелиться. Невероятно цепляющая история человека, который лишился всего, и осознанно отправился на верную смерть во имя мести, но по странной случайности уцелел - и теперь не может найти смысла в своем существовании. А когда находит - сразу же получает от судьбы новый удар наотмашь.
Вообще, вторая часть вышла заметно более «нуарной» (первая игра все-таки в равной степени черпала вдохновение из классических боевиков). Об этом факте, кстати, свидетельствует даже подзаголовок «A Film Noir Love Story» - в полной мере характеризующий сюжет. Уставший от жизни полицейский, хладнокровная фамм фаталь по ту сторону закона, и их странная любовь на краю пропасти… А вокруг - заговоры и интриги, мафиозные войны, коррупция и предательства, налеты, облавы, теракты, заказные убийства и трупы-трупы-трупы.
Смену актера, «сыгравшего» Макса в комикс-вставках (что вызвало в свое время немалую попоболь среди тру-фанатов) я воспринял благосклонно. Тимоти Гибс со своей суровой внешностью «типичного детектива из американских фильмов» в данной истории был куда более уместен, чем Сами Ярви / Сэм Лейк с его сардонической маньячной усмешкой.
Что касается чисто игровых аспектов, заслуживающих упоминания, то существенных лишь два.
Во-первых, графон даже сегодня очень нестыдно смотрится. Исключительно детализированные интерьеры. Погодные эффекты на улице. Физическая модель, разрушаемое окружение, разлетающиеся от взрывов предметы. Трупы врагов, которые громыхают вниз по лестнице, пересчитывая ступеньки руками и ногами.
Во-вторых, регенерирующий счетчик буллет-тайма - решение спорное, несколько упростившее игру. Но у меня нареканий не вызвало, тем не менее. "Играл в это ради сюжета", так что грех жаловаться.
Злые улицы ждут своего героя, который избавит их от человеческого мусора.
У Чака Норриса есть удар ногой с разворота, а у Макса Пейна - стрельба с двух рук в прыжке. Это ответ на все вопросы и инструмент, решающий абсолютно любые бытовые проблемы в жизни.
В некоторых главах Макс может заручиться поддержкой дружественных эпизодических персонажей, которые будут (при удачном стечении обстоятельств) сопровождать его какое-то время и прикрывать огнем (а также радовать забавными комментариями). Личности это разные. Вот, например, соседи по подъезду - шлюха и алкаш. Как бы намекает, в каком чудесном элитном районе проживает цвет и гордость Нуар-Йоркской полиции.
Или вот такие душевные мафиози, случайно принявшие Макса за своего.
А есть и вот такое. Винни Когнити, оказывается, фанат мультика "Капитан Бейсбольная Бита" - и сейчас познает цену своего фанатизма. А нам этого придурка и морального урода приходится сопровождать и защищать от недругов. Самая, пожалуй, раздражающая глава.
Подзаголовок "The Fall of Max Payne", помимо двух символических, иногда принимает и вполне буквальное значение. Игорь тонет Макс падает! И делает это неоднократно на протяжении сюжета...
Отдельный момент - внутриигровые телесериалы, которые показывают в телевизорах, разбросанных по уровням (вообще, эта фишка свойственна почти всем играм Remedy, начиная с первого "Макса" и заканчивая "
Аланом Уэйком"). Тут сериалов четыре:
"Адрес неизвестен", (мрачный психо-триллер о сыщике и маньяке, в духе Линча)
"Dick Justice" (Буй Законников, бгг. Пародия на сюжет оригинального Max Payne, только с негром, в стиле blaxploitation)
"Лорды и Леди" (пафосная мелодрама из жизни аристократов)
"Приключения Капитана Бейсбольной Биты" (мультик про супергероя).
Что характерно, сюжеты всех четырех, если внимательно их смотреть - отчасти перекликаются с сюжетом самой игры и отражают происходящие в ней события.
Парк развлечений, созданный по мотивам шоу "Адрес неизвестен" . Одна из самых атмосферных и запоминающихся локаций в игре.
А еще я испытываю странную теплоту к "мирной" главе в полицейском управлении, когда Максу сказали классическое "Оружие и жетон на стол!"(с) Там еще будет отсылка к киноленте "Нападение на 13 участок", что тоже порадовало несказанно.
Сцены кошмаров не такие психоделически-жуткие, как в первой части, зато более изобретательные и разнообразные.
Мона, бывшая по сути лишь второстепенным персонажем в первой части, на сей раз находится в самом центре интриги. Ну и в центре нездорового внимания Макса, разумеется. Ничего хорошего никому из них это не сулит.
В том числе в нескольких эпизодах нам даже дают поиграть за эту хладнокровную киллершу, представляя взгляд на определенные события с ее перспективы.
Комиксы, через которые рассказывается сюжет в промежутках между главами, традиционно прекрасны. Тот случай, когда перерисовка фотографий - наиболее подходящий стиль.
Загрузочные экраны тоже чудесны практически все без исключения.